Методические рекомендации (памятка) по выявлению некоторых характерных нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав владения и (или) пользования, при приватизации государственного (муниципального) имущества

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Методические рекомендации (памятка) по выявлению некоторых характерных нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав владения и (или) пользования, при приватизации государственного (муниципального) имущества в ходе осуществления мониторинга сайта www.torgi.gov.ru, а также при проверке пролонгации на новый срок договоров аренды государственного (муниципального) имущества.

 

Данные методические рекомендации разработаны для адаптации служащих, вновь назначенных на должность, и направлены на формирование базовых навыков работы при осуществлении антимонопольного контроля за размещением информации о проводимых торгах на официальном сайте в сети Интернет. Памятка содержит информацию о некоторых характерных нарушениях антимонопольного законодательства при размещении извещений на сайте www.torgi.gov.ru о проведении торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, при пролонгации договоров аренды, а также характерных нарушениях антимонопольного законодательства при размещении извещений на сайте www.torgi.gov.ru о проведении торгов по продаже муниципального или государственного имущества. Размещены на сайте www.kirov.fas.gov.ru.

 

Нормативное регулирование.

 

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества урегулированы статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67 (далее - Порядок).

Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального имущества регламентирован положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – ФЗ «О приватизации»).

Регламентированию продажи государственного или муниципального имущества на аукционе посвящена статья 18 ФЗ «О приватизации». Не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения, кроме того, регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

 

Характерные нарушения и их возможная квалификация (примечание: квалификация нарушений возможна как по совокупности указанных статей, так и в отдельности по каждой, с учетом обстоятельств конкретного дела).

  1. Приватизация государственного и муниципального имущества.

 

1.1 При возмездном отчуждении государственного и муниципального имущества часто встречающимся нарушением антимонопольного законодательства является предъявление собственником к покупателю государственного или муниципального имущества требований, не предусмотренных действующим законодательством.

Так, пунктом 1 статьи 16 ФЗ «О приватизации» установлен перечень документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества (физическими и юридическими лицами). Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов.

Однако в нарушение указанного требования собственником государственного или муниципального имущества зачастую устанавливаются не предусмотренные действующим законодательством требования к пакету документов, представляемых претендентом. Например, к юридическим лицам это требование о нотариальном удостоверении учредительных документов юридического лица, требование о предоставлении выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, нотариально заверенной копии свидетельства о постановке на налоговый учет и т.д. Такие действия являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делам: № А73-4438/2012, А40-113447/2012, А40-132326/2012, А28-1028/2012, А28-4094/2012, А28-10204/2014.

 

1.2 Распространенным является также установление требования о необходимости предоставления документов претендентами – индивидуальными предпринимателями – на покупку государственного или муниципального имущества (например, выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенной копии такой выписки).

Однако положения ФЗ «О приватизации» помимо физических и юридических лиц не предусматривают в качестве покупателей – субъектов приватизации индивидуальных предпринимателей и не устанавливают специальные требования к физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, установление к претендентам на покупку государственного или муниципального имущества требований, не предусмотренных действующим законодательством, является дополнительным ограничением доступа потенциальных участников торгов на право заключения договора купли-продажи и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делам: № А73-4438/2012, А40-113447/2012, А40-132326/2012.

 

2. При анализе информации о торгах, размещенной на сайте www.torgi.gov.ru, следует обращать внимание на продолжительность приема заявок на участие в аукционе. В соответствии с частью 4 статьи 18 ФЗ «О приватизации», п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 этот срок должен составлять не менее чем двадцать пять календарных дней. Установление организатором торгов меньшего срока также ведет к ограничению доступа потенциальных участников торгов и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делам: А40-113447/2012, А40-132326/2012, А40-126112/2012, А66-1568/2010.

 

3. Согласно ч. 6 ст. 18 ФЗ «О приватизации» для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

В нарушение данной нормы, нередко организатором торгов устанавливается требование о внесение задатка в размере, превышающем 10 процентов от начальной стоимости государственного или муниципального имущества.

Требование организатора торгов о внесении задатка в размере, превышающем установленного Законом о приватизации, создает необоснованные ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в торгах и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делу: А59-2031/2012.

 

  1. Предоставление государственного (муниципального) имущества во владение и (или) пользование.

 

4. Характерными нарушениями при размещении извещений на сайте www.torgi.gov.ru о проведении торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества являются:

4.1 Несоблюдение сроков для подачи заявок на участие в торгах.

Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Несоблюдение сроков для подачи заявок на участие в торгах является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делам: А40-113447/2012, А40-132326/2012, А40-126112/2012, А66-1568/2010.

 

4.2 Ограничение доступа участников к процедуре торгов.

Заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора и подавшее заявку на участие в конкурсе или аукционе. (Пример-гражданин, зарегистрированный в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя). Нарушение требований является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делу № А73-4438/2012.

 

4.3 Требование предоставления документов и сведений, не предусмотренных законодательством.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать (пункт 52 Порядка):

1) сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) документы, характеризующие квалификацию заявителя, в случае если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника конкурса;

д) копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц);

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации; учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;

ж) заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) предложение о цене договора, за исключением проведения конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения;

3) предложения об условиях исполнения договора, которые являются критериями оценки заявок на участие в конкурсе. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации;

4) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если в конкурсной документации содержится указание на требование о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).

Не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных частями "а" - "в", "д" - "ж" подпункта 1, подпунктами 2 - 4 настоящих Правил. Не допускается требовать от заявителя предоставление оригиналов документов (п. 53 Порядка).

Заявка на участие в аукционе должна содержать (п. 121 Порядка):

1) сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц);

д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;

е) заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) при проведении аукциона в соответствии с Постановлением N 333 документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное его руководителем письмо);

2) предложения об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также по качеству, количественным, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации;

3) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если в документации об аукционе содержится требование о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).

Не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил (пункт 123 Порядка).

Включение непредусмотренных законом документов и сведений в документацию является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делам: № А73-4438/2012, А40-113447/2012, А40-132326/2012, А40-126112/2012, А28-1028/2012, А28-4094/2012, А28-10204/2014.

 

4.4 Включение в один лот технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. (Пример-включение в один лот котельной и водозабора и т.п.). Включение в один лот является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делу № А11-2086/2012.

 

4.5 Сроки заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Срок, в течении которого с победителем торгов заключается договор, должен быть не менее 10 дней, с момента размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов (ч. 7 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Также, если в документацию о торгах вносились изменения, срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте торгов внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее двадцати дней. Срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте торгов изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе он составлял не менее пятнадцати дней.

Несоблюдение указанных требований является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17, части 7 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делу А40-17696/2014.

 

4.6 Неправильный выбор формы торгов (конкурс или аукцион).

По решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении следующих видов имущества (Приложение № 2 к Приказу ФАС России от 10.02.2010 № 67):

1) объекты железнодорожного транспорта;

2) объекты трубопроводного транспорта;

3) морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

5) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

6) гидротехнические сооружения;

7) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

8) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;

9) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

10) нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предоставляемые бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.

Также, с 1 января 2015 г. передача объектов водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения осуществляется только по концессионным соглашениям, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115 и только с применением процедуры торгов в форме конкурса. Передача в аренду по конкурсу допускается в случае, если с момента срока ввода объекта в эксплуатацию прошло менее 5 лет (статья 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статья 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Несоблюдение указанных выше требований является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы суда по делу

А28-14658/2014.

 

4.7 Экономическая сторона торгов.

«Шаг» аукциона составляет 5% от начальной суммы договора. Задаток может быть не более 10% от начальной суммы договора. При проведении конкурсов на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения организатором конкурса устанавливается требование о внесении задатка в обязательном порядке.

Несоблюдение указанных выше требований является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судебная практика: По аналогии, возможно, использовать выводы судов по делу: А59-2031/2012.

 

4.8. Вопросы пролонгации ранее заключенных договоров.

Ранее частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» было установлено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью Федерального закона договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Положения части 4 статьи 53 указанного Федерального закона утратили силу с 01.07.2013.

Соответственно пролонгация договоров аренды, по основаниям части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции», не может быть осуществлена после 01.07.2013.

Наряду с вышесказанным, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции (ч. 9, 10) предусмотрена возможность пролонгации договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, с соблюдением следующих условий:

  1. Арендатор должен надлежащим образом исполнять свои обязанности по договору;

  2. Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

  3. Минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

При этом, арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Однако, к правоотношениям по пролонгации на новый срок договоров, заключенных до 01.07.2008 без проведения торгов, не применимы положения части 9 и 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Иными словами такие договоры по указанным основаниям продлевать нельзя.

Так в пункте 4.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды» указано, что в силу ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного в порядке, предусмотренном частями ч. 1 или ч. 3 Закона о защите конкуренции, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором или срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

С учетом сложившейся судебной практики (см.: Определение Верховного суда РФ от 24.12.2014 № 307-ЭС14-4691 по делу № А56-63940/2013; постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2015 по делу № А40-61347/14; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.02.2015 по делу № А56-64542/2013) формируется мнение, что в случае, если договоры аренды были заключены до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей проведение процедуры торгов при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества, положения о заключении договора на новый срок на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции на них не распространяются. В указанном случае договор аренды на новый срок должен быть заключен по результатам проведения конкурса или аукциона.

Пролонгация договоров на новый срок без соблюдения установленных требований является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».