Решение и предписание по делу № 16 -12по признакам нарушения НП «СОУН Киров» п. 1, 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

Номер дела: 16-12
Дата публикации: 11 апреля 2012, 17:46

Решение от "28" марта 2012 г.                                                                      г. Киров

 

изготовлено в полном объеме 11 апреля 2012

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – и.о. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта  отдела финансовых рынков и рекламы, 

в отсутствии Заявителя <...>

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: 

<...> - представителя НП «СОУН Киров» по доверенности ;

<...> – директора НП «СОУН Киров»;

в присутствии эксперта:

 <...> – представителя Западно-Уральского Управления Ростехнадзора по доверенности

протокол вела <...> –  специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

            рассмотрев дело № 16 по признакам нарушения НП «СОУН Киров» п. 1, 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7  Федерального закона от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту Закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области из Прокуратуры Кировской области поступило обращение <...> о неправомерных действиях государственной жилищной инспекции, департамента жилищно-коммунального хозяйства и ООО «Эгида».

По мнению заявителя, они выразились в том, что Департамент ЖКХ и Государственная жилищная инспекция навязывают управляющим компаниям услуги ООО «Эгида».

В ходе рассмотрения поступивших материалов было установлено, что на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, размещена публикация под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования». Из текста данной статьи следует, что «…НП «СОУН Киров» провело мониторинг организаций, которые полномочны проводить работы по техническому диагностированию в Кировской области и соседних регионах. По итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». В штате этой организации имеются специалисты и эксперты, действующие в области внутренних газопроводов, имеется аттестованная лаборатория неразрушающего контроля. ООО «Эгида» заключило соглашения о сотрудничестве в сфере диагностирования ВДГО с ОАО «Кировоблгаз», Государственной жилищной инспекцией. ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов. Поэтому считаем целесообразным и рекомендуем управляющим компаниям заключение договоров на оказание услуг по техническому диагностированию с ООО «Эгида».

Учитывая то, что данная публикация по своему содержанию адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к определенному хозяйствующему субъекту – ООО «Эгида», на формирование или поддержание интереса к данному Обществу и его продвижению на рынке, она является рекламной.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. 

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а так же об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п. 20).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 7 вышеуказанного закона не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

По информации, представленной Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора, сама по себе техническая диагностика внутридомового газового оборудования не относится к лицензируемым видам деятельности и согласно п. 2.4 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.12.2009 № 1001 её могут выполнять организации, имеющие специалистов соответствующей квалификации на выполнение работ по экспертизе технических устройств. Таким образом, подобных организаций может быть достаточное количество.  А вот результатом технического диагностирования является заключение – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта требованиям безопасности, который выдает организация, имеющая лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО «Эгида» лицензию на деятельность по промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления получило только 11.11.2011 г., тогда как на это время на территории Кировской области работы по экспертизе уже выполняли следующие организации, имеющие соответствующие лицензии и техническую возможность: ООО «Центр технической диагностики» (Кировская область, г. Кирово-Чепецк), ООО «Инженерный Консалтинговый Центр «Промтехбезопасность» (г. Москва), ООО «Кировпромбезопасность» (г. Киров), ООО «Азот Пром Экспертиза» (Пермский край, г. березники).

 С учетом изложенного, ООО «Эгида» и в данном отношении не является единственной организацией, имеющей соответствующую техническую возможность на осуществление рекламируемого вида деятельность. Кроме того, на момент размещения рекламной информации и проведения выездных расширенных совещаний в районах области по вопросам обеспечения организации работ по содержанию внутридомового газового оборудования и контроля за его техническим состоянием (7 октября 2011 года, 5 октября 2011 года), где присутствовали как   исполнительный директор НП «СОУН Киров», так и директор ООО «Эгида», Общество соответствующей лицензии не имело.

Таким образом, спорная публикация содержит признаки нарушения п. 1, 20 ч. 3 ст. 5 и п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 6 ст. 38 вышеуказанного закона, ответственность за нарушение  ч. 3 ст. 5 и п. 7 ст. 7 Закона несет рекламодатель, а за нарушение п. 7 ст. 7 как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Из текста статьи следует, что ее содержание определило НП «СОУН Киров», поэтому в отношении данного субъекта, как рекламодателя, было возбуждено производство по делу.

На дату рассмотрения дела, документы, запрошенные определением, представлены в полном объеме.

На заседании Комиссии, назначенном на 6.03.2012, присутствовали представители ответчика: исполнительный директор НП «СОУН Киров» <...> и представитель по доверенности – <...> которые  факт нарушения не признали, пояснив следующее.

Размещенная на сайте информация не является рекламной, так как направлена на узкий круг лиц – управляющие компании – члены НП «СОУН Киров».

Кроме того, соответствует действительности информация о том, что «по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида»», так как в ходе проведения мониторинга выявлена лишь одна (единственная) специализированная организация в Кировской области, оснащенность которой соответствует МДС 42-1.2000, норме, которая непосредственно определяет состав и условия технического диагностирования ВДГО жилых домов.  При этом наличие специальной согласованной методики для проведения диагностирования требуют нормы права.

