Передача объектов тепло- и водоснабжения в безвозмездное пользование.Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения

Сфера деятельности: Контроль органов власти

13.01.2015 года ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» было подано заявление в Кировское УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства со стороны администрации муниципального образования Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области.

При ознакомлении с указанным заявлением было установлено, что в действиях муниципального образования «Опаринское сельское поселение Опаринского района Кировской области», содержатся признаки нарушения п.п.2,8 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».

А именно: Администрация муниципального образования «Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области» заключила с МУП «Опаринское КХ» договор безвозмездного пользования объектами тепло и водоснабжения, без проведения процедуры торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Не проведение торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов, в установленном порядке, могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к данному товарному рынку либо права ведения хозяйственной деятельности на нем. Такие действия (бездействия) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Также в действиях Администрация муниципального образования «Опаринское городское поселение Опаринского района Кировской области» и МУП «Опаринское КХ» Кировским УФАС были выявлены признаки нарушения, предусмотренного п.4 ст.16 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно-соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Справка: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В ходе рассмотрения дела № 4/05-15 администрация Опаринского городского поселения Опаринского района Кировской области и МУП "Опаринское КХ" признаны нарушившими п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции. Также администрация Опаринского городского поселения Опаринского района Кировской области признана нарушившей п.п.2,8 ст.15, ст.19 ФЗ "О защите конкуренции". Администрации Опаринского городского поселения Опаринского района вынесено предписание об устранении нарушений п.п.2,8 ст.15, п.4 ст.16 ФЗ " О защите конкуренции".