Состоялось очередное заседание Экспертного Совета по рекламе при Кировском УФАС России

10.06.2019 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области состоялось заседание Экспертного Совета при Кировском УФАС России (далее – Экспертный совет).

Экспертный совет образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также выработки положений по его совершенствованию. В состав Экспертного Совета входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики.

На очередном заседании членами Экспертного Совета обсуждались следующие вопросы:

1. Обсуждение следующих документов ФАС России:

- проект Доклада о состоянии конкуренции за 2018 год (размещен на официальном сайте ФАС России и доступен по ссылке https://fas.gov.ru/documents/685117);

- проекты общественно – значимых нормативно – правовых актов, которые планируются к разработке в 2019 году (размещены на официальном сайте ФАС России и доступны по ссылке https://fas.gov.ru/pages/otkryitoe-vedomstvo/perechen_proektov_npa_na_2019_god);

- публичная декларация целей и задач на 2019 год, отчет об ее исполнении за 2018;

- ведомственный план Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости на 2019 год, отчет об его исполнении за 2018 год;

- план ФАС России по реализации мероприятий в области открытых данных в 2018-2019 годы и график раскрытия ФАС России приоритетных социальнозначимых наборов данных, отчет об его исполнении за 2018 год.

Решили: члены Экспертного Совета одобрили запланированные в вышеуказанных документах мероприятия, а также положительную динамику их исполнения. Особо отметили достаточно высокую открытость деятельности Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов.

2. В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Управление) находится на рассмотрении обращение физического лица о несоответствии, по мнению заявителя, требованиям рекламного законодательства информации следующего содержания: «Сеть магазинов «У дома» <…> мир скидок. Отмечаем Пасху, 28 апреля. 5 пасхальных развлечений. Интерфакт о Пасхе. <…> Период проведения акций <…>», размещенной у входа в магазин <…>, расположенный в г. Кирове <…>, поскольку нарушает чувства верующих.

Согласно ч. 6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.Является ли вышеуказанная информация рекламой?

2. Содержит ли вышеуказанная информация образы и (или) выражения, которые являются оскорбительными в отношении какой – либо религиозной веры?

Решили: члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер. Поза девушки, ее выражение лица, декольте, украшение (заячьи ушки) – все элементы фривольного образа в совокупности противоречат понятию религиозного праздника. В рекламе используется образ девушки, который однозначно может оскорбить чувства православных верующих, поскольку Пасха является древнейшим и самым важным христианским праздником. Члены Экспертного Совета обратили внимание на использование в рекламе фразы «домашнее пивоварение» в качестве способа празднования Пасхи («отмечаем Пасху»), которая является провокационной по отношению к молодому поколению и искажает понимание празднования религиозного праздника.

 

3. В Управлении находится на рассмотрении обращение организации о распространении недостоверной, по мнению заявителя, рекламы хлебобулочных изделий производителя из г. Кирово - Чепецка следующего содержания: «<…> Из Вятки – с любовью!», «<…> чудо земли Вятской – на вашем столе!», размещенной в сети Интернет, а также на транспортном средстве.

В соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.Является ли вышеуказанная информация рекламой?

2. В каком смысле, в данном случае, используется слово «Вятка» (место изготовления рекламируемых товаров, регион осуществления деятельности производителя товара или иное значение)?

3. Может ли спорная реклама вводить в заблуждение относительно места изготовления хлебобулочных изделий с учетом того факта, что местом производства является г. Кирово – Чепецк?

Решили: члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер. Было высказано несколько точек зрения относительно второго вопроса: с одной стороны, Вяткой ранее именовался город Киров, соответственно, слоган «Из Вятки – с любовью!» может вызывать у потребителя ассоциацию с городом Кировым; с другой стороны, издавна Вяткой именовалась территория в пределах берегов реки Вятки, губерния именовалась Вятской, в России многие жители знают Кировскую область как Вятку, Вятский край, данные факты подтверждают возможность восприятия потребителем содержания рекламы, информирующей о регионе производства рекламируемой продукции. Большинство членов Экспертного Совета озвучили позиции, что отсутствует явное введение потребителя в заблуждение, поскольку в рекламе указан фактический адрес производства продукции – г. Кирово – Чепецк; в других регионах нашей страны Кировская область ассоциируется со словом «Вятка», а в г. Кирове о производителе из г. Кирово – Чепецка жители знают и реклама не вводит их в заблуждение.

