Протокол Экспертного совета

П Р О Т О К О Л

заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

при Управлении Федеральной антимонопольной службы

по Кировской области

 

 

 

Дата проведения: 17.03.2020.

Место проведения: г. Киров, ул. К. Либкнехта, д. 55, Кировское УФАС России.

Форма проведения: заочная.

Дата составления протокола: 08.04.2020.

 

 

 

 

Приняли участие:

 

 

 

ТИМШИН

Вадим Алексеевич                                       кандидат философских наук; доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций факультета филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета;

КАРАВАЕВ

Николай Викторович                                  кандидат юридических наук, зав. кафедрой гражданского права и процесса Волго-Вятского института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА);

ПОЗДНЯКОВА

Галина Викторовна                                      председатель Кировского отделения Союза дизайнеров России;

 

ДВОЙНИШНИКОВА

Юлия Михайловна                                      директор МКУ «Городская реклама»;

 

 

ОБЖЕРИН

Алексей Аркадьевич                                   руководитель Профессионального Клуба маркетологов Кировской области;

 

НИЗОВСКИХ

Нина Аркадьевна                                         доктор психологических наук, доцент кафедры практической психологии Вятского государственного университета;

 

Председатель:

 

 

НИКОНОВА

Марина Леонидовна     

 

руководитель Кировского УФАС России;

 

 

Секретарь:

 

ПЕРЕСКОКОВ

Сергей Николаевич                                     специалист первого разряда отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России.

 

 

ПОЗИЦИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ ПОВЕСТКИ:

 

1. В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Управление) по результатам рассмотрения обращения физического лица возбуждено дело №043/05/5-125/2020 в отношении ООО «Иван да Марья» по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту распространения в журнале «The Trendsetter» информации следующего содержания: «<…> Школа танцев. Time to dance. Когда танцую…я живу. 29.12.2019 в ДК Родина. www.<...>.рф. +7(8332)<…>. (+3)» с указанием ненадлежащего знака информационной продукции, а также информации следующего содержания: «ECO FASHION DAY юбилейный 12.10 start 18:00. <…>. коммуникационное агентство. <…> Володарского,…. Партнер по здоровью: <…>, медицинский центр. Генеральный информационный партнер: <…>. Генеральный партнер: <…>. Информационный партнер: <…>» в отсутствие знака информационной продукции.

Частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Под информационной продукцией согласно статье 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

В силу пункта 3 статьи 2 указанного Федерального закона зрелищное мероприятие – это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.         Является ли вышеуказанная информация рекламой?

2.         Что является объектом рекламирования (в случае положительного ответа на первый вопрос)?

Выразили мнение: Двойнишникова Ю.М., Низовских Н.А., Позднякова Г.В, Караваев Н.В., Тимшин В.А, Обжерин А.А.

 

Решение: мнение Членов Экспертного совета разделились, однако большинство экспертов пришли к выводу, что указанная информация является рекламой. Эксперты указали, что в рекламе указаны партнеры мероприятия, стоит дата, время и место проведения мероприятия, официальный сайт школы танцев.  Вместе с тем реклама не содержит призывов к посещению. Данные сведения в совокупности позволяют определить, что объектом рекламирования в данном случае является школа танцев «Ювента».

 

2. В Управлении по результатам рассмотрения заявления физического лица возбуждено дело №043/05-5-157/2020 в отношении ИП Г. по признакам нарушения части 6 статьи 5, пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения рекламы обувного магазина в г. Кирове следующего содержания: «Центр <…>. Мы не продаем обувь. Мы даём возможности. Стань улучшенной копией себя» с фотографиями мужчины и женщин.

Как указывает в своем обращении заявитель, фраза «стань улучшенной копией себя» оскорбляет, так как следует, что, если потребитель не купил в данном магазине обувь, значит он ущербная и никчемная копия себя.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Является ли вышеуказанная информация рекламой?

2. Может ли вышеуказанная реклама оскорблять потребителей (в случае положительного ответа на предыдущий вопрос)?

3. В отношении какой категории лиц использованные в рекламе слова и (или) выражения являются оскорбительными (в случае положительного ответа на предыдущий вопрос)?

4. Вводит ли потребителей в заблуждение фраза «мы не продаем обувь» относительно ассортимента товара и возможности его приобретения в определенном месте?

Выразили мнение: Двойнишникова Ю.М., Низовских Н.А., Позднякова Г.В, Караваев Н.В., Тимшин В.А, Обжерин А.А.

 

Решение: Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой магазина «Центр …» и носит оскорбительный характер. Эксперты указали, что по мнению авторов рекламы получается то, что пока человек не приобрел новую обувь, он является несовершенным. Часть экспертов также указала, что фразы «Мы даем возможности» и «Стань улучшенной копией себя» в общем контексте рекламы позволяют осмыслить их содержание и таким образом: «если я не куплю обувь в данном магазине, я упущу возможность улучшить себя» (возможность «стать улучшенной копией себя»). И то и другое указывает на несовершенство человека без наличия у него продукции магазина «Центр …». Членами Экспертного совета были высказаны мнения, что данная реклама может стать оскорбительной для малообеспеченных лиц с особой чувствительностью к своему материальному неблагополучию, либо для лиц с особой психической организацией, сверхчувствительных к оценкам извне. Данная реклама также может быть оскорбительной по отношению к потребителям, пользующимся обувью отечественного производства, а также в целом к достоинству человека.

