Информационная справка к расширенному Правлению ВТПП на тему:«Наши экономические задачи». Тезисы выступления А.В. Молчанова на расширенном заседании правления Вятской ТПП на тему: «Наши экономические задачи»

Информационная справка к расширенному Правлению ВТПП на тему:«Наши экономические задачи»

 

Сегодня перед всем экономическим сообществом поставлены серьезные задачи. Премьер-министром и избранным президентом Российской Федерации В.В. Путиным обозначено, что в ближайшие годы ставится задача создания эффективной экономики с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью.

«Необходимо значительно сократить отставание от стран-лидеров. Это значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в два раза, а в ключевых секторах - выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов. В противном случае у нас просто не будет надежды на успех в глобальной конкуренции» (В.В. Путин «О наших экономических задачах», Ведомости).

Целью является создание экономики, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике, которая должна стать диверсифицированной, где кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сектора.

Для достижения поставленных целей, как на федеральном уровне, так и на уровне Кировской области необходимо решить ряд наиболее существенных проблем, которые препятствуют созданию Новой экономики России. Задача по их решению стоит не только перед органами власти Кировской области и органами местного самоуправления, но и представителями бизнеса, одним из которых является Вятская торгово-промышленная палата.

В число проблемных направлений входят вопросы создания благоприятного инвестиционного климата в области. Для привлечения инвесторов в регион нужно, в первую очередь, создать нормальную инфраструктуру. В области плохие дороги, вопросы выделения земельных участков тянутся долго. Жизненно необходимо создание в Кировской области оптимальных условий для работы инвесторов, чтобы они приходили и начинали работать, а не бесконечно бегали по кабинетам чиновников.

Остро стоит проблема незадействованности огромных земельных массивов вокруг города Кирова. Много разговоров ведется об инвестиционной привлекательности региона, но инвесторов, в первую очередь, интересует возможность строительства производственных помещений. Обязательные конкурсы на выделение земельных участков достаточно непредсказуемы. На сегодняшний день даже местные крупные и значимые для всего региона предприятия, такие, как ООО «Кировспецмонтаж», не могут решить проблемы получения свободных земельных участков для расширения производственных мощностей.

Сельское хозяйство области сегодня развивается всего на 1/3 возможных площадей, регион обеспечивает себя в полной мере только молоком. Мясо и другие продукты приходится завозить извне. Имеется необходимость усиленного развития сельского хозяйства на территории Кировской области. Наиболее перспективным направлением является разведение мясного скота.

Необходимо создание эффективной федеральной контрактной системы в сфере  закупок товаров, работ и услуг. В нашей действительности тендеры коррумпированы, особенно заказы для  министерства обороны. Госзаказы нередко выполняют «откатные» фирмы, которые зачастую вообще  ничего не выпускают.

Назрела необходимость принятия рамочного закона о государственной промышленной политике, поскольку в настоящее время нет комплексного нормативного акта, определяющего правовые и экономические основы, цели и принципы реализации промышленной политики как в России в целом, так и в субъектах. При этом основная цель закона должна состоять в разработке механизма создания системных мер поддержки промышленности.

Что касается Кировской области, то сегодня необходимо активное использование огромных пустующих площадей оборонных предприятий, в первую очередь для создания технопарков. Пока они в основном сдаются в аренду. Большие предприятия должны стать центром притяжения для развития предприятий малого и среднего бизнеса.

Нужно обеспечить поддержку в развитии машиностроительной отрасли, которая является приоритетной для нашего региона и в значительной мере наполняет бюджет. На многих предприятиях области, таких, как завод «Авитек», имеются лучшие в нашей стране технологии, но они продолжают испытывать дефицит с заказами.

Активное участие необходимо в реализации Стратегии инновационного развития Кировской области на период до 2020 года. Чрезвычайно важным моментом является внедрение в производственный процесс результатов интеллектуальной деятельности и создание условий А инструменты для финансовой поддержки инновационного сектора экономики. По-прежнему актуален вопрос совершенствования законодательного обеспечения инновационной деятельности. Настолько же важен и вопрос создания условий для применения на практике результатов инновационной деятельности. Например, разработанное на заводе ЛЕПСЕ инновационное насосное оборудование, которому нет аналогов в мире, не удается вывести на нефтяной рынок. Головные компании данной отрасли абсолютно недоступны.

Все большее значение придается государственно-частному партнерству - особой форме взаимодействия государства и бизнеса. Развитие партнерства государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России и Кировской области.

Особо остро стоит проблема снятия избыточных административных барьеров. Вятская ТПП традиционно выступает за снятие избыточных административных барьеров для бизнеса, упрощение государственного контроля и других обременении. Нужно, в частности, упростить регистрационные процедуры для субъектов малого предпринимательства, расширить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться уведомительный порядок открытия бизнеса.

Препятствием для экономического развития несомненно является и коррупция.

