Сергей Пузыревский:экономика должна отвечать современным вызовам

Представители органов власти субъектов РФ, научного сообщества и сотрудники ФАС России обсудили в г. Сочи опыт развития конкуренции в регионах
 
«Экономика должна отвечать современным вызовам и не иметь препятствий для эффективного развития. И без развития конкуренции эти условия недостижимы. В рамках сегодняшней дискуссии мы сможем обсудить проблемные вопросы развития конкуренции и найти конкретные решения», - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, открывая Всероссийскую научно-практическую конференцию «Стратегия развития конкуренции в России: опыт регионов».
 
Он напомнил участникам конференции о задачах, поставленных Президентом России и Правительством Российской Федерации по итогам вышедшего Указа №618, состоявшегося Госсовета по развитию конкуренции и распоряжения №1697-р.
 
«Указ, подписанный Президентом, исторический документ. Перед всеми уровнями власти Российской Федерации поставлена задача – предпринять все возможные средства, которые позволят развивать конкуренцию. Первый пункт Указа говорит о том, что развитие конкуренции в стране – приоритет в деятельности Президента, Правительства, федеральных и исполнительных органов исполнительной власти, муниципалитетов. Безусловно, сфера здравоохранения не менее важна, однако в случае отсутствия конкуренции в ней, проблем не избежать», - сообщил он.
 
Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов рассказал об основах госполитики по развитию конкуренции
 
«Конкуренция является основой экономического развития и не может быть второстепенной задачей в деятельности органов власти. Последние три года в числе основных проблем развития конкуренции, о которых мы докладывали в Правительство: высокая степень госучастия в экономике, незначительная доля малого бизнеса в ней, нарушения со стороны органов власти, дискриминационный доступ к объектам инфраструктуры и ресурсам, несовершенство регулирования естественных монополий, существующая тарифная политика и картелизация российской экономики. Именно эти негативные причины не позволяют сделать шаг вперед», - уточнил он.
 
Сегодня в рамках реализации поручений Президента ведомство готовит нормативный каркас*, который позволит выполнить поставленные задачи.
 
Также Артем Молчанов рассказал о новых вызовах, требующих оперативной законодательной реакции. В условиях экономических санкций нужны взвешенные решения по импортозамещению, легализации параллельного импорта, а цифровизация экономики требует модернизации методов противодействия монополизации цифровых рынков.
 
«Я убежден, что субъекты Российской Федерации – это опора единой конкурентной экономической политики страны. ФАС России – центральный аппарат и территориальные органы готовы работать с регионами по разработке «дорожных карт», утверждению ключевых показателей и оказать всю необходимую поддержку для реализации задач Президента», - заключил начальник Правового управления ФАС России.
 
«Мы рады, что мероприятие проходит в стенах нашего ВУЗа. Мы принимаем активное участие в комплексной работе по развитию конкуренции. Университет и Правительство Краснодарского края заключили соглашение о сотрудничестве в этом направлении. Сегодня мы проводим мониторинг 5-ти конкурентных рынков», - сообщила ректор Сочинского государственного университета Галина Романова.
 
Заместитель министра экономики Краснодарского края Светлана Салтанова в рамках пленарного заседания конференции рассказала о реализации Нацплана в регионе.
 
«Важно, что мы начинаем не с чистого листа, а с ранее внедренного Стандарта развития конкуренции в регионе. За три года было выстроено взаимодействие между министерством и антимонопольным органом, иными региональными и муниципальными органами власти», - уточнила она.
 
В июле 2018 года ФАС России и Правительство субъекта заключили соглашение о сотрудничестве в вопросах развития конкуренции. Сегодня в регионе проводится работа по актуализации региональной и муниципальных дорожных карт, образовательная кампания для сотрудников муниципалитетов, ответственных за конкуренцию.
 
«На сегодняшний день регионом достигнуты плановые показатели в 20 отраслях из 41 отобранных, и мы выступили с инициативой добавить 9 новых рынков. Также в настоящее время мы изучаем проекты «дорожных карт», подготовленных муниципальными органами власти. Регион демонстрирует устойчивый рост в сфере сельского хозяйства, промышленности, строительства, и основа такого роста кроется в развитии конкуренции и демонополизации отраслей», - подчеркнула Светлана Салтанова.
 
Начальник Контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин представил доклад «Стандарт развития конкуренции в субъектах РФ: опыт и направления развития».
 
В число регионов-лидеров по реализации Стандарта на социально-значимых рынках вошли Самарская и Томская области, Пермский край (рынок дошкольного образования), Москва, Республика Дагестан (медуслуги), 17 регионов достигли необходимых показателей в сфере ЖКХ и пассажирских перевозок.
 
Показатель в 60% на рынке услуг связи выполнили 69 регионов, по направлению розничной торговли лекарствами (88-90%) и на рынке пассажирских перевозок (75%) - 46 и 67 субъектов соответственно. При этом 15 субъектам на рынке транспорта удалось достичь показателя в 100%», - сообщил он.
 
Целевых показателей Стандарта не удалось достичь на рынке медуслуг - 27 субъектам, в сфере ЖКХ - 21, а в области организации розничной торговли на рынках и ярмарках - 26 регионам.
 
Так же он уточнил, что с каждым годом количество приоритетных рынков, выбранных регионами, увеличивается.
 
«Проведя анализ проделанной работы на рынках, многие субъекты добавляли в Стандарт новые рынки. Наиболее популярными стали агропродовольственные, промышленные рынки, сфера строительства и туристской индустрии. Такие рынки запускают мультипликативные эффекты развития конкуренции на связанных рынках», - уточнил Владимир Мишеловин.
 
В 2017 году субъекты выбрали 150 дополнительных рынков. Например, в Республике Татарстан - 13 отраслей, Белгородской области и Удмуртской Республике 12 и 10 рынков соответственно.
 
Также он рассказал о лучших региональных практиках развития конкуренции на госзакупках (г. Москва и Республика Татарстан) и на муниципальном уровне (Московская область и Краснодарский Край).
 
В заключительной части мероприятия выступил руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович с докладом о механизмах учета региональной специфики субъекта РФ при реализации Нацплана и Стандарта развития конкуренции. Он обратил внимание участников конференции на то, что поручения Президента и Правительства в первую очередь направлены на повышение степени удовлетворенности потребителей.
 
*- «Пятый (цифровой) антимонопольный пакет»;
- Законопроект о процедуре антимонопольного контроля создания ГУПов и МУПов;
- Законопроект о принудительном лицензировании;
- Законопроект об отмене Закона о естественных монополиях;
- Законопроект об основах государственного регулирования цен (тарифов);
- Законопроект об антимонопольном комплаенсе;
- Законопроект об отмене иммунитетов для интеллектуальной собственности;
- Пакет поправок, направленных на борьбу с картелями.