Артем Молчанов: «У нас нет желания найти нарушения ради «галочки»

Сфера деятельности: Электроэнергетика

"Одно из важных дел касается строительства детсада в Кирово-Чепецке. Средства были выделены администрации города, та направила их не на аукцион по строительству, а автономному учреждению. Последнее в обход законодательства провело некий и весьма своеобразный “конкурс”, определило “победителя” ..."

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - одна из структур власти, которая отвечает за выполнение принятых законов. А чем конкретно приходится заниматься ее сотрудникам в рамках своих полномочий? Об этом рассказывает  начальник УФАС по Кировской области А.В. Молчанов.

Фальсификат

- Направление, в котором реализовали свою деятельность впервые, и достигли важного результата, -  это дела по реализации сельхозпродукции в торговых сетях, которая не соответствует требуемым стандартам. В частности, шла реализация  масла сливочного и сладко-сливочного крестьянского. К  нам информация о несоответствии этих продуктов их  названиям поступила от департамента  сельского хозяйства и продовольствия, куда обратился Вятский молочный союз. Испытание образцов показало, что продукты, произведенные  в январе - марте 2014 года, своим названиям не отвечают. Сегодняшний ГОСТ требует: масло сливочное должно содержать только молочные жиры. Никаких добавок не может быть. Испытания показали, что в продукции есть жиры немолочного происхождения, и в итоге мы признали факты недобросовестной конкуренции и фальсификации - потребителей вводили в заблуждение, используя более дешевые заменители молочных жиров.
По этим делам были выданы предписания о  прекращении  реализации  фальсификата в торговых сетях, осуществляющих свою деятельность в Кировской области. Поступила информация об исполнении предписания, мы проводим проверки, насколько она объективна. Реализуемая в торговых сетях продукция должна отвечать требованиям, которые к ней предъявляют. Это совместная работа департамента сельского хозяйства, антимонопольной службы и управления Роспотребнадзора.
Кроме предписаний, мы предъявим штраф. Пока о его размере говорить преждевременно, есть смягчающие и отягчающие обстоятельства, но он варьируется от 100 до 500 тысяч рублей.

Продажи и сделки без торгов

- Мы рассматриваем вопросы, связанные  с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Остановлюсь на тех делах, которые вели в первом полугодии 2014-го. Признано 43 факта нарушений со стороны органов власти  различного уровня. 10 должностных лиц привлечены к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Наибольшее число нарушений, как и по стране в целом, связано с деятельностью муниципальных унитарных предприятий. Точнее, с передачей муниципального имущества на баланс МУПов   и последующей продажей этого имущества без торгов. Такие факты нарушений выявлены в Верхнекамском районе, где передали на баланс МУПа нежилые помещения с последующим принятием решения о продаже конкретным лицам без процедуры торгов. Формально,  внешне сделка отвечает требованиям закона, но сама по себе она направлена на то, чтобы уйти от обязательности аукциона при приватизации  муниципального имущества. Возбуждено административное производство, данную работу проводим совместно с прокуратурой, она оспаривает сделки в Арбитражном суде Кировской области.
Одно из важных дел касается строительства детсада в Кирово-Чепецке. Средства были выделены администрации города, та направила их не на аукцион по строительству, а  автономному учреждению. Последнее в обход законодательства провело некий и весьма своеобразный “конкурс”, определило “победителя”  и соответственно расходовало денежные средства на строительство детского сада.
Цель, на которую были выделены средства, важная для любого муниципального образования, не только для Кирово-Чепецка. Но использование механизмов, которые не обеспечивают  исполнение закона, составило факт нарушения. Для достижения полезной цели, по нашему мнению, нельзя применять незаконные способы.
На сегодня наше решение, касающееся запрещения использования “обходных механизмов”, прошло проверку арбитражным судом. Он подтвердил наши выводы о нарушении законодательства о закупках,  и решается вопрос о привлечении  к административной ответственности должностных лиц администрации Кирово-Чепецка.
Аналогичные дела имели место в муниципальном образовании “Город Киров” - речь также шла о выделении денежных средств на  реконструкцию и капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений. Это, безусловно, необходимо, правильно, но способ  - уход от закупочных процедур  - незаконный, так как не обеспечивался необходимый уровень открытости, эффективности бюджетных расходов. Речь о капитальных ремонтах детских садов № 14 и № 229. 
Решения  судов есть, должностные лица привлечены к административной ответственности -  на них наложены штрафы. Суд подтвердил абсолютную законность выводов  антимонопольного органа о недопустимости  различных “схем” для достижения полезного результата.

