Мэрию заставили переписать дорожные контракты

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Виталий Брамм и Константин Ситчихин пожаловались антимонопольщикам на дорожные аукционы, объявленные кировской мэрией. Чиновники с подозрением спрашивали, зачем им дались эти контракты, а потом объяснили: бумаги составлены так, чтобы у дорог было наилучшее качество обслуживания.

Мэрию заставили переписать дорожные контракты

4 декабря в УФАС по Кировской области поступила жалоба на действия «Дирекции дорожного хозяйства города Кирова». Как оказалось позднее, заявление подали общественники Виталий Брамм и Константин Ситчихин, которые усмотрели нарушения при проведении 6 электронных аукционов на содержание дорог в Кирове.

На заседание в ФАС пришел только Виталий с компьютером. По его мнению, заказчик - ДДХ - нарушил закон о контрактной системе, так как в документации и проекте контрактов отсутствуют критерии качества выполненных услуг для дорог категории А. В Кирове как раз превалирует категория А. 

«Мы считаем, что отсутствие данных критериев может негативно сказаться на трате 350 млн рублей бюджетных средств. Из-за этого у заказчика нет возможности мотивированного снижения цены для категории А: как бы подрядчик ни работал, у заказчика отсутствует возможность его оштрафовать. Мы считаем, что следствие безалаберности в работе заказчика», - получив слово, высказался Брамм.

После этого состоялся примерно такой диалог с представителями мэрии:
- Какую конкретно норму закона мы нарушили?
- Здесь расхождение с предметом договора.
- Нет, Вы скажите конкретно... Здесь написано, но ничего конкретного не написано...

Виталий попробовал снова: «По всем шести аукционам указано, что уменьшение стоимости услуг по содержанию объектов улично-дорожной сети производится по количеству баллов, набранных по итогам отчетного периода. Есть баллы, есть формулы, но... В предмете контракта указана площадь дорог категории А, указано наличие системы баллов, есть отсылка к приложению к договору, но в договоре критериев оценки для категории А нет. У вас есть расхождение с приложением».

С помощью начальника отдела контроля закупок УФАС Ирины Фуфачевой пришли к выводу, что речь идет о нарушении статьи 34 о проекте контракта (ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Что хотела сказать мэрия

Представитель ДДХ Ольга Власова и начальник Управления муниципальных закупок Сергей Казаковцев указали, что доводы жалобы они считают необоснованными.

Как пояснил Сергей Алексеевич, в шести процедурах заказчик не установил критерии для дорог категории А. «Такое решение означает лишь то, что заказчик не намерен принимать и оплачивать услуги, уменьшая цену. Критерии и баллы нужны для того чтобы уменьшить цену за некачественно выполненную работу», - отметил он.

Если работы будут некачественно выполнены на дорогах категории А, заказчик принимает следующие действия:

- проверяет ход оказания услуг;
- требует устранения имеющихся недостатков;
- приостанавливает оказание услуг;
- отказывает в приемке услуг до устранения нарушений;
- за каждый факт нарушения начисляет штрафные санкции;
- принимает решение об общем отказе исполнения контракта.

Всех, тем не менее, интересовал вопрос, как администрация собирается оценивать качество содержания дорог, если критерии не прописаны? «В контракте должен быть сформирован порядок осуществления приемки дорог, - обратила внимание комиссия УФАС. - У вас написано, что это делается в соответствии с приложением №3. Мы открываем и видим, что приведены критерии для категории Б, В, Г и внутриквартальных проездов. А техническое задание для категории А предусматривает, например, полив покрытия водой. Представляете, подрядчик выехал, полил 10 метров и говорит: «Я полил». То есть нет критериев, насколько качественно оказана услуга. Как вы с этим будете разбираться?»

Сквозь лес вопросов добрались до сути. Как оказалось, критерии для категории А (а это наиболее значимые дороги в городе) не прописали сознательно: «По этой категории у заказчика возникает возможность вообще не принимать эти работы, пока они не будут выполнены по всем нормам и правилам». «Наша задача - не отобрать у подрядчика какую-то сумму, а получить качественное исполнение контракта», - подчеркнули чиновники.

Иными словами, к дорогам категории А намерены подходить более жестко: представитель заказчика будет проводить экспертизы, по результатам которой решится вопрос с оплатой. Как ДДХ будет оценивать? В контракте есть пункт, на который будет ориентироваться заказчик: работы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93, «Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» Росавтодора и правилам внешнего благоустройства города Кирова.

«Категория А просто не оценивается балльной системой. Если дорога не оценивается по приложению №3, она оценивается в соответствии с Гражданским кодексом, который нам позволяет оплачивать или не оплачивать, применять штрафные санкции, - объяснила Ольга Власова. - Мы будем проводить экспертизу для категории А. Для них просто не предусмотрено снижение цены, там либо принимаются работы, либо не принимаются, и идет наложение штрафных санкций».

Перед тем как комиссия отправилась выносить решение, Виталий мягко вытянул из чиновников признание: «Я ведь правильно понимаю? Администрация города Кирова намеренно исключила критерии оценки для дорог категории А, чтобы получить наилучшее качество обслуживания данных дорог».

Вы чьи будете?

Дороги дорогами, но где чей интерес, важно ничуть не меньше. Сергей Казаковцев несколько раз спросил у Виталия Брамма, зачем ему эта жалоба. «Вы чьи интересы представляете? - обратился он к общественнику. - Вы как-то больше за подрядчика радеете, потому что не знаете четко, что должен сделать подрядчик, чтобы удовлетворить заказчика и получить свои деньги».

«Информация о проведении электронных аукционов была опубликована 17 ноября 2017 года. В период приема заявок не поступало ни одного запроса на пояснение документации от потенциальных участников закупок. Из этого следует вывод, что податели жалобы - Брамм и Ситчихин - не являются потенциальными участниками аукциона, а лишь пытаются помешать заключению контракта на содержание улично-дорожной сети, - заявил Казаковцев. - Данный вывод подтверждается их просьбой об отмене аукциона, так как проведение новых аукционов не позволит заключить контракты на содержание дорог с 1 января 2018 года».

Брамм в ответ заметил: «Мы более полутора лет занимаемся общественным контролем в сфере строительства и ремонта дорог. Нам эта информация интересна в том числе и поэтому. Мы говорим про суть этой проблемы: в условиях указан четко предмет контракта, условия снижения стоимости по балльной системе, но не указаны критерии для конкретной категории дорог».

Во время перерыва он, дав комментарий для телеканала, легко направился к чиновникам, расположившимся в противоположном конце коридора. Те непринужденно поболтали с ним, уточнив перед этим: мы сейчас беседуем как гражданские лица, не более того.

Комиссия УФАС в итоге признала жалобу общественников частично обоснованной: заказчик действительно нарушил статью 13 закона о контрактной системе. Теперь ДДХ ждет предписание об устранении выявленного нарушения. «Мы считаем, что категория А должна найти отражение в приложении №3 по критериям оценки качества выполняемых работ. Мы видим такое разрешение данной ситуации, чтобы город не остался без очистки улиц», - пояснила Ирина Фуфачева.