Споры в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не подведомственны третейским судам

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

     ФАС России письмом от 18.06.2014 г. № АЦ/24233/14 довела до сведения территориальных органов ФАС России информацию о неправомерности действий заказчиков по установлению в проекте контракта разрешение споров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд третейскими судами.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 по делу № А40-148581/2012 позиция ФАС России по указанному вопросу была поддержана в полном объеме.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 26.05.2011 № 10-П Конституция Российской Федерации не исключает тем самым возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов. Между тем споры из контрактов, заключаемых в соответствии с Законом о размещении заказов, не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики характера этих правоотношений и совокупности требований, предъявляемых к ним Законом, а также ввиду несовместимости законодательных принципов третейского разбирательства и законодательных принципов размещения заказов.

Отношения, возникающие при размещении заказов, отличает совокупность следующих особенностей: контракт заключается в публичных интересах, специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Учитывая предмет регулирования Закона о размещении заказов, определение им порядка рассмотрения споров в сфере размещения заказов не требует дополнения этого порядка специальным запретом, исключающим компетенцию третейских судов. Таким образом, включая в проект контракта заведомо недействительное условие о рассмотрении связанных с этим контрактом споров в конкретном третейском суде, от которого победитель размещения заказа не может отказаться, заказчик нарушает закон. Помимо этого, Закон о размещении заказов определяет специальные основания, случаи и пределы изменения, расторжения контрактов по соглашению сторон, решению суда или в одностороннем порядке, а также виды и пределы ответственности (статьи 9 и 19.1 Закона). Наличие у третейских судов компетенции по этим вопросам Законом не предусмотрено, оснований для расширительного толкования понятия «суд» не имеется.

Таким образом, установление заказчиком в проекте контракта возможности разрешения споров в третейском суде является нарушением  части 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».