О вступлении в силу положений «четвертого антимонопольного пакета»

О вступлении в силу положений «четвертого антимонопольного пакета»

 

Во исполнение поручения ФАС России, направленного письмом от 19.11.2015 № ИА/65088/15, Кировское УФАС России информирует, что 06.10.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru был опубликован Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 275-ФЗ).

Документ предусматривает существенное сокращение административных ограничений для осуществления предпринимательской деятельности и одновременное снижение участия государства в экономике.

В качестве основных положений данного закона можно выделить следующее.

Новая редакция закона распространяет институт предупреждения на действия органов государственной власти и местного самоуправления (статья 15), недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением (пункты 6 и 8 части 1 статьи 10). Получил расширение в законе перечень лиц, которым может быть направлено предостережение (включение в их число должностных лиц органов власти).

Таким образом, устранение антимонопольных правонарушений со стороны должностных лиц органов власти теперь может осуществляться в оперативном порядке. В свою очередь, ответственность должностных лиц, неоднократно нарушающих Закон о защите конкуренции, ужесточается. Так, повышается до 50 тысяч рублей сумма штрафа, налагаемого на должностных лиц органов власти в случае, если их действия приводят к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 14.9 КоАП). В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация на срок до трех лет (ч. 2 ст. 14.9 КоАП).

Поправками закона Правительство РФ наделяется правомочием определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках (доля более 70%) при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства. Реализация Правительством РФ своего права утверждать правила недискриминационного доступа к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции, свидетельствует о том, что принятие таких правил позволяет эффективнее обеспечить реализацию прав потребителей по доступу к товарам, производимым субъектом естественной монополии, и в целом снижает количество нарушений в этой сфере.

В новой редакции закона исключается положение статьи 5 Закона о защите конкуренции о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов. Кроме того, прекращается ведение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов. При этом упразднение реестра не должно привести к снижению уровня ответственности доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов за антимонопольные правонарушения. Доминирующее положение хозяйствующих субъектов будет устанавливаться в обязательном порядке в рамках каждого антимонопольного дела о нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Также устранена законом возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Предполагается, что ущемление индивидуальных интересов физических лиц, не связанное с ограничением конкуренции и предпринимательской деятельностью, должно защищаться законодательством о защите прав потребителей. При этом в ведении антимонопольного органа остается защита граждан от монопольно высокой цены товаров, устанавливаемой доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами.

Часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции уточнена в части признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами, осуществляющими  приобретение товаров на одном товарном рынке («картель покупателей»).

С вступлением в силу новой редакции Закона прекращается уведомительный контроль сделок субъектов естественных монополий. В свою очередь, появилась отдельная категория соглашений, заключение которых требует предварительного согласия антимонопольного органа – это соглашения хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности. Согласование антимонопольным органом происходит по правилам контроля экономической концентрации. Указанные дополнения вносят определенность в порядок подтверждения соответствия соглашений о совместной деятельности антимонопольному законодательству и исключают возможность признания рассмотренных антимонопольным органом соглашений о совместной деятельности картелем.

Важным достижением является дополнение закона новой главой, предусматривающей подробное описание недопустимых практик недобросовестной конкуренции (вместо статьи 14 Закона о защите конкуренции).

Изменения коснулись и процессуальных норм. Значительным образом  совершенствуется процесс рассмотрения дел: вводится институт предварительного заключения комиссии о выявленном нарушении. Указанное нововведение признано стать важнейшей гарантией защиты прав и интересов лиц, участвующих в деле. Кроме того, вводятся классические для процессуального права положения о виде доказательств, критериях их относимости и допустимости. В целом указанные изменения способствуют повышению качества рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, ведут к уменьшению доли дел о нарушении антимонопольного законодательства, которые в настоящее время обжалуются в арбитражных судах.

Кроме того, Закон № 275-ФЗ предусматривает введение института так называемой «внутриведомственной апелляции», определяя процедуру пересмотра коллегиальными органами ФАС России решений и предписаний территориальных органов. Предусматривается, что решение и предписание УФАС России могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение месяца со дня их вынесения в случае, если такие решения нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Как уже ранее упоминалось, Закон № 275-ФЗ также вносит ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях.

Статьей 14.9.1 КоАП РФ закрепляется новый состав административного правонарушения – нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Напоминаем, что указанный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 403.

Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушение процедуры торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам их проведения (ст. 7.32.4 КоАП РФ). При этом лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, несут административную ответственность как должностные лица (дополнение к примечанию к ст. 2.4 КоАП).

Наряду с этим, предусматривается смягчение административной ответственности при заключении антиконкурентных соглашений для лиц, содействующих в расследовании антимонопольного нарушения (п. 5 Примечания ст. 14.32 КоАП).

В законную силу поправки вступают по истечении 180 дней со дня официального опубликования, то есть 10 января 2016 года.