Обобщенные ответы на вопросы (обращения), поступившие до и во время проведения публичных обсуждений 06.12.2018

Есть ли обязанность у органов местного самоуправления осуществлять мероприятия по ликвидации МУПов  в настоящее время?

21 декабря 2017 г. подписан Указ Президента РФ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.

В соответствии с пунктом 3 Указа к основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции отнесены в том числе:

- сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

С целью реализации национального плана развития конкуренции предусмотрена обязанность Правительства РФ разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ ряд проектов федеральных законов (п. 4 Национального плана). К числу таковых можно отнести федеральные законы, направленные на ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках; запрет приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции.

В настоящее время Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание
и осуществление деятельности унитарных предприятий)» внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации.

Вопрос о  квалификации в качестве нарушения антимонопольного законодательства нарушений предпринимателями специальных требований к качеству товаров, работ и услуг, а также правил реализации отдельных видов товаров.

Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции (пункт 1 части 1 статьи 1).

В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен статьями 14.1-14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

Исходя из содержания указанных норм права для признания факта осуществления недобросовестной конкуренции в качестве правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо установить одновременное наличие всех признаков, к которым следует отнести: 1) осуществление деятельности хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке (наличие конкурентных отношений); 2) осуществление активных действий в нарушение требований законодательства Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; 3) направленность таких действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; 4) причинение или возможность причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации.

Оценивая действия хозяйствующих субъектов на предмет наличия либо отсутствия в них недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган устанавливает, прежде всего, влияние таких действий на конкуренцию на соответствующем товарном рынке и на деятельность конкурентов.

Кировским УФАС России рассматривались действия лиц по производству и реализации фальсифицированных продуктов питания, а также несоблюдению требований по реализации табачных изделий на соответствие требованиям Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности статьям 14.2 и 14.8 Федерального закона соответственно. При этом данная деятельность исследовалась не с точки зрения защиты прав потребителей, а исходя из интересов добросовестных участников соответствующего товарного рынка, с учетом того факта, что заявителями являлись хозяйствующие субъекты - конкуренты. Формулировка одного из признаков недобросовестной конкуренции (действия, которые противоречат законодательству Российской Федерации) предопределяет необходимость применения иных норм законодательства Российской Федерации при установлении признаков недобросовестной конкуренции как нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, в случае выявления Кировским УФАС России того факта, что несоблюдение хозяйствующими субъектами законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на иные надзорные органы, оказывает негативное влияние на конкуренцию, такие обстоятельства подлежат рассмотрению антимонопольным органом на предмет их соответствия требованиям Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данная позиция подтверждается складывающейся в регионе судебной практикой (судебные дела №А28-3717/2016, №А28-7702/2018, №А28-7071/2018).

Дайте разъяснения по вопросу возможности нахождения территории кладбищ в частной собственности.

Юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством государственный контроль за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) возложен на Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. При этом территориальным органам не предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Однако Кировское УФАС России может выразить мнение по указанному вопросу.

Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона № 8-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Закона № 131-ФЗ.

Положения Закона № 8-ФЗ не предусматривают возможность наделения  частного лица полномочиями органа местного самоуправления (органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в сфере организации похоронного дела на территории административного образования.

В соответствии со ст. 18 Закона № 8-ФЗ общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ.

При этом из положений ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения указанным законом не предусмотрена.

В ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта (частного лица) и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит действующему законодательству.

Указанная позиция в том числе подтверждается выводами, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2011 г. № 17206/10.

Также согласно п. 9 ч. 4 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, земельные участки, занятые воинскими и гражданскими захоронениями являются изъятыми из оборота. При этом в соответствии п. 2 данной статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданских законодательством.

Таким образом, по мнению Кировского УФАС России, системный анализ норм законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии возможности передачи кладбищ в частную собственность.

Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при внедрении антимонопольного комплаенса?

21 декабря 2017 г. подписан Указ Президента РФ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.

Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы Правительству Российской Федерации до 1 марта 2019 г. поручено «принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти».

Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р утверждены «Методические рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

В случае принятия мер, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Вашей деятельности рекомендуем руководствоваться указанными Методическими рекомендациями.

Что такое антимонопольный комплаенс?

Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных правовым актом органа власти, направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об государственной политики по развитию конкуренции», одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции являются ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции.

Правительству РФ было рекомендовано принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов власти. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить внесение изменений в положения об органах исполнительной власти субъектов РФ, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках, а также принять до 1 марта 2019 г. меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления также рекомендовано обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.