Муниципальное имущество, полученное в аренду без торгов, подлежит передаче в субаренду только на основании конкурентных процедур

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Решением Кировского УФАС России от 23.12.2014 по делу № 142/05-14 Яранский фонд поддержки малого предпринимательства «Союз-Центр» признан нарушившим часть 1 статьи 17. 1 Закона о защите конкуренции при заключении договоров субаренды с предпринимателями на бесконкурсной основе муниципального имущества, право аренды, которого было получено Фондом на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов.

Как было установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Яранский фонд поддержки малого предпринимательства «Союз-Центр» получил нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности для осуществления своей уставной деятельности как некоммерческой организации без проведения торгов. Впоследствии данным Фондом было заключено четыре договора субаренды с предпринимателями, по которым последние получили право владения и (или) пользования частями арендуемого помещения. При заключении договоров субаренды торги не проводились.

В пункте 10 Разъяснений ФАС России от 05.06.2012 "Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203)" указано, что в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 указанной части, передача указанного имущества в субаренду может осуществляться без проведения торгов.

Согласно статье 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в случае, если не соблюдаются требования пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Соответственно, заключение договоров субаренды не может быть осуществлено без проведения торгов, в случае если право аренды на государственное и муниципальное имущество возникло на бесконкурсной основе.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения по делу № 142/05-14 договоры с предпринимателями были расторгнуты в добровольном порядке, производство по делу было прекращено ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Справка: Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды возможно без проведения процедуры торгов в случае передачи прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".