• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Правовое регулирование политической рекламы

Закон о рекламе применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ.

Однако отнесение информации к рекламной ограничивается сферой действия Закона о рекламе (статья 2), который специально выделяет случаи, когда та или иная информация не рассматривается в качестве рекламы, а потому исключает возможность ее регулирования нормами рекламного законодательства.

Закон о рекламе устанавливает, что из-под его действия выведена политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума. Исключая политический контекст рекламных сообщений, он тем самым в большей степени ориентирует политическую информацию на действие избирательного законодательства. Соответственно размещение политической рекламы, равно как и агитация, регулируется общими требованиями избирательного законодательства РФ, установленными для предвыборной агитации, а не Законом о рекламе.

Определение политической рекламы было дано в Постановлении Центризбиркома РФ от 20.09.1995 N 18/149-II. В соответствии с ним политическая реклама - это распространение сведений (объявления, призывы, видео-, аудиоролики и т.п.) участниками избирательного процесса через СМИ об избирательных объединениях, избирательных блоках, кандидатах в депутаты с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, подчеркивание доминантного достоинства рекламируемого объекта) и признаваемых в качестве признаков рекламы федеральным законодательством и практикой СМИ, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты.

Кроме того ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламные конструкции должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

Таким образом, в данной норме закрепляется целевое использование рекламной конструкции. Размещение на рекламной конструкции иной информации, не подпадающей под понятие рекламы или социальной рекламы, является нарушением целевого использования рекламной конструкции.

Вместе с тем из указанного запрета есть исключение, связанное с политической рекламой.

Как указано выше, политическая реклама, а также агитационные материалы не подпадают под понятие рекламы, применяемое в Федеральном законе "О рекламе".

Частью 9 статьи 64 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" допускает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации по вопросам референдума.

Часть 8 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также содержит аналогичное положение и предусматривает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации, а также предусматривает обязанность лиц, оказывающих рекламные услуги, обеспечить участникам избирательного процесса равные условия для размещения агитационных материалов.

При таких условиях комплексное толкование положений законодательства должно осуществляться с позиций Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что права и свободы человека являются высшей ценностью государства. При этом к важнейшим правам граждан относятся их избирательные права и право на участие в референдуме.

Поэтому, учитывая, что Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" имеет приоритет перед Федеральным законом "О рекламе", а Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит аналогичные с Федеральным конституционным законом положения по вопросу размещения агитационных материалов, размещение агитационных материалов на рекламных конструкциях допускается в период проведения агитации по вопросам референдума и предвыборной агитации.

Указанная трактовка положений законодательства Российской Федерации позволяет обеспечить реализацию избирательных прав граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, и исключает их возможное нарушение в период проведения предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума.

Следует отметить, что за пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается.

 

Требования к содержанию агитационных материалов устанавливаются пунктом 9 статьи 48, пунктом 2 статьи 50, пунктом 2 статьи 54, пунктами 1, 1.1, 5.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".  Требования к срокам распространения и порядку размещения агитационных печатных материалов установлены пунктом 1 статьи 49, пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Несоблюдение вышеуказанных требований является основанием для привлечения соответствующих субъектов избирательного процесса к установленной законом ответственности (отказ в регистрации либо отмена регистрации, назначение административного наказания в соответствии со статьей 5.10 или 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и др.).

В случае нарушения требований к содержанию агитационных материалов, к срокам распространения и порядку размещения агитационных печатных материалов избирательные комиссии принимают меры по устранению допущенных нарушений, в том числе на основании пункта 8 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обращаются в правоохранительные органы с представлением об изъятии незаконных материалов (включая их снятие).

При этом согласно протоколу № 2 совещания по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях от 06 августа 2007 года и в связи с вступившими в силу 25 июля 2007 г. изменениями в Федеральный закон "О рекламе", а также поступлением депутатских запросов по размещению политической рекламы на рекламных конструкциях ФАС России и ЦИК России отметили следующее:

1. С учетом позиции, отраженной в приложении к Протоколу от 20.06.2007, подтвердить, что в течение агитационного периода политическая реклама, то есть предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума, может размещаться на рекламных конструкциях в соответствии с избирательным законодательством.
       2. В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", вступившей в силу 25.07.2007, признать, что в период до начала и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации*, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оплата рекламы не связанной с выборами деятельности политических партий и иных избирательных объединений, отдельных политических деятелей с использованием фамилии или изображения кандидата, наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда.

3. Материалы, содержащие призывы голосовать за либо против кандидатов, списка кандидатов или политические партии в целом до начала агитационного периода не допускаются к размещению на рекламных конструкциях. При этом агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией списка кандидатов.
 

 

*Согласно статье 2 Федерального  закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ  (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарант иях избирательных прав и права на участи в референдуме граждан Российской Федерации»

агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной компании, компании референдума;

агитация предвыборная (предвыборная агитация) – деятельность, осуществляемая в период избирательной компании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).