Итоги пресс-конференции по закупкам

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

 

Вчера в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области состоялась пресс-конференция заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Ирины Фуфачевой  с представителями СМИ по итогам контроля в сфере закупок за 9 месяцев 2018 года.

По словам Ирины Николаевны, такая пресс-конференция стала традиционной и является своего рода промежуточным подведением итогов работы за год.

Одной из главных тем стали результаты рассмотрения жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссий заказчиков, уполномоченных органов (учреждений). Спикер отметила, что за отчетный период количество поступивших  жалоб  возросло,  по существу рассмотрено 328 жалобы, признано обоснованными –  57, т.е. 17 % от общего количества жалоб. Выдано 80 предписаний. В 2017 году было рассмотрено по существу 280 жалоб, из них 64 жалобы признаны обоснованными, что составило 23 % от общего количества жалоб. Представитель антимонопольного органа добавила, что большинство жалоб, как правило, поступает на действия областных и муниципальных заказчиков и касается главным образом  нарушений при подготовке документации либо отказа в допуске к участию. 

В качестве примера Ирина Фуфачева  привела результат рассмотрения жалобы  ИП   о несоответствии документации аукциона в электронной форме на поставку угля марки Д - длиннопламенный требованиям Закона о контрактной системе. Заказчик - МП ЖКХ пгт. Вахруши, подготовил техническое задание, указав характеристики угля. Согласно требованиям Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать   характеристики, предусмотренные техническими регламентами, стандартами, а в случае, если они не используются, документация должна содержать обоснование их необходимости. В отношении угля приняты соответствующие ГОСТ  32464-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты. Общие технические требования», ГОСТ 17070-2014 «Угли. Термины и определения», содержащие показатели угля.

 Однако, заказчиком при изложении характеристик "Зольность", "Массовая доля общей серы" ограничены значения показателей, предусмотренных ГОСТ 32464-2013, а также использовано наименование показателя "Массовая доля воды", не предусмотренного ГОСТ 17070-2014, при этом обоснование использования других характеристик в документации отсутствует. Жалоба признана обоснованной, т.к. заказчик при описании объекта закупки нарушил п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.         

Еще одним контрольным мероприятием антимонопольного ведомства является проведение  плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства о контрактной системе. Так, в  отчетном периоде было проведено 33 проверки, из них 2 плановые. Выдано 28 предписаний, все исполнены. По данным спикера, большинство проверок было проведено по обращениям заказчиков, уполномоченных органов (учреждений), выявивших в своих действиях нарушения.

В 2018 г. обжаловались закупки на сумму начальных (максимальных) цен контрактов более 1 млрд. руб. По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок выдано 108 предписаний (9 мес. 2017 - 131 предписание).

Стоит отметить, что Закон о контрактной системе предъявляет повышенные требования не только к заказчикам, но и к участникам закупок, поставщикам (подрядчикам, исполнителям).  Участники, признанные победителями закупок, не заключившие контракты, а также поставщики, не исполняющие контракты, могут быть внесены в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), который ведется ФАС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)». Лицо, включенное в РНП,  находится в нем в течение 2 лет, что не позволяет ему в течение указанного срока участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд.

По информации И.Н. Фуфачевой, за 9 месяцев 2018 г. было рассмотрено 98 материалов о включении в РНП, по которым 45 (46 %) поставщиков включены в реестр. «Количество направленных материалов возросло. Большинство материалов – это односторонний отказ заказчиков от исполнения контрактов (30), уклонение (12), судебное расторжение (3)», -подытожила спикер. За аналогичный период 2017 г. рассмотрено 72  обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, из них включено в РНП – 30  (42 %).  В качестве примера, заместитель руководителя управления привела АНО «Сибирский институт дополнительного профессионального образования», которая в 2017 году не оказала услугу Центру реабилитации «Вятские Увалы» по повышению квалификации медперсонала по специальности «медицинская реабилитация» и по решению Кировского УФАС России была включена в РНП. Образовательная организация, в свою очередь, обжаловала решение антимонопольного органа в 3-х судебных инстанциях, но в конечном итоге  суды  поддержали позицию ведомства, оставив решение в силе.

Кроме того, в ходе пресс-конференции И.Н. Фуфачева рассказала  журналистам о важных изменениях Закона о контрактной системе в 2018 году и административной ответственности, которая предусмотрена за нарушения законодательства о закупках.

 За отчетный период 2018 г. было вынесено 139 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 1213,4 тыс. руб.  «В 2017 году этот показатель составил 85 постановлений на сумму 894,7 тыс. руб.», - уточнила спикер.

По окончании пресс-конференции заместитель руководителя управления ответила на вопросы журналистов и поблагодарила их за активное участие.

Материалы, размещенные в СМИ:

Бизнес Новости в Кирове: http://bnkirov.ru/articles/36958

Репортер в Кирове: https://www.newsler.ru/economics/2018/12/18/45-kirovskih-predpriyatij-popali-v-reestr-nedobrosovestnyh-postavshhikov

Новости ФАС регионов России (regionfas.ru): https://search.integrum.ru/ArtefactDocument.aspx?sourceId=46290&url=regionfas_D20181218_T1212_L2018121816572077_A000.htm