Третейское разбирательство в закупках
Вопрос о возможности передачи на рассмотренияе третейского суда споров, которые связаны с закпками различных товаров, работ, услуг, становится весьма актуальным в связи с расширением государственного регулирования закупочной деятельности.
В первую очередь, конечно, это касается государственных и муниципальных закупок, регулируемых Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Более актуальным этот вопрос стал с 1 января 2012 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которым будут осуществлять свою закупочную деятельность государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, субъекты естественныхмонополий и прочие организации, указанные в законе.
Преимущества третейского разбирательства, в первую очередь его более короткие сроки, должны иметь существенное значение для заказчиков, преследующих цели поставки качественного товара или качественного выполнения работ, соблюдения сроков закупок.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Отношения контрагентов по поводу заключения государственных и муниципальных контрактов, отношения по их исполнению являются гражданско-правовыми. И уж тем более гражданскими правоотношениями являются отношения по поводу приобретения товаров, работ, услуг субъектами, не относящимися к государственным и муниципальным заказчикам.
В связи с этим на первый взгляд не возникает вопросов о возможности передачи споров по поводу закупок товаров, работ, услуг на рассмотрение третейского суда.
Единственным федеральным законом, исключающим компетенцию третейского суда, является Федеральный закон от 13.12.1994 №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», относящий споры, возникающие в связи с указанными поставками, к подведомственности арбитражных судов.
Вместе с тем основные вопросы возникают по поводу того, каким образом и когда третейская оговорка может быть включена в контракт (договор) при размещении заказа (закупки).
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключённого между сторонами третейского соглашения.
Согласно ч.3 указанной статьи третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
Исходя из указанных положений третейское соглашение в виде оговорки в договоре (государственном или муниципальном контракте), без сомнения, может иметь место тогда, когда контракт или договор заключаются с единственным поставщиком, т.е. без применения конкурентных процедур (торгов, котировок).
При решении вопроса о надлежащей подведомственности прежде всего необходимо выяснить наличие выраженного согласия на заключение третейского соглашения обеих сторон. Заключение третейского соглашения с пороками воли влечёт его недействительность.
Поскольку договор на торгах или путём запроса котировок заключается иным способом, нежели путём направления оферты и получения акцепта, то в данном случае нельзя говорить о выраженном согласии участников на передачу споров в третейский суд.
Несогласие участника размещения заказа с третейской оговоркой повлечёт невозможность заключения с ним договора.
Нельзя отнести такой контракт и к договору присоединения. Согласно с ч. 1 ст. 428 ГК РФ им признаётся договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом.
Условия договора при размещении заказа на торгах или котировках определяются документацией, которая не является ни формулярами, ни стандартными формами. При этом требования к товарам, работам, услугам заказчик при размещении заказа определяет в соответствии с его конкретными потребностями, а цена формируется по итогам таких конкурентных процедур.
Таким образом, третейское соглашение в виде оговорки, включённой в текст проекта договора, может быть признано недействительным ввиду порока воли поставщика, исполнителя или подрядчика при его заключении.
Но с учётом того, что согласно ч. 6 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ спор, подведомственный арбитражному суду, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на рассмотрение третейского суда в любое время до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, заключение третейского соглашения к уже заключённому на торгах или котировках контракту или договору не противоречит положениям действующего законодательства.
При заключении третейского соглашения заказчики, являющиеся органами власти или местного самоуправления, в соответствии с Налоговым кодексом РФ освобождённые от уплаты государственной пошлины при рассмотрении споров в арбитражных судах, по действующему законодательству могут включать ассигнования на уплату третейских сборов в состав расходов. Здесь важен вопрос эффективности третейского разбирательства который может оказаться более значимым чем уплата сбора.
Для учреждений, предприятий и других заказчиков преимущества третейского разбирательства заключаются в том числе и в меньшей сумме сбора по отношению к государственной пошлине.
Артем Молчанов