Схема отчуждения администрацией Верхнекамского района Кировской области муниципального имущества признана незаконной!

19.02.2014 Кировским УФАС России принято решение №78/05-13 (резолютивная часть оглашена 05.02.2014) о признании в действиях администрации Верхнекамского района Кировской области по передаче имущества первоначально в хозяйственное ведение  муниципальному унитарному предприятию с последующей дачей согласия на отчуждение такого имущества конкретному лицу, направленных на отчуждение следующего муниципального имущества: административно – торговое помещение площадью 254,5 кв.м., кадастровый номер 43:05:330601:0013:4783/16:1005/А, расположенное по адресу: ул. Дзержинского, д.9, п. Светлополянск, Верхнекамский район, Кировская область; помещение площадью 147,1 кв.м., кадастровый номер 43:05:320801:2985, расположенное по адресу: ул. Орджоникидзе, д.25, пом. 1002, пгт. Рудничный, Верхнекамский район, Кировская область, индивидуальному предпринимателю <…> без соблюдения процедуры проведения торгов, предусмотренных Федеральным законом «О приватизации», которые привели и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке реализации муниципального имущества, факт нарушения п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Этим же решением Кировским УФАС России признан в соглашении администрации Верхнекамского района Кировской области, муниципального унитарного предприятия «Новый стиль», индивидуального предпринимателя <…> об отчуждении муниципального имущества, в нарушение требований Федерального закона «О приватизации», путем передачи администрацией Верхнекамского района Кировской области следующего муниципального имущества: административно – торговое помещение площадью 254,5 кв.м., кадастровый номер 43:05:330601:0013:4783/16:1005/А, расположенное по адресу: ул. Дзержинского, д.9, п. Светлополянск, Верхнекамский район, Кировская область; помещение площадью 147,1 кв.м., кадастровый номер 43:05:320801:2985, расположенное по адресу: ул. Орджоникидзе, д.25, пом. 1002, пгт. Рудничный, Верхнекамский район, Кировская область, первоначально в хозяйственное ведение МУП «Новый стиль» с последующим отчуждением унитарным предприятием такого имущества с согласия администрации Верхнекамского района Кировской области индивидуальному предпринимателю <…>, которое привело и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке реализации муниципального имущества, факт нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Право унитарного предприятия  на совершение сделки по отчуждению с согласия собственника муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, предусмотрено статьей 294 Гражданского кодекса РФ. Право собственника имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию, на дачу согласия на совершение сделки по отчуждению такого имущества предусмотрено положениями статьи 295 Гражданского кодекса РФ и статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Таким образом, согласие собственника муниципального имущества, принадлежащего унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, на отчуждение такого имущества соответствует требованиям действующего законодательства.

Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон «О приватизации») возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования, возможно только способами, определенными данным Федеральным законом. Указанный Закон не распространяется на отчуждение унитарным предприятием закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества и, в то же время, не предусматривает такого способа приватизации, как поэтапная передача органом местного самоуправления муниципального имущества в хозяйственное ведение унитарному предприятию с последующим его отчуждением конкретному лицу.

Таким образом, действия собственника муниципального имущества, направленные на отчуждение имущества конкретному лицу без проведения процедуры торгов, предусмотренных Федеральным законом «О приватизации», путем последовательного совершения  действий по передаче имущества первоначально в хозяйственное ведение унитарному предприятию с последующей дачей согласия на отчуждение такого имущества конкретному лицу, должны рассматриваться как действия, направленные на отчуждение муниципального имущества в обход процедуры проведения торгов, предусмотренной положениями Федерального закона «О приватизации».

Кроме того, соглашение органа местного самоуправления и хозяйствующих субъектов об отчуждении муниципального имущества, в нарушение требований Федерального закона «О приватизации», путем передачи имущества органом местного самоуправления первоначально в хозяйственное ведение унитарному предприятию с последующим отчуждением такого имущества с согласия собственника хозяйствующему субъекту, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке реализации муниципального имущества, что является нарушением статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».