Итоги пресс-конференции по теме «Рынки коммунальных услуг»

26 ноября 2015 в Управлении Федеральной антимонопольной службы состоялась пресс-конференция  и.о. руководителя управления с представителями региональных СМИ на тему: «Рынки коммунальных услуг. Антимонопольное регулирование в сфере ЖКХ».

 Тема обусловлена особой социально-экономической значимостью и актуальностью обозначенного рынка. Кировское УФАС России является исполнителем по теме общероссийской специализации «Рынки коммунальных услуг».

Рынок коммунальных услуг включает в себя и вопросы подключения (технологического присоединения) к сетям коммунальной инфраструктуры, т.к. эти действия не образуют самостоятельного рынка, а являются составной частью рынков передачи и распределения соответствующих коммунальных ресурсов, и вопросы непосредственного оказания коммунальных услуг.

Основные направления проводимой работы в обозначенном направлении можно сгруппировать следующим образом:

- подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, к электрическим сетям, к сетям водоснабжения и водоотведения;

- проблема качественного и бесперебойного оказания коммунальных услуг                             населению;

- отказ управляющих компаний от исполнения функций по  управлению МКЖД.

Говоря об итогах 2015 года, и.о. руководителя управления отметила, что количество заявлений от физических и юридических лиц, касающихся сферы ресурсоснабжения, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 38%. Причем чаще всего заявители жаловались на прекращение подачи коммунальных ресурсов, подачу некачественных ресурсов, уклонение от заключения договоров на подключение (технологическое присоединение) к сетям газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, начисление платы за коммунальные услуги и т.д.

Всего в 2015 году было рассмотрено 11 дел по статье 10 Закона о защите конкуренции, по итогам рассмотрения которых признан факт нарушения в форме злоупотребления своим доминирующим положением и 3 дела находятся в стадии завершения.

Среди основных дел  М.Л. Никонова выделила 3 дела в отношении ОАО «Кировская теплоснабжающая компания», где поводом для возбуждения дел послужили заявления администрации г. Кирова и прокуратуры Ленинского района г. Кирова на длительное отсутствие в многоквартирных домах г. Кирова горячего водоснабжения. По результатам рассмотрения указанных дел в действиях ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» признаны факты нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились:

- в затягивании проведения ремонтных работ на тепловых сетях, относящихся к 1,3,4 районам тепловых сетей г. Кирова после проведения гидравлических испытаний, что привело к длительному отсутствию горячей воды в 154 многоквартирных жилых домах г. Кирова максимальное количество дней отсутствия горячей воды в одном из домов – 127 дней;

- а также в предварительном не уведомлении в письменной форме исполнителей коммунальных услуг о начале проведения плановых работ по реконструкции тепловых сетей (21 жилой дом).

В результате неправомерных действий ОАО «КТК» пострадали интересы граждан 175 жилых домов.

Также по заявлениям физических лиц были возбуждены два дела в отношении ОАО «Российские железные дороги» в связи с необоснованным затягиванием сроков рассмотрения заявки физического лица на технологическое присоединение к электрическим сетям в пос. Лянгасово и в связи с невыполнением в установленный законодательством срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД». Действия (бездействие) ОАО «РЖД» привели к тому, что многодетные семьи, получив в рамках реализации программ по  поддержке многодетных семей бесплатно земельные участки под строительство жилых домов в районе пос. Лянгасово, длительное время не могли заключить договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям и осуществить подключение своих участков к электрической энергии в целях осуществления строительства жилых домов.

По завершению рассмотренных дел на ОАО «РЖД» были наложены административные штрафы в размере 100 тыс. рублей, а также на должностное лицо ОАО «РЖД» в размере по 20 тыс. рублей.

Еще одна тема, которой занималось управление в течение последних двух лет – это несовершенство новых правил подключения к сетям газораспределения. Она была предметом обсуждения на Общественно-консультативном совете при Кировском УФАС в 2014 году. В этом году нами был подготовлен проект постановления о внесении изменений в Правила подключения № 1314, который также был вынесен на обсуждение Общественно-консультативного совета. По итогам обсуждения была одобрена окончательная его редакция. Предложения с разработанным проектом постановления направлены в центральный аппарат ФАС России.

Особое внимание на пресс-конференции было уделено новым изменениям в Законе о защите конкуренции, которые вступят в силу с 5 января 2016 года. В октябре этого года Президент подписал «четвертый антимонопольный пакет», который со следующего года в корне изменит деятельность УФАС. И.о. руководителя управления подчеркнула, что в новом законе изменения коснутся части 1 статьи 10 ФЗ №135 «О защите конкуренции», которой предусмотрен запрет на злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением.

Законом устранена возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Предполагается, что ущемление интересов физических лиц, не связанное с ограничением конкуренции и предпринимательской деятельностью, должно защищаться органами Роспотребнадзора и государственного жилищного надзора. Закон будет распространяться только на защиту интересов неопределенного круга потребителей.  «Новая редакция закона призвана в первую очередь защищать конкуренцию», - пояснила М.Л.Никонова.

В связи с нововведениями прекращается ведение реестра лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше тридцати пяти процентов и не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов.

Кроме того, и.о. руководителя управления добавила, что расширяется сфера применения механизма выдачи предупреждений. Если в настоящее время  по статье 10 Закона предупреждения выдаются только при навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и за необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками), то с января 2016 года антимонопольная служба будет выдавать предупреждения также и при необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, и при  создании дискриминационных условий.

По окончании мероприятия  М.Л. Никонова поблагодарила журналистов за внимание  и выразила надежду, что новые изменения в антимонопольном законодательстве благоприятно скажутся на состоянии конкурентной среды в регионе.