Информация о ценах на услуги, оказываемые ООО «Эгида», так же подтверждается данными мониторинга.

Рассмотрения дела откладывалось для получения дополнительных документов и привлечения к участию в деле в качестве эксперта Западно-Уральское Управление Ростехнадзора.

Так как  месячный срок рассмотрения дела истекал  9 марта 2012 года,   он был продлен на два месяца.

Ответчиком было представлено письменное пояснение с документами, кроме того представитель  по доверенности <...> на заседании Комиссии дополнительно пояснил следующее:

Мы осознаем на данном этапе, что было совершено правонарушение в части предоставления информации о том, что ООО «Эгида» единственная организация. При проведении мониторинга не учли, что возможно есть организации, которые просто не заявились на проведение работ. Но нарушение не повлекло за собой общественно опасных последствий. Вся остальная информация о лицензировании, наличии методики и лаборатории – верная.

Относительно информации о том, что цены на услуги на порядок ниже, чем у подобных организаций в соседних регионах: понятие порядок в статье подразумевает процедуру различия цен на какой-то порядок, может на 1-2 рубля, а может на 100 рублей. Главное фиксируется факт того, что цена ниже.

Представитель Западно-Уральского Управления Ростехнадзора по доверенности <...>, участвующий в деле в качестве эксперта, пояснил следующее:

В ходе проведенного в Кировской области мониторинга было установлено, что в 2374 домах области внутридомовые газопроводы эксплуатируются более 30-40, поэтому требуется особый контроль за его содержанием и техническим состоянием. Были проведены совещания с участием заинтересованных лиц, в том числе в районах области, по вопросу организации работы по заключению договоров на техническое обслуживание, ремонт и замену внутридомового газового оборудования в жилищном фонде. НП «СОУН Киров» участвовало в этих совещаниях и ставило эту проблему перед присутствовавшими управляющими компаниями.  Говорилось о том, что имеются организации, выполняющие эти работы.

Выполнять работы по технической диагностике внутридомового газового оборудования может организация при наличии технической возможности и специалистов с соответствующими разрешительными документами, наличие лицензии при этом не требуется, так как ВДГО не является опасным промышленным объектом. Имеет их и ООО «Эгида». Но на сегодняшний день только на территории Кировской области имеется 25 организаций, имеющих лицензии на проведении экспертизы промышленной безопасности, а, следовательно, техническую возможность и специалистов на проведение технической диагностики внутридомового газового оборудования.

Относительно методики, для ВДГО приказом Госстроя России утверждено «Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000». Данной методики достаточно, чтобы проводить диагностику, так как  в  ней указано, как и в каких точках проводить замеры. В зависимости от здания (5-и или 10-и этажного) любая организация может написать свою методику, так как реальные условия проведения работ разные.

 

Изучив имеющиеся документы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила, что НП «СОУН Киров», нарушило пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения п. 7 ст. 7 вышеуказанного закона в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения, так как услуги по технической диагностике внутридомового газового оборудования не подлежат лицензированию.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования», полностью соответствует понятию статьи 3 Закона и является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «Эгида», формирование  и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания на некое лицо или лиц, для которых реклама создана и на восприятие которыми направлена.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

Из системного толкования норм рекламного законодательства следует, что реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке.

Отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах. Федеральный закон «О рекламе» соотносит добросовестное поведение с таким, в результате которого распространяемая реклама не причиняет вред ни потребителям рекламной информации, ни конкурентам рекламодателя, и исходит из того, что достоверная информация о товарах и услугах позволяет потребителю сделать правильный выбор.

Как следует из материалов дела, рынок услуг по технической диагностике внутридомового газового оборудования конкурентен и представлен значительным количеством участников.

Это определяется тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внутридомовое газовое оборудование не является опасным производственным объектом и не подлежит экспертизе промышленной безопасности, на проведение которой необходимо наличие соответствующей лицензии. Поэтому и сама по себе техническая диагностика внутридомового газового оборудования не относится к лицензируемым видам деятельности. Согласно п. 2.4 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.12.2009 № 1001,  её могут выполнять организации, имеющие специалистов соответствующей квалификации на выполнение работ по экспертизе технических устройств, а подобных организаций может быть достаточное количество.

Кроме того, на территории Кировской области имеется значительное количество экспертных организаций (по информации Ростехнадзора на данный момент их 25), имеющих лицензию на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления, а соответственно техническую возможность на оказание услуг по технической диагностике внутридомового газового оборудования.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 

Из текста спорной публикации следует, что по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». С учетом вышеизложенного, данная информация не соответствует действительности, и этот факт в ходе рассмотрения дела признал ответчик.

Согласно представленным документам, последний на своем сайте разместил информацию под названием «Мониторинг специализированных организаций, намеренных производить работы по техническому диагностированию ВДГО», которая сопровождалась следующим текстом: «НП «СОУН Киров» проводит мониторинг (обзор рынка) специализированных организаций намеренных производить работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в Кировской области. Заинтересованным организациям направлять материалы для участия в мониторинге по тел…».  Таким образом, целью мониторинга не являлось исследование рынка данного вида услуг, что впоследствии и привело к предоставлению недостоверной информации.

