ОБОБЩЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (ОБРАЩЕНИЯ), ПОСТУПИВШИЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ 21.02.2018

1. Вопрос: Можно ли предъявить к участникам закупки требование об отсутствии у них штрафов и пеней при исполнении контрактов?

Ответ: Статьей 31 Закона № 44-ФЗ определены  требования к участникам закупки, которые устанавливаются заказчиком при осуществлении закупки, среди которых отсутствует требование, указанное в вопросе.

Более того, согласно ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ. Соответственно, заказчик не вправе требовать от участников закупок отсутствия штрафов и пеней при исполнении ранее заключенных контрактов.

2. Вопрос: Можно ли участнику закупки обжаловать в антимонопольный орган уже заключенный контракт?

Ответ:  Сроки для обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии установлены в  ч.ч. 3-5 Закона № 44-ФЗ. По общему правилу срок для подачи жалобы в контрольный орган – не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС последнего из протоколов.

Возможность обжалования в контрольный орган уже заключенного контракта Законом № 44-ФЗ не предусмотрена.

3. Разъясните порядок заключения договора аренды муниципального имущества на новый срок.

Ответ: В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского Кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в случаях, предусмотренных законом (например, частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), договор аренды в отношении государственного имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Указанным Пленумом ВАС отмечено, что договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Стоит отметить, что заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов или соглашения о продлении договора аренды без проведения торгов стало легитимным с 06.12.2011, но исключительно при соблюдении условий, установленных частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

4. Разъясните действующее законодательство в части вопроса законности закрепления объектов теплоснабжения на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, учредителем которого является администрация муниципального района.

Ответ: В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения является вопросом местного значения городского, сельского поселений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что сельское поселение самостоятельно решает вопросы, связанные с организацией в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Пункт 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ наделяет органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, правом заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

С учетом вышеизложенного, полномочие по закреплению за муниципальным предприятием имущества, находящегося в муниципальной собственности, может быть реализовано только собственником муниципального имущества – поселением, в собственности которого находятся объекты теплоснабжения.

Таким образом, по мнению Кировского УФАС России, закрепление объектов теплоснабжения, находящихся в собственности поселения, на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, учредителем которого является муниципальный район, не может быть реализовано с учетом положений действующего законодательства.

5. По каким параметрам можно разграничить понятия реклама и вывеска?

В соответствии с пунктом 1 статьи  3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Соответственно, рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, с том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указную информацию на вывеске.

Указание юридическим лицом своего наименования, коммерческого обозначения, профиля деятельности либо ассортимента реализуемых товаров на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы, и предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей.

Вместе с тем, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Следовательно, конструкции, содержащие информацию о о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещение на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

(Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.12.2017 №АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама»),

6. Можно ли квалифицировать действия организации по распространению недостоверной информации о своей деятельности либо об организации конкурента на своем официальном сайте в качестве акта недобросовестной конкуренции?

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Пунктом 9 статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что недобросовестная конкуренция представляет собой любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Перечень актов недобросовестной конкуренции приведен в главе 2.1 «Недобросовестная конкуренция» Федерального закона.

Статьей 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет не недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Любые вышеуказанные действия в большинстве случаев имеют явно выраженный негативный оттенок и используется недобросовестными участниками рынка для подрыва доверия к конкуренту с целью его устранения или снижения конкурентоспособности. Конечной целью дискредитации является подрыв авторитетаимиджа и доверия к компании конкурента либо его продукции как со стороны клиентов, в том числе потенциальных, так и партнеров. Для подрыва доверия или авторитета бывает достаточно обнародования каких-либо негативных фактов, мнений, компроматов.

Применительно к хозяйственной деятельности под критерий порочащих сведений могут подпадать не только сведения об очевидно неэтичном поведении лица, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, но и те, которые ставят под сомнение конкурентоспособность и рыночную состоятельность добросовестного хозяйствующего субъекта.

В соответствии с положениями статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции»  не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.

Целью данной формы недобросовестных действий является привлечение покупательского (потребительского) спроса путем введения в заблуждение (обмана) потребителей в отношении предлагаемых им товаров (работ, услуг). Хозяйствующий субъект создает у третьих лиц ложное представление о тех или иных качествах реализуемого товара и (или) о своей квалификации как участника рынка. Такие действия отвлекают потребителей от добросовестных субъектов предпринимательской деятельности и создают у потребителей или потенциальных контрагентов определенное впечатление о товаре и его свойствах, которые не соответствуют действительности.

Соответственно, распространение недостоверных сведений третьим лицам, в том числе посредством размещения на своем официальном сайте, как в отношении своей деятельности, так и в отношении хозяйствующих субъектов – конкурентов можно квалифицировать в качестве акта недобросовестной конкуренции при наличии в совокупности всех признаков, установленных пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции».

7.Вопрос: Между сетевой организацией и гражданином заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома. С момента заключения договора прошло уже около года, однако технологическое  присоединению к электрическим сетям не осуществлено. Как гражданину защитить свои права?

Ответ:  порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии  к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Пункт 3 Правил технологического присоединения определяет, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В пункте 16 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителем должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях (бездействии) сетевой организацией по невыполнению мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в сроки, установленные Правилами технологического присоединения, содержится нарушение ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

За защитой своих нарушенных прав гражданин может обратиться в Кировское УФАС России.

8. Вопрос: собственник трансформаторной подстанции (индивидуальный предприниматель) отключил от электроснабжения потребителя, который был подключен к данной подстанции. Как потребителю защитить свои права?

Ответ: пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, устанавливает, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электриче­ским сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку электрической энергии потребителю, энергетические установки которого присоединены к их электрическим сетям.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным органом по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За защитой своих нарушенных прав в таком случае потребитель может обратиться в Кировское УФАС России.