• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Торговля патриотизмом

День Победы — один из самых эмоциональных праздников. У одних он вызывает слезы, у других — радость, у третьих — и то, и другое. А в последние годы выделилась особая категория людей — тех, кто научился в эти дни зарабатывать. Что это? Спекуляция на памяти? Или бизнес и ничего личного?

 

07.05.2017  937

Цены на наклейки на автомобили начинаются от 100 рублей.

 

«Наигрались»

Уже в конце апреля в Кирове и на выездах из него на обочинах можно было встретить машины, украшенные огромными рекламными баннерами, предлагающими купить наклейки на авто к 9 мая. Останавливаешься, подходишь, тебе открывают багажник, показывают товар: картинки с надписями «Может, повторим?», «Я помню, я горжусь», «На Берлин» и самое распространенное: «Спасибо деду за Победу». Все их разнообразие можно разглядеть на автомобилях города.

Подходим к одной из таких машин:

— Здравствуйте, расскажите, как идут продажи?, - спрашиваю я, представившись журналистом.

— Не очень, в том году было лучше, - отвечает молодой человек. - Мне кажется, уже «наигрались» все в эти наклейки, и сейчас они не так востребованы.

— Вы на себя работаете? Сколько зарабатываете?

— Нет, я подрабатываю. В день получаю 700 рублей плюс проценты.

— Вы же студент? Прогуливаете?

— Да, работаю через день, занятия приходится пропускать. Но это временный заработок — мы начали продавать наклейки 27 апреля и закончим 9 мая. Поэтому много я не потеряю.

 

Цены на наклейки начинаются от 100 рублей. Самая большая — размером со стандартный ватман или больше — стоит около 500 рублей. В прошлом году только за один день удавалось заработать до 3 тысяч рублей в центре города, 9 мая — 12-13 тысяч. В этом году пока еще не ясно, какой будет прибыль. Официально этот вид торговли ребята не оформляют. Если что — готовы заплатить штраф.

 

Еще один молодой человек — тоже студент — работает сам на себя. Нашел картинки в интернете, распечатал и сложил в багажник. Делает так уже третий год подряд. Самая большая прибыль была два года назад — за две недели удалось заработать около 200 тысяч рублей. Себестоимость одной наклейки равна примерно 30 рублям, надбавка составляет 100%. То есть цены у него значительно ниже, чем у предыдущего продавца. Интересно, что рядом с ним стоит еще одна машина, также торгующая наклейками. «Ваши конкуренты? Вы не ругаетесь из-за того, что он торгует в этом же месте?», - «Нет, не 90-е же. Но не знаю, почему он приехал сюда, я первый встал».

 

Для продажи наклеек создана и специальная группа в соцсетях. Ее владелец, правда, отказался говорить с нами: «Я не общаюсь с кировскими журналистами, я считаю, что они пишут только заказные материалы», - сказал он. В группе предлагаются любые наклейки на автомобили под заказ. Срок изготовления — 2 дня. Как видно, конкуренция на рынке наклеек в начале мая в Кирове серьезная.

 

А на популярном сайте объявлений предлагается и франшиза по подобному бизнесу. Так, за 1500 рублей предлагается купить 120 макетов наклеек, заработать на которых в предпраздничные дни можно до 300 тысяч рублей. Предполагаемая маржа этого вида бизнеса равна 500%. Автор объявления также заверяет, что 50% от продажи франшиз будут направлены на помощь ветеранам. Правда, каким именно, не указывается.

 

Купите ленточку

В нашем городе это, пожалуй, самый распространенный пример заработка на памятном празднике. Конечно, многие предприимчивые коммерсанты во время уличных гуляний продают и будут продавать георгиевские ленточки  и флажки в то время как, например, представители политических партий раздают их бесплатно. Оживились и сайты объявлений. В большом количестве, например, предлагаются пилотки — их стоимость равна от 75 до 300 рублей, флажки — от 10 рублей, форма, сшитая по формату той, что носили в военное время — от 1000 рублей. Много объявлений и от владельцев антикварной старины. Для примера: старинный телефон Вермахта можно купить за 25 тысяч рублей, тарелка 1940 года из офицерской столовой Люфтваффе — 3 500 рублей, военный швейцарский велосипед 1944 года выпуска — 90 000 рублей. Конечно, проверять их подлинность — дело покупателя.

 

И, конечно, зарабатывают на 9 Мая те, для кого сам праздник является постоянной профессией: артисты и ведущие. Мероприятия, посвященные Дню Победы, можно наблюдать везде: начиная от клубов и кафе, заканчивая главной площадью города. Средняя цена часа работы ведущего в клубе — 2000 рублей, к слову, как и в обычный день. Некоторых артистов, конечно, можно уговорить выступить и просто так — в честь Дня Победы. Но такое происходит все реже.

 

Что касается ночных заведений, то очень часто они используют символику 9 Мая в своих, как правило, не очень благородных целях: на алкогольных напитках, меню, фривольных нарядах работников или в оформлении. Так, к примеру, антимонопольная служба Курской области выписала штраф ночному клубу, который в своих рекламных афишах к 9 мая разместил на фоне символики Дня Победы пышногрудых девушек в стилизованной военной форме. Кировские клубы подобными вульгарными постерами, к счастью, никого не заманивают. На их афишах разве что можно увидеть винтовку или горячительные напитки. В кировской антимонопольной службе пояснили, что подобных жалоб к ним не поступало — видимо, предприниматели накануне Дня Победы следят за тем, что пишут и вывешивают.

 

Не повторим

Проблемой правильности использования символов Дня Победы в этом году заинтересовались политики. Так, Евгений Ревенко, заместитель секретаря генсовета партии «Единая Россия» заявил о необходимости проработки вопроса об определении правового статуса символов этого праздника и их использования в коммерческой рекламе. По его словам, в последнее время стало много случаев циничного использования этой символики ради коммерческой выгоды.

— В настоящее время юридический статус георгиевской ленты нигде не прописан, также нет определения и других символов Победы, к которым относят образ солдата-освободителя Красной Армии, образы маршалов Победы. В самое ближайшее время мы проработаем вопрос об определении правового статуса таких символов, - сказал Ревенко.

По его словам, это позволит разработать ряд поправок в федеральное законодательство и в закон «О рекламе», а значит защитит «символы Великой Победы и ту смысловую нагрузку, которая в ней заложена, от неэтичного и потребительского применения».

В это же время помощники депутатов Мосгордумы уже начали действовать. Они организовали патрули против неэтичного использования символов Победы. Так, например, они считают неправильным, когда георгиевская лента закрепляется на автомобилях или сумках, а также на этикетках алкоголя. Предполагается, что они будут проводить что-то вроде профилактических бесед.

Надо признать, бизнес порой действительно заходит слишком далеко: полураздетые девицы в пилотках и георгиевская ленточка на бутылке алкоголя выглядят цинично. А о «патриотичных» лозунгах и наклейках недавно хорошо выразился известный современный писатель Лев Рубинштейн в своем блоге:

«Можем повторить»? Что «повторить»? Повторить войну, начиная с июня 41-го года? Или чуть раньше, с пакта Молотова–Риббентропа? Повторить отступление до Москвы и миллионы военнопленных? Повторить отступление до Волги и страшные кровавые жертвы? Повторить бомбежки и сгоревшие деревни? Повторить похоронки, миллионы похоронок? Повторить чужое мужество и чужую жертвенность? Ох, вряд ли».

Может быть, просто будем помнить? Каждый про себя. И никогда не допустим