• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Ответы Кировского УФАС России на наиболее часто задаваемые вопросы в области рекламного законодательства

1. В рекламе торгового центра указано наименование оптики (массажного кабинета), которые осуществляют деятельность в данном центре. Будет ли относится данная реклама к рекламе медицинских услуг?

Частью 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В случае, если в рекламе указывается наименование организации, предоставляющей медицинские услуги, либо реализующей лекарственные препараты, к такой рекламе не предъявляются требования части 7 статьи 24  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе». Между тем, ссылка в рекламе торгового центра на наименование реализуемых в организации лекарственных препаратов, оказываемых медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, является основанием для применения положений статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

 

2.  Является ли нарушением статьи 24  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама различных программ похудения, содержащая гарантии результата (например, 100% результат, 100% гарантия похудения)?

Реклама методов (программ) похудения, в основе которых в качестве средств для похудения используются лекарственные препараты или средства народной медицины, должна соответствовать требованиям статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в том числе, должна быть достоверной и не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.  

Реклама, в которой предлагаются методы похудения с использованием БАДов, должна соответствовать положениям статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в том числе не должна:

- создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

- побуждать к отказу от здорового питания;

- создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

 Необходимо отметить, что такая реклама, помимо вышеизложенного, не должна нарушать установленные общие требования к рекламе.

 

 

3. Должна ли реклама татуажа (перманентного макияжа) соответствовать части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»?

В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от  23.12.2010 года № 1072-ст, перманент включен в «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОК 002–93(ОКУН) в раздел «Бытовые услуги» (документ утрачивает силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», татуаж (перманентный макияж) является медицинской услугой. Соответственно, татуаж (перманентный макияж) может быть как бытовой услугой, так и медицинской.

 Для определения категории данной услуги в качестве бытовой или медицинской необходимо исходить непосредственно из содержания рекламы, а также условий фактического предоставления рекламируемых услуг.

 

4. Какую информацию необходимо включать в рекламу, если в ней указаны услуги по страхованию, при этом получить данную услугу можно в любой страховой организации?

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Согласно части 2 указанной статьи Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:

- содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

- умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Соответственно, если в рекламе идет речь о страховой услуге,  то, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», необходимо указывать наименования всех тех страховых организаций, которые предоставляют такую услугу в отношении рекламируемого товара. 

Необходимо учитывать, что, если в рекламе сообщается хотя бы одно из условий оказания страховых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, то наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламе полного перечня таких условий.

 

5. Является ли информация о продаже натяжных потолков рекламой товаров при дистанционном способе их продажи?

 

В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

 Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

При определении наличия либо отсутствия признаков нарушения рекламного законодательства в рекламе натяжных потолков, антимонопольный орган будет исходить из условий каждого конкретного случая в зависимости от содержания рекламы и  фактических условий продажи. Согласно определению, установленному Правилами продажи товаров дистанционным способом, реклама натяжных потолков может считаться рекламой товаров при дистанционном способе их продажи. При этом следует учитывать, что если товар предлагается к реализации менеджером с использованием образцов товара для непосредственного ознакомления с ними покупателя, с выездом на дом, произведением замеров и расчетов, это не может расцениваться как продажа товара дистанционным способом.

 

6.  Будет ли нарушением статьи 21 Федерального закона «О рекламе» упоминание в рекламе о том, что при покупке какого-либо товара - бутылка шампанского (вина /пива) в подарок?

Требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

В случае, если в рекламе имеется ссылка на возможность получения в качестве подарка бутылки шампанского (вина/пива) в рекламе иных товаров, то указанная реклама не будет являться рекламой пива (вина), при условии невозможности определить производителя такого напитка или его марку. При этом следует помнить, что в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в рекламе любых товаров не допускается демонстрация потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Необходимо учитывать, что если в данном случае объектом рекламирования будет являться стимулирующее мероприятие, то реклама должна соответствовать требованиям статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в ней должны быть указаны:

- сроки проведения такого мероприятия;

- источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.