Информация о применении рекламного законодательства по итогам селекторного совещания

Сотрудники ФАС России в очередной раз обсудили практику применения Федерального закона «О рекламе».

16.04.2013 в соответствии с Планом проведения региональных семинаров-совещаний и учебных мероприятий ФАС России на 2013 год центральным аппаратом службы с территориальными управлениями был проведен селекторный семинар–совещание на тему «Разъяснение положений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Участие в нем принятии сотрудники отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России.

В частности на данном мероприятии специалисты ФАС России осветили следующие вопросы:

  1. В связи с поступающими обращениями по поводу квалификации (реклама или не реклама) информации о зрелищных мероприятиях (концерты, спектакли, кино и видеофильмы и т.п.) размещенной на афишах, специалисты ФАС России высказали свое мнение о том, что в случае размещения такой информации непосредственно в местах проведения концертов и т.п., ее нельзя считать рекламной. Если же такие афиши будут размещаться вне мест проведения мероприятий, в том числе с использованием различного рода конструкций, такая информация является рекламной, на которую распространяются все требования и ограничения, установленные Федеральным законом «О рекламе».
  2. В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 14 и ч. 11 ст. 15 Федерального закона «О рекламе» при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы (телепередачи) или радиопрограммы (радиопередачи). Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы (телепередачи) или радиопрограммы (радиопередачи) определяются требованиями технического регламента.

В настоящий момент применение указанных норм затруднено отсутствием технических регламентов, связанных с определением соотношения параметров уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею передачи.

Поэтому данные нормы являются недействующими.

Однако в данном направлении работа ведется и возможно в будущем будут приняты императивные нормы, предписывающие снижать уровень звука рекламы по отношению к звуку, прерываемой передачи.

Также был затронут вопрос технических регламентов по размещению, установке, эксплуатации средств наружной рекламы.

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Указанный в статье технический регламент должен быть принят в соответствии с положениями Федерального закона "О техническом регулировании", который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

Вместе с тем на настоящий момент на федеральном уровне технический регламент по вопросам размещения рекламных конструкций не принят.

 

  1. В практике встречаются случаи указания в рекламе стимулирующего мероприятия, телефона или адреса сайта по которому возможно узнать подробности проведения акции, например, «подробности по телефону» или подробности на сайте (указывается конкретный адрес сайта или номер телефона). Стоит ли считать наличие указанной информации как соблюдение требований ст. 9 ФЗ «О рекламе».

Согласно ст. 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

По мнению ФАС России в рекламе стимулирующих мероприятий в обязательном порядке должна быть указана информация: 1. О сроках проведения такого мероприятия; 2. Источник информации (сайт, телефон и т.д.) об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. При этом сведения об источнике должны сопровождаться всей информацией прямо указанной в ст. 9 ФЗ «О рекламе» (например информация об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения размещена на сайте www…ru).

 Таким образом, указание в рекламе стимулирующих мероприятий только  информации: «подробности по телефону» или «подробности на сайте» не будет соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 9 ФЗ «О рекламе».

  1. В связи с большим количеством обращений граждан в территориальные органы на назойливую смс-рекламу ФАС России обращает внимание на следующее.

Получение антимонопольными органами по собственной инициативе доказательств направления смс-сообщений абонентам в соответствии с действующим законодательством (Федеральным законом "О связи" и Законом "О персональных данных"), невозможно.

Для рассмотрения таких обращений и принятия по ним решений гражданам необходимо представить в антимонопольный орган следующие сведения:

-заверенную копию договора на оказание услуг связи;

-фотографию дисплея телефона (или скриншот с экрана) с текстом сообщения,  точного времени (до секунд) и даты  его получения;

- заверенную детализированную выписку от оператора связи, подтверждающую поступление СМС-сообщения;

- заявление обратившегося гражданина, содержащее согласие на  обработку  его персональных данных:

-в случае получения смс-сообщений от отправителя с «коротких номеров» или  «текстовых масок» предоставить, по возможности, имеющуюся информацию об отправителе (наименование, адрес, телефон и т.д.).

В случае непредставления  указанных сведений обращение может быть оставлено без рассмотрения.