Необходимо продолжать «продвигать» налоговые инициативы (инвестиционная льгота, налоговые «каникулы» для малого инновационного бизнеса, налоговый кредит и др.). Развивать экономику в стране необходимо при помощи более гибкой и четкой налоговой политики, ослабления общей налоговой нагрузки на малый и средний бизнес путем постепенного снижения ставок, совершенствования специальных налоговых режимов. Также необходимо предпринимать все меры для уничтожения коррупционности налога на добавленную стоимость. Сегодня триллионы рублей возмещаемого НДС идут на разбазаривание, особенно при поставках на экспорт.

В рамках присоединения России к ВТО и начале действия Единого экономического пространства необходимо оказывать возможное содействие налаживанию эффективного механизма взаимодействия госорганов и органов управления Таможенного союза с предпринимательским сообществом. В целом ВТПП должна более эффективно взаимодействовать с органами законодательной власти, в том числе и Госдумой, действенно использовать опыт, накопленный в сфере защиты интересов бизнеса при принятии решений, прямо или косвенно затрагивающих интересы предпринимательства.

При решении поставленных задач региональные власти не являются беспомощными перед федеральным законодательством и обязаны доводить до федерального уровня предложения по совершенствованию законодательной базы в стране.

Необходимую поддержку должна оказать и Вятская торгово-промышленная палата, которая является уникальной общественной структурой. Она «по вертикали» представляет интересы всех слоев бизнеса - малого, среднего и крупного. А «по горизонтали» охватывает своей деятельностью все сферы предпринимательства - промышленность, торговлю - внутреннюю и внешнюю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги. Следовательно, она призвана отражать интересы всего предпринимательства.

Законотворчество занимает особое место в деятельности ВТПП. Такую деятельность мы осуществляем на основе закона о торгово-промышленных палатах, который наделяет Палату правом проведения экспертизы проектов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности, и правом участвовать в разработке законопроектов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, а также ряда соглашений подписанных между Палатой с Законодательным Собранием Кировской области и Кировской городской Думой.

Кроме правовой экспертизы законопроектов мы занимаемся и другими видами экспертиз. Так, в 2008 году ТПП РФ была аккредитована в качестве специализированной организации по проведению независимой экспертизы регламентов исполнения государственных функций, возложенных на федеральные органы исполнительной власти. Аналогичные мероприятия необходимо провести и на областном уровне.

Еще одно новое для нас направление деятельности - мониторинг правоприменения действующего законодательства, введенный соответствующим Указом Президента РФ в 2011 году. На уровне Палаты появилась возможность проработки вопросов правоприменения антикоррупционного законодательства, законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля при проведении тарифной и ценовой политики, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, законодательства в сфере таможенного регулирования.

Разработана Концепция ТПП России по совершенствованию законодательства Российской Федерации на период до 2016 года. Это документ, нацеленный на определение приоритетов ТПП и бизнеса в законотворческой сфере в период работы Госдумы шестого созыва.

Вятская ТПП, в свою очередь, должна продолжить активные действия по экспертизе местных законопроектов, касающихся экономики и бизнеса, ведение мониторинга правоприменительной практики, независимой экспертизы закупок по федеральной контрактной системе, обеспечение надежного канала связи с правительством, которое должно своевременно получать адекватные сигналы бизнеса о деятельности в условиях ВТО.

Не смотря на наличие права экспертизы проектов законодательных и иных документов, которые затрагивают интересы предпринимательства, его еще предстоит в полной мере реализовать на практике.

Но уже сегодня мы можем видеть эффективность деятельности Палаты по разработке конкретных предложений о совершенствовании действующего законодательства. Среди прочих можно отметить следующие результаты.

Палатой совместно с администрацией г. Кирова был разработан проект поправок в 159-ФЗ, в частности, в целях конкретизации понятия «перечисление арендной платы надлежащим образом».

ВТПП вышла с инициативой в Заксобрание о внесении изменений в закон Кировской области от 12.11.08 №309-30, в которой было предложено рассмотреть вопрос о применении нормы превышения предельного значения площади арендуемого недвижимого имущества (500 м2).

Вятская ТПП провела ряд встреч с представителями Управления по делам муниципальной собственности, администрации г. Кирова, департамента госсобственности Кировской области и Союза строителей Кировской области, по результатам которых было принято решение о необходимости инициировать внесение изменений в 137-ФЗ, касающихся нормативных сроков.

Большое значение для бизнеса также имело принятие со стороны ВТПП мер для стабилизации ситуации, связанной с обеспечением грузоотправителей лесных и иных грузов необходимым подвижным составом.

Представители ВТПП был проведен «Вятский экологический форум», в т.ч. касающийся перспектив развития водного транспорта в Кировской области.

В настоящее время эксперты ВТПП участвуют в рабочей группе по подготовке проекта областного закона о льготах по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих модернизационные процессы.

Законотворческая практика должна стать естественной нормой Палаты.

Приоритетными целями и направлениями деятельности Вятской торгово-промышленной палаты на ближайшие годы должны стать активное участие экспертов и советников Палаты в разработке наиболее важных законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-экономического развития региона, а также создание эффективной системы независимой экспертной оценки проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности и торгово-промышленных палат. Несомненно, будет продолжаться отстаивание интересов субъектов предпринимательской деятельности в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.

Необходимо провести анализ эффективности заключенных ВТПП договоров и соглашений о сотрудничестве с различными органами власти и организациями, и на основе проведенного анализа подготовить новые соглашения, отвечающие современным задачам и приоритетным направлениям деятельности Палаты.

Необходимо ввести в действие механизм регулярного информирования органов власти: Губернатора Кировской области, Законодательного Собрания Кировской области, органов местного самоуправления о деятельности и предложениях ВТПП по вопросам социально-экономического развития, поддержки предпринимательства и совершенствования законодательства.

Эксперты Вятской ТПП обладают необходимым ресурсом знаний и практического опыта, который обязательно должен быть использован органами законодательной власти.

Именно сотрудничество представителей реального бизнеса и органов власти должно обеспечить создание законов, которые будут работать на создание Новой экономики России.

 

 

Тезисы выступления А.В. Молчанова на расширенном заседании правления Вятской ТПП на тему: «Наши экономические задачи».

 

Задачи Антимонопольной службы сформулированы следующим образом: «Свободная конкуренция и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

 

Начало 2012 года ознаменовалось значительными изменения в антимонопольном законодательстве России.

С 6 января 2012 года вступил в силу «третий антимонопольный пакет поправок».

«Третий антимонопольный пакет» - это завершение реформы антимонопольного законодательства, которое основано на лучших мировых примерах, а также административной и судебной практиках.

Внесены изменения в обширный перечень нормативных актов от, непосредственно, Закона о защите конкуренции, до почти всех кодексов Российской Федерации: Земельный, Градостроительный и даже Уголовный.

Впервые в законодательстве появилось определение картеля, как наиболее тяжкого нарушения антимонопольного законодательства, устанавливается четкое различие видов (запрещенных законом)  соглашений, недопустимых в соответствии с законом.

Именно за картель, после вступления в силу поправок, предусмотрена уголовная ответственность, предусматривающая санкцию до семи лет лишения свободы, за совершение согласованных действий будет предусмотрена лишь административная ответственность.

Особое значении имеют поправки, касающиеся введения дополнительных антимонопольных запретов в отношении деятельности органов власти, которые касаются недопущения установления дискриминационных условий, а также различного рода «поборов» при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

С вступлением в силу поправок антимонопольный орган получает дополнительные функции по рассмотрению жалоб на все торги, которые проводятся органами власти или по их заказу. Теперь ФАС будет иметь право остановить любые торги по продаже, приватизации или по предоставлении в аренду  до рассмотрения жалоб по существу. Установлен короткий (семидневный) срок рассмотрения жалоб.

Цель повышения уровня ответственности органов власти – обеспечение прав и интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

«Третий антимонопольный пакет» поправок, кроме ужесточения требований к  органам власти всех уровней, устанавливает ряд норм в интересах малого и среднего бизнеса:

  1. Качественные изменения антимонопольного законодательства произошли в отношении использования государственных ресурсов. Третьим пакетом введён механизм открытой продажи государственного имущества. На едином интернет-портале www.torgi.gov.ru можно увидеть:  что закупается российским государством и органами местного самоуправления;  как государство продаёт земельные, лесные, водные ресурсы страны, квоты на вылов биологических ресурсов, права на аренду государственного и муниципального имущества; как приватизирует имущество, реализует конфискат и др.
  2. Существенно повышены пороговые значения активов (с 3 до 7 млрд руб.) и оборота (с 6 до 10 млрд руб.) компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок - слияние, присоединение, создание коммерческих организаций, сделки с их акциями, имуществом, правами и др.
  3. Кроме того, исключена обязанность финансовых организаций направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых между ними или с органами исполнительной власти РФ и регионов. Также существенно снижено количество документов, которые нужно представлять для обоснований по ходатайствам.
  4. Внесены изменения в порядок предоставления преференций субъектам малого и среднего предпринимательства.

Региональные и местные власти вправе самостоятельно предоставлять преференции в виде предоставления имущества и иных объектов гражданских прав, если эти преференции предоставляются в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Кроме того, теперь не требуется предварительное согласование антимонопольного органа, если преференции предоставляются в соответствии с региональными или муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

 

Среди задач антимонопольной службы на 2012 год можно также отдельно выделить вопросы, связанные с контролем за реализацией Федерального закона «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности».

Закон вступил в силу с 1 февраля 2010 года.

Законом предусмотрены антимонопольные запреты в отношении «торговых сетей», органов власти и поставщиков товаров.

Самым главным является недопущение дискриминации в любом ее виде.

 

Кировское управление ФАС России в пределах своей компетенции готово оказать содействие органам власти и бизнес-сообществу по созданию и развитию системы честных конкурентных правил на территории региона.