 

Недостоверной является и информация о том, что ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов.  Согласно информации из Википедии – свободной энциклопедии, в математике: «Порядок величины – количество цифр в числе. О двух величинах говорят, что они одного порядка, если отношение большего к меньшему из них меньше 10. Таким образом, выражение на порядок больше (или меньше) означает приблизительно в 10 раз больше (или меньше), выражение на два порядка больше означает приблизительно в 100 раз больше и т. д.

Как следует из документов, представленных ответчиком (материалы по проведенному мониторингу), цена услуг ООО «Эгида» составляет 598 руб., ООО «Костромадиагностика»  -  708-825 руб., ООО «Промтехбезопасность» (Кировский филиал) - 600 руб., ООО «Самарапромгазсбыт» 2250 руб. Таким образом, даже самый высокий, из представленных ценовых показателей, не будет на порядок выше показателя ООО «Эгиды», т. е. все они  будут считаться одного порядка.

Таким образом, в спорной публикации ООО «Эгида» необоснованно позиционируется, как  единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО, и предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов.

Учитывая изложенное, реклама  размещена с нарушением  требований  пункта 1 части 3  статьи 5 ФЗ «О рекламе», ответственность за несоблюдение которых согласно статье 38 вышеуказанного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.    Из текста статьи следует, и не отрицается ответчиком по делу, что ее содержание определило НП «СОУН Киров», поэтому  нарушение рекламного законодательства произошло по вине  рекламодателя НП «СОУН Киров».

Для устранения нарушения рекламного законодательства Комиссия решила выдать НП «СОУН Киров» предписание.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым привлечь должностное лицо НП «СОУН Киров» - директора <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей публикацию под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования» со следующим содержанием «…НП «СОУН Киров» провело мониторинг организаций, которые полномочны проводить работы по техническому диагностированию в Кировской области и соседних регионах. По итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». В штате этой организации имеются специалисты и эксперты, действующие в области внутренних газопроводов, имеется аттестованная лаборатория неразрушающего контроля. ООО «Эгида» заключило соглашения о сотрудничестве в сфере диагностирования ВДГО с ОАО «Кировоблгаз», Государственной жилищной инспекцией. ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов. Поэтому считаем целесообразным и рекомендуем управляющим компаниям заключение договоров на оказание услуг по техническому диагностированию с ООО «Эгида»,  так как она противоречит требованиям  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

   2. Признать НП «СОУН Киров», нарушившим пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать НП «СОУН Киров»  предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 14.3 КоАП РФ  в отношении должностного лица НП «СОУН Киров» - директора <...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

от "28" марта  2012 г.                                                                                                        № 14

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <...> и членов Комиссии – <...>, на основании своего решения от 28 марта 2012 г. по делу № 16 по нарушению НП «СОУН Киров»  п. 1 ч. 3 ст. 5  Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ,

                                                 ПРЕДПИСЫВАЕТ :

 

НП «СОУН Киров» в пятидневный срок с момента получения предписания прекратить нарушение п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:

- прекратить размещение на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, публикации под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования», так как она содержит недостоверную информацию о том, что:

- по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО-ООО «Эгида»,

-ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов;

- не допускать размещение данной информации любым другим способом.

Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 28 апреля 2012 года.

 

В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель  Комиссии                                                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                                           <...>

stdClass Object ( [vid] => 7365 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 16 -12по признакам нарушения НП «СОУН Киров» п. 1, 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7365 [type] => solution [language] => ru [created] => 1337003383 [changed] => 1391495525 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391495525 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение от "28" марта 2012 г.                                                                      г. Киров

 

изготовлено в полном объеме 11 апреля 2012

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – и.о. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта  отдела финансовых рынков и рекламы, 

в отсутствии Заявителя <...>

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: 

<...> - представителя НП «СОУН Киров» по доверенности ;

<...> – директора НП «СОУН Киров»;

в присутствии эксперта:

 <...> – представителя Западно-Уральского Управления Ростехнадзора по доверенности

протокол вела <...> –  специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

            рассмотрев дело № 16 по признакам нарушения НП «СОУН Киров» п. 1, 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7  Федерального закона от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту Закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области из Прокуратуры Кировской области поступило обращение <...> о неправомерных действиях государственной жилищной инспекции, департамента жилищно-коммунального хозяйства и ООО «Эгида».

По мнению заявителя, они выразились в том, что Департамент ЖКХ и Государственная жилищная инспекция навязывают управляющим компаниям услуги ООО «Эгида».

В ходе рассмотрения поступивших материалов было установлено, что на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, размещена публикация под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования». Из текста данной статьи следует, что «…НП «СОУН Киров» провело мониторинг организаций, которые полномочны проводить работы по техническому диагностированию в Кировской области и соседних регионах. По итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». В штате этой организации имеются специалисты и эксперты, действующие в области внутренних газопроводов, имеется аттестованная лаборатория неразрушающего контроля. ООО «Эгида» заключило соглашения о сотрудничестве в сфере диагностирования ВДГО с ОАО «Кировоблгаз», Государственной жилищной инспекцией. ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов. Поэтому считаем целесообразным и рекомендуем управляющим компаниям заключение договоров на оказание услуг по техническому диагностированию с ООО «Эгида».

