Доклад А.В. Молчанова на круглом столе, состоявшемся 28 марта в Областном выставочном центре «Вятка-ЭКСПО», на тему «Местные предприятия пищевой промышленности и региональный потребительский рынок: продвижение продукции, проблемы и пути их решения»

Письмом ФАС России от 25.01.2011 г. № ИА/359-ПР территориальным органам было поручено провести в 2011 году проверки соблюдения участниками в сфере торговой деятельности, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольных требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

I. С целью осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», произведен расчет долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке розничной торговли продовольственными товарами посредством организации торговой сети в географических границах МО «Город Киров».

По результатам проведенного анализа доля хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке, которая превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров, установлена по Группе предприятий «Система Глобус». ГП «Глобус» была предупреждена о том, что с учетом занимаемой доли, не вправе приобретать или арендовать в границах г. Кирова дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. 

 

II. В 2011 году проведено 6 проверок хозяйствующих субъектов, входящих в торговые сети, на соответствие требованиям Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В ходе проверок осуществлялся анализ сложившейся практики взаимоотношений торговых сетей и поставщиков продукции по заключению договоров поставки. Было установлено, что торговые сети допускали нарушения антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом о торговле. Так как административная ответственность за данные нарушения была введена с 31.12.2010 г., а договоры заключались ранее этого срока, управлением было принято решение о выдаче рекомендаций по устранению нарушений в указанные сроки. Рекомендации исполнены, в договоры были внесены соответствующие изменения. Некоторые сети корректировали договоры в процессе проверки, т. е. до вручения акта о результатах проверки. 

 

III. Помимо проверок торговых сетей направлялись запросы местным поставщикам продовольственных товаров (встречные проверки) с целью выявления наличия жалоб поставщиков на действия торговых сетей, направленных на навязывание невыгодных условий договоров поставки при приведении договорной практики в соответствие с нормами Закона о торговле. Многие поставщики сообщили, что их отношения с торговыми сетями соответствуют принципам свободы договорных отношений, не сообщили о дополнительных платежах в пользу торговой сети, в том числе бонусов/премий, о платежах за маркетинговые/рекламные и пр. услуги, о штрафах.

 

IV.  Прошел почти год после проверок, наработана определенная практика во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков в условиях действия закона о торговой деятельности и введения административной ответственности за нарушения требований закона, на розничном рынке продовольственных товаров появляются новые торговые сети. Управлением планируется провести очередной анализ сложившихся взаимоотношений путем опроса, как торговых сетей, так и поставщиков продовольственных товаров, по итогам которого будут приняты соответствующие меры к нарушителям закона.