Ответы на вопросы граждан, поступившие в приемную Президента РФ 17.12.2014

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

1. Вопрос: Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ при определении объема закупок у СМП и СОНО в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки с единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 данного Закона, в данном случае контрольным органом в сфере закупок проверяется соответствие участника  требованиям документации о закупке, и если заявка не содержит декларацию о принадлежности к СМП, то участник не будет признан соответствующим требованиям документации и с ним контракт не будет заключен. Если декларация есть и согласие на заключение контракта получено, то все равно сведения не входят в расчет совокупного годового объема закупок у СМП и СОНО?

Методика расчета объема закупок способом запроса котировок?

Ответ: Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона (в т.ч. по п. 25 ч. 1 ст. 93).

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе годовой объем закупок, осуществляемых заказчиком путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок (п.16 ст. 3 Закона)  заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

 

2. Вопрос: Практика применения Закона 44-ФЗ в части заключения госконтрактов по итогам несостоявшихся запросов котировок?

Ответ: Согласно ч. 13 ст. 78 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

В соответствии с ч. 12 указанной статьи в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

 

3. Вопрос: Образования для сотрудников контрактной службы, все ли они должны быть обучены по 44-ФЗ или 94-ФЗ?

Ответ: Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе  работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В соответствии с ч.  23 ст. 112 Закона о контрактной системе  до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

4. Вопрос: Расчет объема закупок для СМП?

 Ответ: Заказчик обязан осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.

 

5. Вопрос: Будет ли считаться нарушением при определении  НМЦК методом сопоставимых рыночных цен установление ее по наименьшему предложению? Какое решение должна принять единая комиссия по заявке, в которой указаны  неконкретные показатели (указан диапазон, слова «не более», «не менее»), но они находятся в диапазоне, указанном заказчиком в документации, и сам производитель не использует конкретный показатель? Должен ли участник сообщить в заявке о том, что производитель товара не указывает конкретные показатели и приложить документы на товар?

Ответ: Во исполнение ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе  в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям  приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567  утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Данный нормативно-правовой документ может использоваться заказчиками для правильного  обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Если заявка содержит не конкретные показатели товара (диапазон, «более», «менее») и при этом производители товара именно таким образом указывают характеристики товара, то считаем, что заявка будет соответствовать требованиям документации, если комиссия не установит иное указание этих характеристик производителями.  Закон о контрактной системе не предусматривает приложение каких-либо документов о товаре в составе 1 части заявки.