Учитывая то, что данная публикация по своему содержанию адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к определенному хозяйствующему субъекту – ООО «Эгида», на формирование или поддержание интереса к данному Обществу и его продвижению на рынке, она является рекламной.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. 

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а так же об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п. 20).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 7 вышеуказанного закона не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

По информации, представленной Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора, сама по себе техническая диагностика внутридомового газового оборудования не относится к лицензируемым видам деятельности и согласно п. 2.4 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.12.2009 № 1001 её могут выполнять организации, имеющие специалистов соответствующей квалификации на выполнение работ по экспертизе технических устройств. Таким образом, подобных организаций может быть достаточное количество.  А вот результатом технического диагностирования является заключение – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта требованиям безопасности, который выдает организация, имеющая лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО «Эгида» лицензию на деятельность по промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления получило только 11.11.2011 г., тогда как на это время на территории Кировской области работы по экспертизе уже выполняли следующие организации, имеющие соответствующие лицензии и техническую возможность: ООО «Центр технической диагностики» (Кировская область, г. Кирово-Чепецк), ООО «Инженерный Консалтинговый Центр «Промтехбезопасность» (г. Москва), ООО «Кировпромбезопасность» (г. Киров), ООО «Азот Пром Экспертиза» (Пермский край, г. березники).

 С учетом изложенного, ООО «Эгида» и в данном отношении не является единственной организацией, имеющей соответствующую техническую возможность на осуществление рекламируемого вида деятельность. Кроме того, на момент размещения рекламной информации и проведения выездных расширенных совещаний в районах области по вопросам обеспечения организации работ по содержанию внутридомового газового оборудования и контроля за его техническим состоянием (7 октября 2011 года, 5 октября 2011 года), где присутствовали как   исполнительный директор НП «СОУН Киров», так и директор ООО «Эгида», Общество соответствующей лицензии не имело.

Таким образом, спорная публикация содержит признаки нарушения п. 1, 20 ч. 3 ст. 5 и п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 6 ст. 38 вышеуказанного закона, ответственность за нарушение  ч. 3 ст. 5 и п. 7 ст. 7 Закона несет рекламодатель, а за нарушение п. 7 ст. 7 как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Из текста статьи следует, что ее содержание определило НП «СОУН Киров», поэтому в отношении данного субъекта, как рекламодателя, было возбуждено производство по делу.

На дату рассмотрения дела, документы, запрошенные определением, представлены в полном объеме.

На заседании Комиссии, назначенном на 6.03.2012, присутствовали представители ответчика: исполнительный директор НП «СОУН Киров» <...> и представитель по доверенности – <...> которые  факт нарушения не признали, пояснив следующее.

Размещенная на сайте информация не является рекламной, так как направлена на узкий круг лиц – управляющие компании – члены НП «СОУН Киров».

Кроме того, соответствует действительности информация о том, что «по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида»», так как в ходе проведения мониторинга выявлена лишь одна (единственная) специализированная организация в Кировской области, оснащенность которой соответствует МДС 42-1.2000, норме, которая непосредственно определяет состав и условия технического диагностирования ВДГО жилых домов.  При этом наличие специальной согласованной методики для проведения диагностирования требуют нормы права.

Информация о ценах на услуги, оказываемые ООО «Эгида», так же подтверждается данными мониторинга.

Рассмотрения дела откладывалось для получения дополнительных документов и привлечения к участию в деле в качестве эксперта Западно-Уральское Управление Ростехнадзора.

Так как  месячный срок рассмотрения дела истекал  9 марта 2012 года,   он был продлен на два месяца.

Ответчиком было представлено письменное пояснение с документами, кроме того представитель  по доверенности <...> на заседании Комиссии дополнительно пояснил следующее:

Мы осознаем на данном этапе, что было совершено правонарушение в части предоставления информации о том, что ООО «Эгида» единственная организация. При проведении мониторинга не учли, что возможно есть организации, которые просто не заявились на проведение работ. Но нарушение не повлекло за собой общественно опасных последствий. Вся остальная информация о лицензировании, наличии методики и лаборатории – верная.

Относительно информации о том, что цены на услуги на порядок ниже, чем у подобных организаций в соседних регионах: понятие порядок в статье подразумевает процедуру различия цен на какой-то порядок, может на 1-2 рубля, а может на 100 рублей. Главное фиксируется факт того, что цена ниже.

Представитель Западно-Уральского Управления Ростехнадзора по доверенности <...>, участвующий в деле в качестве эксперта, пояснил следующее:

В ходе проведенного в Кировской области мониторинга было установлено, что в 2374 домах области внутридомовые газопроводы эксплуатируются более 30-40, поэтому требуется особый контроль за его содержанием и техническим состоянием. Были проведены совещания с участием заинтересованных лиц, в том числе в районах области, по вопросу организации работы по заключению договоров на техническое обслуживание, ремонт и замену внутридомового газового оборудования в жилищном фонде. НП «СОУН Киров» участвовало в этих совещаниях и ставило эту проблему перед присутствовавшими управляющими компаниями.  Говорилось о том, что имеются организации, выполняющие эти работы.