Контрактная система

- С 1 января этого года  вступил в силу 44-й Федеральный закон о контрактной системе. Обычно я всех заказчиков - с иронией - поздравляю, что отменили 94-й закон и принята контрактная система, ибо  вопросов о ее применении   остается много. Мы, со своей стороны, стараемся сделать свою работу открытой, даем правовые консультации. Активно работаем с правительством области, подписали соглашение о сотрудничестве. И проводим работу с заказчиками. Реформа системы госзакупок не завершена, это достаточно серьезная сфера, которая касается больших финансовых ресурсов. И последние “глобальные” поправки в 44-й закон были внесены 4 июня этого года. Конечно, уровень муниципальных заказчиков, поселений требует максимальной работы с ними - там не всегда есть специалисты. Мы рассмотрели порядка 130 жалоб, но из этого числа только 11 процентов обоснованных жалоб на заказчиков. Это меньше, чем в 2013 году, почти в два раза. Но есть факты, заслуживающие внимания. Один из примеров показателен - закупка, которую проводил в марте этого года департамент здравоохранения. Цена превышала 4,6 миллиона рублей, предмет закупки - приобретение продуктов питания  для  беременных и кормящих женщин, детей до трех лет. Участник, который подал заявку на данную закупку, был отстранен за  представление информации о товаре, не соответствующей информации, имеющейся у заказчика. Но вывод аукционной комиссии надуман. Изучение всей информации привело к выводу: поскольку идет постоянная модернизация производства, то полную информацию о товаре имеет постоянно работающий с производителем поставщик. А если на каких-то сайтах или на прежних упаковках есть устаревшая информация, это не означает, что какой-то товар производитель не выпускает. Нет такой обязанности у производителей - раскрывать информацию о своем  товаре на каких-либо сайтах. И отклонять заявку поставщика на участие в конкурсе  по закупкам на основании того, что он дал более свежую информацию о продукции, соответствующей требованиям контракта, неправильно.
Мы говорим служащим муниципалитетов, которые занимаются контрактами: законодательство дает возможность привлекать к закупкам тех, кто может выполнять данные работы, оказывать услуги и  поставлять товар. Если нужно строить здание, то в конкурсе должны участвовать те строители, компании, которые имеют необходимые лицензии, мощности. Если нужно устанавливать пожарные гидранты, то это должна выполнять организация, которая имеет на это дело лицензию. Не конкуренция ради конкуренции, а  конкуренция среди тех, кто может выполнить контракт качественно и дешевле.
Пример таких дел, заведенных  антимонопольным управлением,  - ремонт и строительство водопроводных сетей в Уржумском и  Вятскополянском районах. Закупки проводились в мае, цена для муниципалитетов немалая - полтора миллиона рублей. Работы предусматривали устройство пожарных гидрантов, но в условия контрактов не были заложены требования о наличии лицензий Министерства чрезвычайных ситуаций. 
Это могло привести к тому, что работы выполнили бы подрядчики, не имеющие знаний и опыта монтажа противопожарного оборудования. Думаю, о последствиях и говорить не надо. Нарушения были устранены после наших предписаний, и работы проводят те компании, которые могут их выполнять.

Монополисты

- Если говорить об энергетике, то у нас достаточно важным было дело  в отношении  компании “Газпром газораспределение Киров”. В феврале  нынешнего года мы  выдали  предписание о ее необоснованном  уклонении от  выдачи условий техприсоединения строительной фирме, которая  ведет застройку  микрорайона Чистые Пруды. Запрос касался подключения к газовым сетям.  Все понимают, что в конечном итоге это приводит к удорожанию объектов строительства. Нарушение было устранено при рассмотрении дела.
Доводы о том, что над кировской компанией стоят вышестоящие структуры и она сама ничего не решает,  несерьезны. Согласно закону, монополист решает все вопросы в самой компании и не нарушает сроков выдачи разрешения о техприсоединении. Штраф за такое нарушение высокий - более 1,2 миллиона рублей.
Еще пример. Дело о поставке ресурсов, которое завели   в отношении компании “Эликон”. Поставка тепла  в поселке Мурыгино у многих на слуху. Мы постоянно  контролируем в этом плане “Эликон” как монополиста. Принято решение, выдано предписание, и мы смотрим, как “Эликон”, который имеет котельную, отапливающую не только предприятие, но и весь поселок, готовится к отопительному сезону. Сейчас проводится ремонт теплового оборудования, сетей. Надеемся, поселок войдет в отопительный период плавно, без серьезных эксцессов.
На еженедельном контроле антимонопольной службы вопрос о реализации нефтепродуктов. За это полугодие кировчане пережили уже четыре повышения розничных цен на бензин. И в среднем розничная цена на 92-й бензин выросла на 1 рубль 80 копеек по сравнению с 31 декабря 2013-го. По 95-му повышений цены было за полугодие пять,  цена выросла на 2 рубля 10 копеек. Каждый факт изменения розничной цены с нашей стороны вызывает вопросы. Мы делаем запросы об экономических причинах, которые вызвали данное повышение. На все наши требования компании своевременно представляют информацию и финансовые документы.
Наш предварительный вывод  после изучения информации:  темпы роста закупочных цен на нефтепродукты опережают темпы роста розничных цен в нашей области.  Из-за  такого опережения снижается рентабельность компаний, поставляющих бензин в регион, соответственно говорить о монопольно высокой цене, о получении сверхприбыли  мы не можем - нет признаков для признания такого факта. Но почему растет закупочная цена? Наш регион не является  признанным как нефтедобывающий, у нас нет нефтеперерабатывающего завода, и мы зависим от закупочных цен, которые на 90 процентов формируют розничные цены. Мы попросили коллег из Пермского УФАС России провести проверку ценообразования в ООО “ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез” (это один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России. - Авт.), которое является поставщиком нефтепродуктов для Кировской области. Это предприятие в их юрисдикции. Будет поступать информация - будем ее доводить до общественности. Но один момент: компания “ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт” реализует бензин в четырех регионах по одной цене.
Говорить о цифрах и о делах можно было бы много, но хочу отметить главное: у нас нет желания просто найти нарушения ради “галочки”. Наша задача в том, чтобы результатом рассмотренных дел было реальное изменение ситуации на рынке или реальное восстановление прав граждан и организаций. Важно понимание: закон одинаков для всех.