Рынок услуг связи всегда на передовых рубежах - от инфраструктуры до ассортимента и качества услуг

Об этом рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, обсуждая антимонопольную политику на телекоммуникационном рынке и в сети Интернет в рамках VIIIежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России»

По его словам, телеком является лидером преобразований и внедрения новаций на рынках традиционных услуг. В то же время телекоммуникационный сектор быстрыми темпами движется в направлении развития новых услуг с использованием сети Интернет. Причем не только в секторе электронных услуг, но и на других товарных рынках в рамках модели цифровой экономики. И это новая экономическая реальность, в корне меняющая характер отношений на рынках и условия оборота товаров и услуг.

Благодаря развитию конкуренции между фиксированной и мобильной связью уже несколько лет на повестке дня стоит вопрос о дерегулировании фиксированной телефонии. Эта тема может стать актуальной и для других сфер естественных монополий. В рамках новой тарифной политики (НТП) также обсуждаются вопросы дерегулирования конкурентных товарных рынков.

Сотовые компании демонстрируют уже на протяжении двух десятков лет способности масштабного развития и модернизации технологической инфраструктуры. Опыт этих конкурентных рынков полезен при обсуждении подходов к долгосрочному тарифному регулированию, стимулирующему инвестиционную деятельность.

Интересен и опыт совместного использования инфраструктуры и частотного ресурса сотовыми компаниями, способствующий развитию конкуренции на рынке конечных услуг.

Правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры связи естественных монополий показали свою результативность. Но для обеспечения доступа граждан к услугам современных телекоммуникационных компаний потребовалось принятие акта, обеспечивающего доступ к общему имуществу многоквартирных домов. Именно поэтому в повестке дня и на телекоммуникационных рынках, и в других сферах вопрос ставится более широко – речь идет о доступе к ключевым активам (essential facilities).

Новые динамично развивающиеся рынки связи и интернета потребовали новых подходов в антимонопольной политике. Так, формирование во взаимодействии ФАС, заинтересованных органов власти и бизнеса базовых Принципов сетевого нейтралитета, принципов технологической нейтральности, Принципов справедливого роуминга позволило развивать телекоммуникационные и сопряженные с ними рынки, а также снижать тарифы на услуги на этих рынках.

Цифровая экономика создала невиданные до этого возможности для развития рынков. Причем не только электронных услуг, но и самого широкого спектра товарных рынков. Через Интернет вызываются такси, покупаются авиабилеты, организуются туристические поездки. Дистанционная торговля по интернету размыла границы между, между оптовыми и розничными рынками, между внешней и внутренней торговлей. Стоит задача создать равные (недискриминационные) условия деятельности на этих рынках.

Права интеллектуальной собственности на «цифровые платформы», владение и распоряжение данными становятся одним из способов формирования рыночной власти на товарных рынках.

Ситуация на рынках перестала формироваться в рамках двусторонних отношений, построенных на основе купли-продажи или поставки. Монетизация бизнеса происходит по сложным цепочкам многосторонних многоступенчатых взаимосвязей. Это потребовало принципиально иных подходов к проведению анализа товарных рынков, изменению подходов к применению антимонопольного законодательства.

Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева отметила проблемы регулирования и анализа рынка в условиях цифровизации экономики. «Телеком рынки - это многосторонние рынки, где разные группы поставщиков и потребителей постоянно взаимодействуют между собой, а прибыль обеспечивается не за счет продажи каждого конкретного продукта, а путем получения доходов «с других сторон рынка», сама возможность существования которых обеспечивается поставками первоначального товара. Сложности регулирования таких рынков заключаются как в определении продуктовых границ рынка, так и в определении географических границ: рынки, в основном, глобальные, а национальные особенности реализации выявляются в свойствах самого товара»,- заявила Елена Заева.

Подводя итоги Анатолий Голомолзин отметил: «Участники заседания узнали много интересного в традиционных сферах, а применительно к новой цифровой экономике стало понятно какое поле для дальнейшей совместной работы есть у антимонопольщиков, наших коллег из других ведомств, бизнеса и общественности. Время для принятия решений в условиях динамично меняющейся ситуации на рынке весьма ограничено. Действовать нужно оперативно, согласованно и целенаправленно».