 

4. В Управлении находится на рассмотрении дело № 043/05/28-154/2019, возбужденное по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по факту размещения в газете «Источник новостей» №3 (620) от 18.01.2019 информации следующего содержания: «Кредит от 10.99% годовых. От 1 000 до 1 000 000 рублей. От 18 до 85 лет. <…> Решение в течение 15 минут. Пенсионерам – льготные условия. Работаем с испорченной кредитной историей. <…> Данная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. <…> ООО <…> представляет информационно – справочные услуги по вопросам предоставления кредитов в банках и иных финансовых организациях г. Кирова <..,>».

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Частью  7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Что является объектом рекламирования?
  2. Может ли вышеуказанная информация вводить потребителей в заблуждение относительно характера рекламируемых услуг и лица, предоставляющего такие услуги?
  3. Является ли шрифт в рекламе читаемым для потребителя?

 

Решили: члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация является рекламой. По мнению членов Экспертного совета, объектом рекламирования является финансовая услуга – кредит за счет выделения цветом и крупным шрифтом слов «Кредит», «10,99%», а также привлекательных для потребителя условий его предоставления: фразы «Решение в течение 15 минут, пенсионерам – льготные условия, работаем с испорченной кредитной историей, без лишних проверок и подтверждений, беремся за сложные ситуации, трудоустроенным неофициально»; невысокие суммы ежемесячных платежей. Реклама определенно вводит в заблуждение относительно объекта рекламирования, поскольку указанную мелким шрифтом информацию внизу рекламного модуля из-за цветосочетания и шрифта «не захочется» читать и, соответственно, непонятно, что фактически рекламируются справочно – информационные услуги по вопросам предоставления кредитов. Шрифт в рекламе трудночитаем за счет мелкого шрифта и светло-желтого цвета на зеленом фоне, пожилым людям, читателям со слабым зрением текст невозможно прочитать.

 

5. Управлением установлено размещение на транспортных средствах, расположенных на стоянках г. Кирова, информации следующего содержания «Красивые номера на авто. Законно, быстро, <…> Тел. <…>».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Статьей 325.1. Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства.

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Является ли вышеуказанная информация рекламой?
  2. Что является объектом рекламирования (в случае положительного ответа на первый вопрос)?
  3. Может ли вышеуказанная информация вводить в заблуждение относительно характера рекламируемых услуг (товаров) (законный способ получения государственного регистрационного знака либо уголовно наказуемое деяние, связанное с незаконным приобретением государственных регистрационных знаков у частных лиц)?

Решили: члены Экспертного Совета пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер (наличие телефонов, привлекающих внимание фраз). В данном случае, по мнению членов Экспертного Совета, рекламируются услуги по реализации государственных регистрационных знаков для транспортных средств с одинаковым сочетанием букв и (или) цифр, поскольку потребитель, проходя мимо автомобиля с рекламой, на котором имеются необычные «красивые» знаки <…>, воспринимает это в качестве предложения приобрести подобный регистрационный номер. Члены Экспертного Совета отметили, что в рекламе имеются сведения относительно характера услуг, вместе с тем использование слова «законно» может сформировать неверное представление о том, что «красивые» регистрационные номера можно купить непосредственно в государственном органе, осуществляющем регистрацию транспортных средств с выдачей государственных номеров (ГИБДД) отдельно без приобретения транспортного средства. Отсутствие данной информации вводит потребителя в заблуждение относительно способа приобретения товара – государственных регистрационных знаков на транспортные средства.