Аналитический отчет по результатам анализа рынков по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

 

Аналитический отчет по результатам анализа рынков по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

 

 

I. Общие положения

 

Во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011-2012 годы» и на основании  Методических  рекомендаций  Федеральной антимонопольной службы по анализу  рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов (далее Методические рекомендации),   Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом  ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок) Кировским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог,  а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

 

II. Определение временного интервала исследования

 

В соответствии с частью 2 Методических рекомендаций временной период исследования определен 2008-2010 гг.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В целях проведения данного анализа продуктовыми  границами рассматриваемых рынков являются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №         257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

Исходя из положений статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и мостов, путепроводов и тоннелей выполняются на основании договоров строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды учитывалось, что в соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В соответствии с пп. 2 п. 1 части 3 Методических рекомендаций в целях проведения данного анализа продуктовые границы определены товарными рынками:

- услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов);

- услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и тоннелей, мостов, путепроводов осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги находятся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

- автомобильные дороги федерального значения;

- автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

- автомобильные дороги местного значения;

- частные автомобильные дороги.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, ФГУ «Волго-Вятскуправтодор» и Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области общая протяженность автомобильных дорог Кировской области на 01.01.2011 года составляет 15497 км, в том числе федерального значения – 366,3 км или 2,4 % от общей протяженности дорог, регионального и межмуниципального значения – 3023,7 км или 2,4 % от общей протяженности дорог – 19,5 %, местного значения – 12104,7 км или 78,1 % от общей протяженности дорог.

Частные автомобильные дороги на территории Кировской области отсутствуют.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) и услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  группировки 45 «Строительство».

 

IV. Определение географических границ товарных рынков

 

В соответствии с частью 4 Методических рекомендаций определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществлялось методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж являются районы фактически выполненных работ на территории Кировской области (межмуниципальные, муниципальные).

 

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных  рынках

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) и услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также привлеченные ими к исполнению договоров подряда субподрядчики I уровня.

Сведения о генеральных подрядчиках, выполняющих подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами, получена в ФГУ «Волго-Вятскуправтодор»,  Департаменте дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, органах местного самоуправления.

Информация о субподрядчиках I уровня, привлекаемых к исполнению договоров подряда, получена у генеральных подрядчиков, выполняющих подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами.

Информация о составе хозяйствующих субъектов представлена по формам, указанным в приложениях (таблицы №№ 1-5).

 

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих  субъектов на рынках

 

Расчет общего объема произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) и произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках осуществлен на основании следующих показателей объема продаж в стоимостном и натуральном выражении, а именно:

- суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам;

- суммарного количества (площади) построенных автодорог или тоннелей, мостов и путепроводов.

Доли хозяйствующих субъектов на данных рынках рассчитывались как выраженное в процентах отношение объема продаж, конкретного хозяйствующего субъекта на рассматриваемых рынках к общему объему продаж рассматриваемых рынков отдельно в стоимостном и натуральном выражении.

Доли хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рассматриваемых рынках определялась по итогам каждого года (2008 г., 2009 г. и 2010 г.).

Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно (в отношении работ, выполненных своими силами).

Данная информация   представлена по формам, указанным в приложениях (таблицы  №№ 6-9).

 

VII. Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка   состояния конкурентной среды на товарных рынках

 

На основании пункта 7.1. Порядка для определения уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать вывод, что товарный рынок строительства, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) и товарный рынок строительства, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов относятся к I типу рынков – высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

 

VIII.  Определение барьеров входа на товарные рынки

     

При определении обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарных рынках установлено, что на товарных рынках строительства, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) и строительства, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов присутствуют следующие барьеры:

- при проведении конкурсов, аукционов: крупная сумма требуемого задатка; мощности, не достаточные для выполнения требуемых объемов работ в установленный заказчиком срок; наличие требований об использовании определенной техники при выполнении строительных и ремонтных работ; требования к качеству материалов, которые необходимо  использовать при строительстве и ремонте дорог и мостов; требования, предъявляемые заказчиком к объекту при приемке работ; размер лота свыше 100 млн. рублей; отсутствие аванса;

- получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию;

- прохождение государственной экспертизы;

- получение разрешения на строительство;

- на этапе сдачи объекта получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- осуществление государственного строительного надзора.

 Опрос хозяйствующих субъектов о существующих барьерах в сфере дорожного строительства (таблица 10).

Консолидированная информация о рассмотренных заявлениях о выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. (таблица 11).

Консолидированная информация о выданных заключениях государственной экспертизы в период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. (таблица 12).

Информация об осуществлении государственного строительного надзора в период с 01.01.2008 г. по 31.12.2010 г. (таблица 13).

Таким образом, можно сделать вывод, что барьеры для входа на рассматриваемые рынки являются труднопреодолимыми.

 

IX. Итоговая оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках. Выводы

 

Проанализировав сложившиеся характеристики рассмотренных товарных рынков строительства, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) и строительства, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, сделаем следующие выводы:

1.  Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения.

Частные автомобильные дороги на территории Кировской области отсутствуют.

2. Продуктовые границы определены товарными рынками:

- услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов);

- услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

3. Географические границы рассматриваемых товарных рынков определены районы фактически выполненных работ на территории Кировской области (межмуниципальные, муниципальные).

4. Товарный рынок строительства, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и товарный рынок строительства, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов относятся к I типу рынков – высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

5. Барьеры для входа на рассматриваемые товарные рынки являются труднопреодолимыми.