По вопросу о введении потребителей в заблуждение фразой «Мы не продаем обувь» мнение Членов Экспертного совета разделилось. Большинство экспертов указали, что фраза «не продаем», может означать что угодно, будь то невозможность приобрести обувь в данном магазине, что вводит потребителей в заблуждение относительно реализуемой продукции, либо возможность получить обувь в подарок (так как её «не продают»), что также не соответствует действительности. Вместе с тем было высказано мнение, что фраза «мы не продаем обувь» не будет вводить потребителей в заблуждение, если учитывать контекст рекламы. В контексте рекламы данное утверждение воспринимается метафорически, а именно: «мы не просто продаем обувь, мы создаем возможности для улучшения себя».

 

 3. В Управлении возбуждено дело №043/05/28-156/2020 в отношении ООО «Зеленый дом» и ИП П. по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы в газете «Мой PRO Город» следующего содержания: «Деньги без лишних вопросов. (88332)<…>» без наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.         Является ли вышеуказанная информация рекламой?

2.         Что является объектом рекламирования (в случае положительного ответа на первый вопрос)?

Выразили мнение: Двойнишникова Ю.М., Низовских Н.А., Позднякова Г.В, Караваев Н.В., Тимшин В.А, Обжерин А.А.

 

Решение: Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу о том, что рассматриваемая информация является рекламой финансовой услуги (займа либо кредита). Содержание информации: «Деньги без лишних вопросов» свидетельствует о доступности предоставляемых денежных средств, тем самым привлекая потребителей. Эксперты отмечают, что у простого человека сложился стереотип, если указано слово «деньги», значит предлагают заём, кредит. В рекламе также имеется номер телефона для связи, что может рассматриваться как предложение заключать договоры. Эксперты также отметили, что рассматриваемая информация распространена в газете в рубрике «Услуги. Финансовые», что непосредственно указывает на то, что объектом рекламирования является именно финансовая услуга.

 

4. В Управлении по результатам рассмотрения заявления физического лица возбуждено дело № 043/05/25-73/2020 по факту размещения информации о биологически активной добавке (далее – БАД) в газете «Мой PRO Город» следующего содержания: «Как повысить эффективность терапии остеоартрита, остеохондроза и радикально справиться с болью? Суставной хрящ на 60 процентов состоит из коллагена и 30 процентов протеогликанов. Стандартные хондропротекторы с хондроитином и глюкозамином стимулируют синтез коллагена. Коллаген – белок, являющийся основным структурным элементом хрящевого матрикса. Наиболее легко усваиваемой формой белка для синтеза коллагена в организме являются пептиды коллагена. Их использование в качестве добавки к пище стимулирует синтез коллагена в суставных хрящах и межпозвонковых дисках. Источник пептидов коллагена <…> прошел ряд клинических испытаний, демонстрирующих уменьшение болевой симптоматики при остеоартрите и улучшение толерантности к тяжелым нагрузкам у спортсменов. <…> содержит 18 аминокислот, из которых строятся коллагеновые волокна в межпозвоночных дисках и суставах. Регулярное использование пептидов коллагена <…> по 1 месяцу 3 раза в год существенно усилит эффективность терапии остеоартрита и дорсопатий, поможет справиться с болью и улучшит тренировку у спортсменов. Врач - ревматолог, кандидат медицинских наук, БАД не является лекарственным средством», с изображением образа медицинского работника в медицинском халате и подписью «врач – ревматолог, кандидат медицинских наук Ирина <…>».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Является ли вышеуказанная информация рекламой?

2. Может ли у потребителя создаваться впечатление о том, что БАД является лекарственным средством и (или) обладает лечебными свойствами?

3. Может ли у потребителя создаваться впечатление о преимуществе рекламируемого БАДа за счет использования в рекламе ссылки на проведение клинических испытаний?

4. Имеются ли в рекламе прямые рекомендации к применению БАДа?

Выразили мнение: Двойнишникова Ю.М., Низовских Н.А., Позднякова Г.В., Караваев Н.В., Тимшин В.А, Обжерин А.А.

 

Решение: Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой. Указание названия БАДа напрямую отсылает к конкретному продукту. Кроме того, внизу есть сноска в виде треугольника, который означает, что материал размещен на коммерческой основе.

Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу, что в данной рекламе не создается впечатление, что БАД является лекарственным средством. Все эксперты указали на то, что в нижней части рекламы крупный шрифтом написано предупреждение: «БАД не является лекарственным средством». Вместе с тем члены Экспертного совета решили, что у потребителя возникает впечатление о наличии лечебных свойств у БАДа. Эксперты обосновали свои выводы тем, что в рекламе имеется информация о конкретных болезнях (остеоартрит, остеохондроз), в лечении которых поможет БАД, имеется указание на то, что прием БАД уменьшит боль, увеличит выносливость у спортсменов. Эксперты отметили, что в рекламе имеются указания по приему БАДа (по 1 месяцу 3 раза в год), что в совокупности создает впечатление о лечебных свойствах БАДа.