Выполнять работы по технической диагностике внутридомового газового оборудования может организация при наличии технической возможности и специалистов с соответствующими разрешительными документами, наличие лицензии при этом не требуется, так как ВДГО не является опасным промышленным объектом. Имеет их и ООО «Эгида». Но на сегодняшний день только на территории Кировской области имеется 25 организаций, имеющих лицензии на проведении экспертизы промышленной безопасности, а, следовательно, техническую возможность и специалистов на проведение технической диагностики внутридомового газового оборудования.

Относительно методики, для ВДГО приказом Госстроя России утверждено «Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000». Данной методики достаточно, чтобы проводить диагностику, так как  в  ней указано, как и в каких точках проводить замеры. В зависимости от здания (5-и или 10-и этажного) любая организация может написать свою методику, так как реальные условия проведения работ разные.

 

Изучив имеющиеся документы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила, что НП «СОУН Киров», нарушило пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения п. 7 ст. 7 вышеуказанного закона в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения, так как услуги по технической диагностике внутридомового газового оборудования не подлежат лицензированию.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования», полностью соответствует понятию статьи 3 Закона и является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «Эгида», формирование  и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания на некое лицо или лиц, для которых реклама создана и на восприятие которыми направлена.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

Из системного толкования норм рекламного законодательства следует, что реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке.

Отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах. Федеральный закон «О рекламе» соотносит добросовестное поведение с таким, в результате которого распространяемая реклама не причиняет вред ни потребителям рекламной информации, ни конкурентам рекламодателя, и исходит из того, что достоверная информация о товарах и услугах позволяет потребителю сделать правильный выбор.

Как следует из материалов дела, рынок услуг по технической диагностике внутридомового газового оборудования конкурентен и представлен значительным количеством участников.

Это определяется тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внутридомовое газовое оборудование не является опасным производственным объектом и не подлежит экспертизе промышленной безопасности, на проведение которой необходимо наличие соответствующей лицензии. Поэтому и сама по себе техническая диагностика внутридомового газового оборудования не относится к лицензируемым видам деятельности. Согласно п. 2.4 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.12.2009 № 1001,  её могут выполнять организации, имеющие специалистов соответствующей квалификации на выполнение работ по экспертизе технических устройств, а подобных организаций может быть достаточное количество.

Кроме того, на территории Кировской области имеется значительное количество экспертных организаций (по информации Ростехнадзора на данный момент их 25), имеющих лицензию на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления, а соответственно техническую возможность на оказание услуг по технической диагностике внутридомового газового оборудования.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 

Из текста спорной публикации следует, что по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». С учетом вышеизложенного, данная информация не соответствует действительности, и этот факт в ходе рассмотрения дела признал ответчик.

Согласно представленным документам, последний на своем сайте разместил информацию под названием «Мониторинг специализированных организаций, намеренных производить работы по техническому диагностированию ВДГО», которая сопровождалась следующим текстом: «НП «СОУН Киров» проводит мониторинг (обзор рынка) специализированных организаций намеренных производить работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в Кировской области. Заинтересованным организациям направлять материалы для участия в мониторинге по тел…».  Таким образом, целью мониторинга не являлось исследование рынка данного вида услуг, что впоследствии и привело к предоставлению недостоверной информации.

 

Недостоверной является и информация о том, что ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов.  Согласно информации из Википедии – свободной энциклопедии, в математике: «Порядок величины – количество цифр в числе. О двух величинах говорят, что они одного порядка, если отношение большего к меньшему из них меньше 10. Таким образом, выражение на порядок больше (или меньше) означает приблизительно в 10 раз больше (или меньше), выражение на два порядка больше означает приблизительно в 100 раз больше и т. д.

Как следует из документов, представленных ответчиком (материалы по проведенному мониторингу), цена услуг ООО «Эгида» составляет 598 руб., ООО «Костромадиагностика»  -  708-825 руб., ООО «Промтехбезопасность» (Кировский филиал) - 600 руб., ООО «Самарапромгазсбыт» 2250 руб. Таким образом, даже самый высокий, из представленных ценовых показателей, не будет на порядок выше показателя ООО «Эгиды», т. е. все они  будут считаться одного порядка.

Таким образом, в спорной публикации ООО «Эгида» необоснованно позиционируется, как  единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО, и предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов.

Учитывая изложенное, реклама  размещена с нарушением  требований  пункта 1 части 3  статьи 5 ФЗ «О рекламе», ответственность за несоблюдение которых согласно статье 38 вышеуказанного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.    Из текста статьи следует, и не отрицается ответчиком по делу, что ее содержание определило НП «СОУН Киров», поэтому  нарушение рекламного законодательства произошло по вине  рекламодателя НП «СОУН Киров».

