Информационное письмо по передаче имущества

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Для сведения органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

 

В рамках проведенного семинара-совещания с органами местного самоуправления по теме: «Соблюдение антимонопольного законодательства при заключении договоров аренды (безвозмездного пользования, доверительного управления) муниципального имущества» (Порядок применения ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного и муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»), поступил вопрос о возможности передачи имущества в аренду фондам поддержки малого и среднего предпринимательства без организации и проведения торгов. В ответ на данный вопрос Кировское УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

Исходя из толкования указанных положений законодательства можно сделать вывод о том, что возможно предоставление без организации и проведения торгов имущества социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом такие организации должны одновременно удовлетворять двум признакам: отвечать признакам некоммерческой организации и осуществлять виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Исходя из целей создания и выполняемых функций Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, муниципальные и межмуниципальные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства (далее фонды) отвечают указанным признакам социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, передача имущества в пользование фондам поддержки малого и среднего предпринимательства без организации и проведения торгов в данном случае является возможной в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Решение вопроса о выборе способа передачи имущества (аренда, безвозмездное пользование и т.п.) осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.

При этом, в соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции под государственными или муниципальными преференциями понимается - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Передача имущества фондам поддержки малого и среднего предпринимательства в безвозмездное пользование создает им преимущества и обеспечивает более выгодные условия деятельности, соответственно может быть признана государственной или муниципальной преференцией.

В соответствии с п. 13.1 ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Пунктом 4 части 3 той же статьи установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ условия и порядок оказания субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответствующими программами развития малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, в случае передачи имущества в безвозмездное пользование фондам поддержки малого и среднего предпринимательства соответствующие условия и порядок предоставления такой преференции должны быть предусмотрены программой развития малого и среднего предпринимательства, утвержденной органом местного самоуправления, и не требует предварительного согласия антимонопольного органа.

 

 

 

 

Руководитель управления                                               А.В. Молчанов