Большинство Членов Экспертного совета решили, что реклама создает впечатление о преимуществе рекламируемого БАД перед иными. Такое впечатление создаться может, поскольку в тексте есть соответствующая фраза: «… прошел ряд клинических испытаний, демонстрирующих уменьшение болевой симптоматики при остеоартрите и улучшение толерантности к тяжелым нагрузкам у спортсменов…», что выгодно может отличить данный БАД от остальных. Эксперты также указывают на то, что вся реклама в целом перегружена трудно воспринимаемыми специальными словами, вместе с тем часть рекламы, содержащая ссылку на клинические исследования, является наиболее понятной, что напрямую влияет на восприятие информации о клинических испытаниях БАДа потребителем. Использование в рекламе образа медицинского работника может дополнительно поднять уровень доверия потребителей к рекламируемой продукции.

По вопросу о наличии в рекламе прямых рекомендаций к применению БАД Члены Экспертного совета пришли к выводу о том, что прямых рекомендаций по применению в рекламе нет, но имеются косвенные побуждения к его использованию. Реклама начинается с вопроса о том, как повысить эффективность терапии остеоартрита и остеопороза и радикально справиться с болью, в дальнейшем в рекламе можно найти только один ответ, это регулярно принимать рекламируемый БАД: по 1 месяцу три раза в год, что может оцениваться как рекомендация для лечения остеоартрита и остеопороза.

 

5. Управлением была зафиксирована информация следующего содержания: «Жигулевское. Пивная. Приглашаем!» с изображением пивных кружек, колосьев пшеницы, хмеля, размещенная на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Блюхера.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.         Является ли вышеуказанная информация рекламой?

2.         Что является объектом рекламирования (в случае положительного ответа на первый вопрос)?

Выразили мнение: Двойнишникова Ю.М., Низовских Н.А., Позднякова Г.В., Караваев Н.В., Тимшин В.А, Обжерин А.А.

 

Решение: По вопросу - является ли указанная информация рекламой - мнения Членов Экспертного совета разделились. Большинство экспертов пришли к выводу о том, что размещенная информация является рекламой алкогольной продукции – пива, а также пивной. Реклама содержит информацию: «Жигулевское. Пивная. Приглашаем!», а также изображение пивной кружки, бочки, шишек хмеля, что привлекает внимание потребителей, а слово «приглашаем» побуждает к посещению заведения. Название пивной «Жигулевское» имеет стойкую ассоциацию с алкогольным напитком, данный эффект усиливает изображение на рекламе пивной кружки, хмеля, бочки. Содержание информации, место размещение и размер конструкции, на которой информация содержится, а также наличие яркого изображения не позволяет отнести данную информацию к вывеске.

 

8. Управлением была зафиксирована информация следующего содержания: «МНЕ С ТОБОЮ ЗА#БИСЬ. <…>.kirov», размещенная у входа в здание, расположенное по адресу: г. Киров, ул. Карла Маркса.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Членам Экспертного совета предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.         Является ли вышеуказанная информация рекламой?

2.         Что является объектом рекламирования (в случае положительного ответа на первый вопрос)?

3.         Может ли вышеуказанная реклама оскорблять потребителей (в случае положительного ответа на предыдущие вопросы)?

4.         Содержит ли вышеуказанная реклама бранные слова и (или) выражения (в случае положительного ответа на предыдущие вопросы)?

Выразили мнение: Двойнишникова Ю.М., Низовских Н.А., Позднякова Г.В. Караваев Н.В., Тимшин В.А, Обжерин А.А.

 

Решение: Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу, что рассматриваемая информация является рекламой бара «…». На то, что указанная реклама относится к бару «…» указывает место размещения рекламы (непосредственно у входа в бар), а также наличие ссылки аккаунт бара «…» в социальной сети.

Эксперты высказали мнение о том, что данная реклама, размещенная на одной из главных улиц рядом с администрацией города Кирова, является мерзкой и оскорбительной рекламой для всех людей. Реклама носит непристойный характер. Слово, «за#бись» носителями русского языка однозначно воспринимается как матерное, а выражение «МНЕ С ТОБОЮ ЗА#БИСЬ» является оскорбительным и непристойным. Эксперты также отметили, что не раз были свидетелями случаев, когда дети, увидев данную рекламу, произносили её во весь голос без пропущенной буквы.

Один из экспертов также выразил мнение, что рассматриваемая реклама может быть провокацией в отношении банка «Альфа банк», который расположен в непосредственной близости от бара «…», так как в рекламе используется та же цветовая гамма и фирменный стиль (подчеркивание первой буквы), в связи с чем данной рекламой может быть испорчена репутация банка.

 

 

 

Председатель Экспертного совета                                                                                М.Л. Никонова

 

 

 

Секретарь Экспертного совета                                                                                   С.Н. Перескоков

Дата проведения Совета: 
17 марта 2020, 08:15