Для устранения нарушения рекламного законодательства Комиссия решила выдать НП «СОУН Киров» предписание.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым привлечь должностное лицо НП «СОУН Киров» - директора <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей публикацию под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования» со следующим содержанием «…НП «СОУН Киров» провело мониторинг организаций, которые полномочны проводить работы по техническому диагностированию в Кировской области и соседних регионах. По итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». В штате этой организации имеются специалисты и эксперты, действующие в области внутренних газопроводов, имеется аттестованная лаборатория неразрушающего контроля. ООО «Эгида» заключило соглашения о сотрудничестве в сфере диагностирования ВДГО с ОАО «Кировоблгаз», Государственной жилищной инспекцией. ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов. Поэтому считаем целесообразным и рекомендуем управляющим компаниям заключение договоров на оказание услуг по техническому диагностированию с ООО «Эгида»,  так как она противоречит требованиям  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

   2. Признать НП «СОУН Киров», нарушившим пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать НП «СОУН Киров»  предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 14.3 КоАП РФ  в отношении должностного лица НП «СОУН Киров» - директора <...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

от "28" марта  2012 г.                                                                                                        № 14

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <...> и членов Комиссии – <...>, на основании своего решения от 28 марта 2012 г. по делу № 16 по нарушению НП «СОУН Киров»  п. 1 ч. 3 ст. 5  Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ,

                                                 ПРЕДПИСЫВАЕТ :

 

НП «СОУН Киров» в пятидневный срок с момента получения предписания прекратить нарушение п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:

- прекратить размещение на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, публикации под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования», так как она содержит недостоверную информацию о том, что:

- по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО-ООО «Эгида»,

-ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов;

- не допускать размещение данной информации любым другим способом.

Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 28 апреля 2012 года.

 

В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель  Комиссии                                                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                                           <...>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение от "28" марта 2012 г.                                                                      г. Киров

 

изготовлено в полном объеме 11 апреля 2012

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – и.о. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта  отдела финансовых рынков и рекламы, 

в отсутствии Заявителя <...>

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: 

<...> - представителя НП «СОУН Киров» по доверенности ;

<...> – директора НП «СОУН Киров»;

в присутствии эксперта:

 <...> – представителя Западно-Уральского Управления Ростехнадзора по доверенности

протокол вела <...> –  специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

            рассмотрев дело № 16 по признакам нарушения НП «СОУН Киров» п. 1, 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7  Федерального закона от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту Закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области из Прокуратуры Кировской области поступило обращение <...> о неправомерных действиях государственной жилищной инспекции, департамента жилищно-коммунального хозяйства и ООО «Эгида».

По мнению заявителя, они выразились в том, что Департамент ЖКХ и Государственная жилищная инспекция навязывают управляющим компаниям услуги ООО «Эгида».

В ходе рассмотрения поступивших материалов было установлено, что на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, размещена публикация под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования». Из текста данной статьи следует, что «…НП «СОУН Киров» провело мониторинг организаций, которые полномочны проводить работы по техническому диагностированию в Кировской области и соседних регионах. По итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». В штате этой организации имеются специалисты и эксперты, действующие в области внутренних газопроводов, имеется аттестованная лаборатория неразрушающего контроля. ООО «Эгида» заключило соглашения о сотрудничестве в сфере диагностирования ВДГО с ОАО «Кировоблгаз», Государственной жилищной инспекцией. ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов. Поэтому считаем целесообразным и рекомендуем управляющим компаниям заключение договоров на оказание услуг по техническому диагностированию с ООО «Эгида».

Учитывая то, что данная публикация по своему содержанию адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к определенному хозяйствующему субъекту – ООО «Эгида», на формирование или поддержание интереса к данному Обществу и его продвижению на рынке, она является рекламной.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. 

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а так же об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (п. 20).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 7 вышеуказанного закона не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

По информации, представленной Западно-Уральским Управлением Ростехнадзора, сама по себе техническая диагностика внутридомового газового оборудования не относится к лицензируемым видам деятельности и согласно п. 2.4 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.12.2009 № 1001 её могут выполнять организации, имеющие специалистов соответствующей квалификации на выполнение работ по экспертизе технических устройств. Таким образом, подобных организаций может быть достаточное количество.  А вот результатом технического диагностирования является заключение – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта требованиям безопасности, который выдает организация, имеющая лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО «Эгида» лицензию на деятельность по промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления получило только 11.11.2011 г., тогда как на это время на территории Кировской области работы по экспертизе уже выполняли следующие организации, имеющие соответствующие лицензии и техническую возможность: ООО «Центр технической диагностики» (Кировская область, г. Кирово-Чепецк), ООО «Инженерный Консалтинговый Центр «Промтехбезопасность» (г. Москва), ООО «Кировпромбезопасность» (г. Киров), ООО «Азот Пром Экспертиза» (Пермский край, г. березники).

 С учетом изложенного, ООО «Эгида» и в данном отношении не является единственной организацией, имеющей соответствующую техническую возможность на осуществление рекламируемого вида деятельность. Кроме того, на момент размещения рекламной информации и проведения выездных расширенных совещаний в районах области по вопросам обеспечения организации работ по содержанию внутридомового газового оборудования и контроля за его техническим состоянием (7 октября 2011 года, 5 октября 2011 года), где присутствовали как   исполнительный директор НП «СОУН Киров», так и директор ООО «Эгида», Общество соответствующей лицензии не имело.

