Анатолий Голомолзин: Проекты государственно-частного партнерства могут и должны быть эффективными

Для достижения оптимальных результатов в работе органов власти, операторов инфраструктуры и заинтересованных лиц требуется использование многофакторного подхода, отражающего правовые, экономические, экологические, технологические и иные аспекты. Как правило, требуется проведение многосторонних переговоров.

Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, выступая 20 марта 2017 года на Втором Форуме ОЭСР по вопросам государственного управления инфраструктурой.

В рамках 10-й ежегодной встречи сети ОЭСР по важным проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) с Уполномоченными органами власти и официальными лицами (более подробная информация в приложении 1 и в приложении 2), которая состоялась 21 марта 2017 года, он отметил необходимость двигаться в направлении стандартизации процедур принятия решений как органами власти, так и операторами инфраструктуры.

«Неуспешные проекты ГЧП были обусловлены устаревшими подходами 1-го поколения 20-ти летней давности. Мир с тех пор изменился кардинально, а вместе с ним требуют изменения и подходы к ГЧП, а именно переход к применению подходов уже 2-го поколения. Они характеризуются формулированием особых требований не только и не столько к единичным проектам, сколько к работе системы в целом и ориентированию на соответствующие институты», - подчеркнул замглавы ФАС России.

По его словам, от подхода «гранты – или ничего» нужно переходить к использованию пакета финансовых инструментов по реализации проектов, использованию стандартизированных процедур, применению типовых механизмов управления рисками. «Хотя речь ведется о принятии решений в условиях ограниченных ресурсов, вопрос не в деньгах - качество сопровождения проектов является гарантией их финансового обеспечения. Как показывает мировой опыт, от эффективной реализации проектов ГЧП в 50% случаев, характерных для подходов 1-го поколения, реально выходить на то, что 95% проектов ГЧП могут быть эффективными и обеспечивающими возврат вложенных средств», - отметил Анатолий Голомолзин.

Экономические регуляторы (как правило речь идет о тарифных регуляторах и тех, кто обеспечивает контроль доступа к инфраструктуре) являются составной частью общей системы государственного управления инфраструктурой. При этом возрастает роль мультисекторных регуляторов, а также регуляторов, имеющих иные функции экономического регулирования. Применительно к ФАС России - это компетенция антимонопольного ведомства, ведомства контролирующего государственные закупки, закупки компаний с государственным участием и естественные монополии.

«Одной из наиболее интересных тем прошедших заседаний были вопросы о новых трендах и развитии подходов по управлению инфраструктурой. Были даны предложения по рассмотрению на следующих конференциях ОЭСР вопросов взаимоотношений между естественно монопольными инфраструктурами и их конкурентным окружением и, соответственно, о взаимодействии между экономическими регуляторами, конкурентными ведомствами и заинтересованными ведомствами. Также было отмечено, что имеется заинтересованность в дальнейшей проработке инструментов управления устойчивым развитием инфраструктуры», - рассказал Анатолий Голомолзин.