Арбитражный суд Кировской области: работы по содержанию кладбищ должны проводиться лицом, определенным на основании конкурсных процедур

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Кировским УФАС России в первом полугодии 2013 года было рассмотрено дело № 07/04-13, возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Город Киров» п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Основанием для возбуждения послужило обращение физического лица, в котором он сообщил, что в нарушение действующего законодательства Администрация МО г. Киров предоставила МБУ «Лесопаркхоз» исключительное право на содержание части кладбищ путем выдачи учреждению муниципального задания без проведения конкурсных процедур, что в свою очередь ограничило права иных участников рынка на участие в торгах на право оказания услуг (выполнение работ) по содержанию кладбищ. Наряду с этим, орган местного самоуправления проводит аукцион в электронной форме, в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказа, на право содержание другой части муниципальных кладбищ и заключает муниципальный контракт с победителем. Тем самым демонстрируя разный подход к допуску участников рынка к выполнению работ по содержанию муниципальных кладбищ за счет средств бюджета.

В результате рассмотрения дела Кировское УФАС России своим решением признало в действиях администрации муниципального образования «Город Киров», выразившихся в предоставлении МБУ «Лесопаркхоз», на основании муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) в 2013 году (утверждено Приказом начальника управления благоустройства и транспорта администрации города от 15.02.2013 № 3), права на выполнение работ по содержанию Филейского, Лобановского, Мезринско-Петелинского, Томиловского кладбищ, факт нарушения п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как ими хозяйствующему субъекту – МБУ «Лесопаркхоз» созданы необоснованные преимущества путем предоставления исключительного права выполнения работ по содержанию кладбищ, без соблюдения процедур предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что необоснованно препятствует осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам и создает дискриминационные условия.

Для устранения нарушения органу местного самоуправления было выдано предписание, согласно которому антимонопольный орган обязал администрацию обеспечить размещение муниципального заказа на оказание услуг (выполнение работ) по содержанию муниципальных кладбищ на 2013 год с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Предписание было исполнено, однако орган местного самоуправления, реализовав свое право, обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.

В результате рассмотрения дела Арбитражный суд своим решением от 19.07.2013 удовлетворил требование администрации и отменил решение антимонопольного органа в части установления факта нарушения по п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». В удовлетворении остальной части требований было отказано. В частности, Арбитражный суд подтвердил, что неприменение конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при выборе лица, претендующего на право осуществления работ по содержанию кладбищ, создает дискриминационные условия для других участников рынка, способных осуществлять данный вид работ. 

Кировское УФАС России считает, что решение Арбитражного суда Кировской области в очередной раз подтвердило то, что не проведение размещения заказов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса, аукциона или запроса котировок в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Не обеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение контрактов на выполнение работ по обустройству и содержанию мест погребения, к участию в размещении заказа.

В части же удовлетворения требований Администрации города Кирова, а именно отмены решения в связи с установлением факта нарушения по п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», Кировским УФАС России будет подана соответствующая апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд.

Справка: В соответствии ч. 1 ст. 15 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и создание дискриминационных условий.

Согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.