Таким образом, спорная публикация содержит признаки нарушения п. 1, 20 ч. 3 ст. 5 и п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 6 ст. 38 вышеуказанного закона, ответственность за нарушение  ч. 3 ст. 5 и п. 7 ст. 7 Закона несет рекламодатель, а за нарушение п. 7 ст. 7 как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Из текста статьи следует, что ее содержание определило НП «СОУН Киров», поэтому в отношении данного субъекта, как рекламодателя, было возбуждено производство по делу.

На дату рассмотрения дела, документы, запрошенные определением, представлены в полном объеме.

На заседании Комиссии, назначенном на 6.03.2012, присутствовали представители ответчика: исполнительный директор НП «СОУН Киров» <...> и представитель по доверенности – <...> которые  факт нарушения не признали, пояснив следующее.

Размещенная на сайте информация не является рекламной, так как направлена на узкий круг лиц – управляющие компании – члены НП «СОУН Киров».

Кроме того, соответствует действительности информация о том, что «по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида»», так как в ходе проведения мониторинга выявлена лишь одна (единственная) специализированная организация в Кировской области, оснащенность которой соответствует МДС 42-1.2000, норме, которая непосредственно определяет состав и условия технического диагностирования ВДГО жилых домов.  При этом наличие специальной согласованной методики для проведения диагностирования требуют нормы права.

Информация о ценах на услуги, оказываемые ООО «Эгида», так же подтверждается данными мониторинга.

Рассмотрения дела откладывалось для получения дополнительных документов и привлечения к участию в деле в качестве эксперта Западно-Уральское Управление Ростехнадзора.

Так как  месячный срок рассмотрения дела истекал  9 марта 2012 года,   он был продлен на два месяца.

Ответчиком было представлено письменное пояснение с документами, кроме того представитель  по доверенности <...> на заседании Комиссии дополнительно пояснил следующее:

Мы осознаем на данном этапе, что было совершено правонарушение в части предоставления информации о том, что ООО «Эгида» единственная организация. При проведении мониторинга не учли, что возможно есть организации, которые просто не заявились на проведение работ. Но нарушение не повлекло за собой общественно опасных последствий. Вся остальная информация о лицензировании, наличии методики и лаборатории – верная.

Относительно информации о том, что цены на услуги на порядок ниже, чем у подобных организаций в соседних регионах: понятие порядок в статье подразумевает процедуру различия цен на какой-то порядок, может на 1-2 рубля, а может на 100 рублей. Главное фиксируется факт того, что цена ниже.

Представитель Западно-Уральского Управления Ростехнадзора по доверенности <...>, участвующий в деле в качестве эксперта, пояснил следующее:

В ходе проведенного в Кировской области мониторинга было установлено, что в 2374 домах области внутридомовые газопроводы эксплуатируются более 30-40, поэтому требуется особый контроль за его содержанием и техническим состоянием. Были проведены совещания с участием заинтересованных лиц, в том числе в районах области, по вопросу организации работы по заключению договоров на техническое обслуживание, ремонт и замену внутридомового газового оборудования в жилищном фонде. НП «СОУН Киров» участвовало в этих совещаниях и ставило эту проблему перед присутствовавшими управляющими компаниями.  Говорилось о том, что имеются организации, выполняющие эти работы.

Выполнять работы по технической диагностике внутридомового газового оборудования может организация при наличии технической возможности и специалистов с соответствующими разрешительными документами, наличие лицензии при этом не требуется, так как ВДГО не является опасным промышленным объектом. Имеет их и ООО «Эгида». Но на сегодняшний день только на территории Кировской области имеется 25 организаций, имеющих лицензии на проведении экспертизы промышленной безопасности, а, следовательно, техническую возможность и специалистов на проведение технической диагностики внутридомового газового оборудования.

Относительно методики, для ВДГО приказом Госстроя России утверждено «Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000». Данной методики достаточно, чтобы проводить диагностику, так как  в  ней указано, как и в каких точках проводить замеры. В зависимости от здания (5-и или 10-и этажного) любая организация может написать свою методику, так как реальные условия проведения работ разные.

 

Изучив имеющиеся документы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила, что НП «СОУН Киров», нарушило пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения п. 7 ст. 7 вышеуказанного закона в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения, так как услуги по технической диагностике внутридомового газового оборудования не подлежат лицензированию.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования», полностью соответствует понятию статьи 3 Закона и является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «Эгида», формирование  и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания на некое лицо или лиц, для которых реклама создана и на восприятие которыми направлена.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

Из системного толкования норм рекламного законодательства следует, что реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке.

Отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах добросовестной конкуренции и достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах. Федеральный закон «О рекламе» соотносит добросовестное поведение с таким, в результате которого распространяемая реклама не причиняет вред ни потребителям рекламной информации, ни конкурентам рекламодателя, и исходит из того, что достоверная информация о товарах и услугах позволяет потребителю сделать правильный выбор.

Как следует из материалов дела, рынок услуг по технической диагностике внутридомового газового оборудования конкурентен и представлен значительным количеством участников.

