08 июня 2023 в Кировском УФАС России состоялся брифинг

08 июня 2023 г. начальник отдела рекламы и финансовых рынков Кировского УФАС России Евгений Бушманов провёл брифинг на тему «Итоги работы Кировского УФАС России по выявлению фактов нарушения рекламного законодательства в 2022 году».

Спикер рассказал о наиболее частых видах нарушений рекламного законодательства, которые встречаются на практике, а также об изменениях, которые были внесены в ФЗ «О рекламе» в 2022 г.

Отмечено, что немалое количество нарушений выявляется в сфере рекламы финансовых услуг, которые неизменно пользуются большим спросом, в первую очередь среди граждан. Поэтому достоверность рекламы финансовых услуг имеет существенное значение для защиты прав граждан. На протяжении последних нескольких лет количество обращений и жалоб граждан на недостоверную рекламу банковских услуг не снижается. Финансовые организации нарушают требования к восприятию рекламы, размещая важную информацию так, чтобы у потребителя не было возможности воспринять ее должным образом и сделать осознанный выбор.
Например, финансовые организации часто указывают крупным шрифтом привлекательную для потребителя информацию об условиях  предоставления финансовой услуги, а другие важные условия, которые являются неотъемлемой частью соответствующего договора и не всегда выгодны для потребителя, не указываются либо предоставляются в рекламе мелким нечитаемым шрифтом.

Еще одна актуальная тема, освещенная в ходе брифинга – звуковая реклама. Так, не допускается распространение звуковой рекламы вне зависимости от уровня громкости рекламы, распространяемой с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий строений, сооружений (таких как крыльцо, наружные лестницы, балконы, лоджии, террасы, веранды, отдельные стойки колонны, столбы для поддержки перекрытий, стен или крыши, линии электропередач, столбы освещения).  Следует отметить, что всё это направлено на защиту интересов граждан в целях снижения на них нежелательной информационной нагрузки в виде звуковой рекламы в общественных местах. Вместе с тем, данный запрет распространяется исключительно на конструкции, транслирующие рекламу, т.е. на звуковое оборудование, транслирующее музыку или иную информацию, не являющуюся рекламой и не содержащую рекламу, положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Спикер также рассказал о спам-рекламе, передаваемой по сетям электросвязи, о нарушениях, которые совершаются в этой области в нашем регионе. Так, распространение рекламы подобного рода допускается только при условии предварительного согласия абонента на её получение. Именно согласие абонента является ключевым фактором. Без него смс-сообщение или телефонный звонок признаются незаконными. Приведены примеры рассмотренных дел.

Что касается изменений в ФЗ «О рекламе», отмечено, что 01 сентября 2022 г. вступила в силу ст. 18.1, которая регламентирует распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Положениями введенной статьи предусмотрен порядок передачи сведений о рекламе от различных участников процесса в специальную информационную систему для целей учета рекламы. Введен новый субъект - операторы рекламных данных, которые должны передавать сведения в систему и на которых возложена обязанность по присвоению идентификаторов рекламы. Введено положение о том, что реклама, распространяемая в сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, распространяемых в сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", указание на рекламодателя такой рекламы или сайт, содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы. Кроме того, распространение рекламы в сети "Интернет" допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в сети "Интернет" рекламы и учета информации о такой рекламе.

В конце брифинга журналисты смогли задать интересующие вопросы по освещенным темам, получив исчерпывающие ответы.