Доклад зам. руководителя Кировского УФАС России М.Л.Никоновой на заседании круглого стола на тему «Как добраться до покупателя вятским сельхозпроизводителям»
В сферу деятельности антимонопольных органов входит контроль за соблюдением участниками торговой деятельности требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Изменение структуры рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами в направлении увеличения доли крупных сетевых компаний характерно для России в целом. И в нашем регионе в последнее время увеличивается доля присутствия на розничном продовольственном рынке федеральных торговых сетей («Магнит», «Метро», «Карусель», «Пятерочка»).
Возможность проектирования и строительства торговых объектов и дальнейшего осуществления торговой деятельности напрямую зависит от доступности земельных участков, возможности получения в аренду торговых площадей. Вместе с тем, закон о торговле (ст. 14), в целях защиты конкуренции, ограничивает право хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами посредством торговой сети, рыночная доля которого достигла 25 %, приобретать или арендовать в границах муниципального района, городского округа дополнительную площадь для осуществления торговой деятельности. по любым основаниям.
Увеличение в последние годы существенной части розничной торговли продовольствием крупными торговыми сетями привели к смещению баланса рыночной силы от производителей к розничному звену и, связанному с этим, ухудшению положения предприятий- поставщиков.
«Диктат» крупных торговых сетей может выражаться путем навязывания поставщикам невыгодных условий договора:
- занижение закупочных цен, значительная плата за вход в торговую сеть (входной бонус),
- длительная рассрочка платежей за поставленный товар,
- невыгодное размещения товаров на стендах в торговых сетях (особенно для поставщиков – малых предприятий),
- включение в договор различных штрафных санкций за несвоевременную поставку товара,
- за ошибки в отчетной документации,
- за несвоевременную оплату услуг и т. д.,
- право одностороннего невыполнения обязательств торговой сетью,
- компенсация потерь торговой сети за счет поставщика,
- изменение, расширение товарного ассортимента поставщика только за дополнительную плату,
- плата за возможность поставки в новые магазины,
- понуждение к заключению договоров оказания рекламных, маркетинговых и др. услуг, связанных с продвижением товара.
Антимонопольными органами контролируется соблюдение требований статей 9, 13-15 Закона о торговой деятельности.
В статье 9 Закона изложены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и поставщиков продовольственных товаров при заключении и исполнении договора поставки.
Статья 13 содержит антимонопольные правила для участников торговой деятельности.
Статья 15 предъявляет антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Закон о торговле вступил в силу с 1 февраля 2010 года. В срок до 30.07.2010 года условия договоров поставки должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В начале 2011 г. Кировским УФАС России были проведены проверки сложившихся договорных практик между участниками торговой деятельности - торговых сетей и поставщиков продукции на соответствие требованиям Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В настоящее время с приходом новых федеральных сетей формируется дальнейшая практика во взаимоотношениях сетей с местными поставщиками. Управлением, путем анкетирования, проводится очередной анализ взаимоотношений, складывающихся между участниками торговой деятельности. По результатам этого анализа будет дана оценка их действиям.