В Кировском УФАС прокомментировали изменения закона о рекламе финансовых услуг

Сейчас работа над изменением федерального законодательства только началась. Об этом сообщил начальник отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России Евгений Бушманов на брифинге, посвященном итогам работы ведомства по выявлению фактов недобросовестной конкуренции и нарушений рекламного законодательства.

Всего в 2022 году в Кировское УФАС поступило 176 заявлений о нарушении рекламного законодательства. Это на 43% больше, чем за 2021 год – тогда обращений было 126.

При этом было возбуждено 38 дел (в 2021 году – 51 дело), по 31 делу реклама была признана ненадлежащей (в 2021 году – 47), выдано 17 предписаний (в 2021 году – 33).

— В целом мы видим, что, несмотря на увеличение количества поступающих заявлений о нарушениях рекламного законодательства, количество самих нарушений снизилось. Что свидетельствует о положительных результатах работы Кировского УФАС, – пояснил Евгений Бушманов. И прокомментировал разрыв между количеством заявлений и возбужденных дел: – За год было направлено очень много необоснованных заявлений. Граждане активные: считают нарушением буквально все, что видят. Да, нарушения есть, но не в таком объеме, как считают некоторые граждане.

Кроме того, разрыв между количеством написанных жалоб и возбужденных дел связан с тем, что поступившие заявления касались вопросов, находящихся вне компетенции антимонопольного органа.

Наибольшее количество нарушений в 2022 году в рекламном законодательстве связано с рекламой финансовых услуг, распространением звуковой рекламы и рекламы, распространяемой по сетям связи при отсутствии согласия абонента на ее получение.

— На протяжении последних нескольких лет количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг не снижается, – констатировал Евгений Сергеевич. – Недобросовестные рекламодатели предоставляют неполную информацию о своих услугах – вводят потребителей в заблуждение. Кроме того, финорганизации нарушают требование к восприятию информации, размещая ее таким образом, что потребитель не может воспринимать эту информацию должным образом.

Также частые нарушения связаны с наличием гиперссылки, которая «ведет» на ресурс с полным перечнем информации о рекламируемой услуги. Спикер подчеркнул, что судебная практика допускает размещение такой ссылки в материалах, опубликованных в интернете, но не допускает наличие гиперссылки в СМС. Так как рекламодатель не может быть уверен, что абонент имеет необходимые ресурсы для выхода в интернет-пространство.


— Следует отметить, что в настоящий момент проходит большая масштабная работа по подготовке изменений в федеральный закон о рекламе, где рекламе финансовых услуг уделяется большое внимание, – сказал Евгений Бушманов. – В частности, рассматривается вопрос об обязательном указании в рекламе предупреждающей надписи о том, что она содержит не все финансовые услуги для того, чтобы в дальнейшем потребители могли бы внимательно изучить все условия банковского продукта перед заключением договора.