Объекты, связанные с обслуживанием сетей водо- и теплоснабжения: проблемы толкования

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Решением Уржумской районной Думы от 15.11.2013 г. № 32/261 утвержден «Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области».

Часть 2 статьи 23 Порядка предусматривает возможность передачи имущества в безвозмездное пользование на цели, связанные с обслуживанием водопроводных и канализационных сетей, тепловых сетей и котельных.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и пользования указанным имуществом может осуществляться исключительно по договорам аренды или концессионным соглашениям.

17.11.2014 Кировским УФАС России возбуждено производство по делу № 139/05-14 в отношении Уржумской районной Думы Уржумского района Кировской области по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

До рассмотрения дела Уржумская районная Дума направила свои пояснения, в которых сообщила, что частью 2 статьи 23 Порядка управления и распоряжения имуществом предусматривается возможность передачи в безвозмездное пользование не объектов водоснабжения, водоотведения или теплоснабжения, а объектов казны на цели, связанные с обслуживанием объектов водоснабжения и теплоснабжения (здания, строения, автомобили, станки), что в целом не противоречит положениям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В ходе проведенной проверки Кировским УФАС установлено, что в реестре муниципального имущества муниципального образования Уржумский муниципальный район объекты, назначение которых прямо указывалось как «обслуживание водопроводных, канализационных и тепловых сетей», отсутствуют.

Это, в свою очередь означает, что определить принадлежность того или иного имущества к данной категории является затруднительным.

Кроме того, указанное положение не исключает возможности злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления, в частности, принятия актов и (или) осуществления действий (бездействий), направленных на передачу в безвозмездное пользование объектов тепло- и водоснабжения, которые в целом приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Справка: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

 

В целях предупреждения двойного толкования положения статьи 23 Порядка по результатам рассмотрения дела № 139/05-14 Уржумской районной Думе Уржумского района Кировской области выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.