Это определяется тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 243-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внутридомовое газовое оборудование не является опасным производственным объектом и не подлежит экспертизе промышленной безопасности, на проведение которой необходимо наличие соответствующей лицензии. Поэтому и сама по себе техническая диагностика внутридомового газового оборудования не относится к лицензируемым видам деятельности. Согласно п. 2.4 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.12.2009 № 1001,  её могут выполнять организации, имеющие специалистов соответствующей квалификации на выполнение работ по экспертизе технических устройств, а подобных организаций может быть достаточное количество.

Кроме того, на территории Кировской области имеется значительное количество экспертных организаций (по информации Ростехнадзора на данный момент их 25), имеющих лицензию на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления, а соответственно техническую возможность на оказание услуг по технической диагностике внутридомового газового оборудования.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 

Из текста спорной публикации следует, что по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». С учетом вышеизложенного, данная информация не соответствует действительности, и этот факт в ходе рассмотрения дела признал ответчик.

Согласно представленным документам, последний на своем сайте разместил информацию под названием «Мониторинг специализированных организаций, намеренных производить работы по техническому диагностированию ВДГО», которая сопровождалась следующим текстом: «НП «СОУН Киров» проводит мониторинг (обзор рынка) специализированных организаций намеренных производить работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в Кировской области. Заинтересованным организациям направлять материалы для участия в мониторинге по тел…».  Таким образом, целью мониторинга не являлось исследование рынка данного вида услуг, что впоследствии и привело к предоставлению недостоверной информации.

 

Недостоверной является и информация о том, что ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов.  Согласно информации из Википедии – свободной энциклопедии, в математике: «Порядок величины – количество цифр в числе. О двух величинах говорят, что они одного порядка, если отношение большего к меньшему из них меньше 10. Таким образом, выражение на порядок больше (или меньше) означает приблизительно в 10 раз больше (или меньше), выражение на два порядка больше означает приблизительно в 100 раз больше и т. д.

Как следует из документов, представленных ответчиком (материалы по проведенному мониторингу), цена услуг ООО «Эгида» составляет 598 руб., ООО «Костромадиагностика»  -  708-825 руб., ООО «Промтехбезопасность» (Кировский филиал) - 600 руб., ООО «Самарапромгазсбыт» 2250 руб. Таким образом, даже самый высокий, из представленных ценовых показателей, не будет на порядок выше показателя ООО «Эгиды», т. е. все они  будут считаться одного порядка.

Таким образом, в спорной публикации ООО «Эгида» необоснованно позиционируется, как  единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО, и предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов.

Учитывая изложенное, реклама  размещена с нарушением  требований  пункта 1 части 3  статьи 5 ФЗ «О рекламе», ответственность за несоблюдение которых согласно статье 38 вышеуказанного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.    Из текста статьи следует, и не отрицается ответчиком по делу, что ее содержание определило НП «СОУН Киров», поэтому  нарушение рекламного законодательства произошло по вине  рекламодателя НП «СОУН Киров».

Для устранения нарушения рекламного законодательства Комиссия решила выдать НП «СОУН Киров» предписание.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым привлечь должностное лицо НП «СОУН Киров» - директора <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей публикацию под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования» со следующим содержанием «…НП «СОУН Киров» провело мониторинг организаций, которые полномочны проводить работы по техническому диагностированию в Кировской области и соседних регионах. По итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО – ООО «Эгида». В штате этой организации имеются специалисты и эксперты, действующие в области внутренних газопроводов, имеется аттестованная лаборатория неразрушающего контроля. ООО «Эгида» заключило соглашения о сотрудничестве в сфере диагностирования ВДГО с ОАО «Кировоблгаз», Государственной жилищной инспекцией. ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов. Поэтому считаем целесообразным и рекомендуем управляющим компаниям заключение договоров на оказание услуг по техническому диагностированию с ООО «Эгида»,  так как она противоречит требованиям  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

   2. Признать НП «СОУН Киров», нарушившим пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать НП «СОУН Киров»  предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1статьи 14.3 КоАП РФ  в отношении должностного лица НП «СОУН Киров» - директора <...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

от "28" марта  2012 г.                                                                                                        № 14

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <...> и членов Комиссии – <...>, на основании своего решения от 28 марта 2012 г. по делу № 16 по нарушению НП «СОУН Киров»  п. 1 ч. 3 ст. 5  Федерального закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ,

                                                 ПРЕДПИСЫВАЕТ :

 

НП «СОУН Киров» в пятидневный срок с момента получения предписания прекратить нарушение п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:

- прекратить размещение на официальном сайте Союза организаций управляющих недвижимостью Кировской области в сети Интернет в разделе «информация для управляющих компаний» по адресу: http://www.soun43.ru/services/in007/, публикации под названием «ООО «Эгида» организация, осуществляющая Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования», так как она содержит недостоверную информацию о том, что:

- по итогам мониторинга выявлена единственная в Кировской области организация, имеющая специальную лабораторию и методику для диагностирования ВДГО-ООО «Эгида»,

-ООО «Эгида» предлагает услуги по ценам на порядок ниже, чем у подобных организаций из соседних регионов;

- не допускать размещение данной информации любым другим способом.

Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 28 апреля 2012 года.

 

В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель  Комиссии                                                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                                           <...>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 16-12 [format] => [safe_value] => 16-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-11 13:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-28 13:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1337003383 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )