Закон меняет правила закупок для предприятий ЖКХ с 1 апреля

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Мировая практика свидетельствует, что регулирование экономических процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве со стороны государства – одно из обязательных условий нормального функционирования данной сферы.

Большая часть нагрузки по финансированию жилищно-коммунального комплекса в Российской Федерации перенесена на региональные и местные бюджеты. При этом доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете страны остаётся в последние несколько лет практически неизменной.

Так, по данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2009 году федеральный бюджет по направлению жилищно-коммунальное хозяйство потратил 152,6 млрд. рублей, а консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 854,5 млрд. рублей. В 2010 году по состоянию на 1 ноября – 141,2 млрд. рублей и 576,6 млрд. рублей соответственно.

Таким образом, бюджеты всех уровней тратят на поддержание жилищно-коммунального хозяйства ежегодно около 1 триллиона рублей или 2,5% ВВП. Это сопоставимо с затратами государства на всю систему образования и национальную оборону[1].

Жилищно-коммунальное хозяйство Кировской области функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг при низком уровне доходов населения (среднедушевой доход - 12738 рублей) и при высокой жилищной обеспеченности на одного жителя - 22,8 кв. метра.

Несмотря на проводимую модернизацию, объекты коммунальной инфраструктуры также находятся в изношенном состоянии, на 01.01.2011 износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет 56,8%, в разрезе муниципальных образований составляет от 50% до 91%[2].

В связи с этим повышение эффективности в системе жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших задач экономического развития.

Одним из способов решения общей проблемы должно стать внедрение конкурентных процедур в формирование затрат предприятий ЖКХ и повышение прозрачности из работы.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отельными видами юридических лиц».

В полном объеме закон вступил в силу с 1 апреля 2012 года, когда не принявшие правила закупок предприятия автоматически будут переведены на осуществление своих закупок по 94-му федеральному закону.

Закон регулирует отношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг и устанавливает  основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.

Основная цель данного закона заключается в повышение прозрачности и открытости формирования затратной составляющей хозяйственной деятельности монополистов и хозяйствующих субъектов с государственным и муниципальными участием (различного рода МУПы, ГУПы, АУ и тд.).

Закон вводит понятие основного документа, который должен стать нормативной основой закупочной деятельности предприятий – положение о закупке.

- документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Закон запрещает осуществление закупок или установление требований к участникам закупок вне рамок положения о закупке.

Такие действия могут быть обжалованы в ФАС.

Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, у предприятия появляется выбор: либо проводить свою закупочную деятельность в соответствии с положением о закупке, либо применять 94-й федеральный закон.

В чем отличия?

Отличие в основных целях регулирования. В какой-то части цели регулирования перекликаются, но если 94-й закон имеет своей целью в первую очередь эффективное расходование бюджетных средств, то 223-й закон ориентирован больше на открытость и доступность закупочной деятельности предприятий, повышение прозрачности этой деятельности.

Уже сейчас положения закупках должны в обязательном порядке размещаться на официальных сайтах предприятий. С 1 июля 2012 года предприятия должны будут разместить положения о закупках на общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru.

Дальше все закупки предприятие должно будет осуществлять только в соответствии с теми требованиями и процедурами, которые содержит положение о закупке.

Причем вся информация о закупках, в том числе и извещения, также должны будут размещаться на едином общероссийском сайте.

Если предприятие не размещает положение о закупке, то с 1 апреля этого года оно должно будет применять 94-й закон.

Еще одним важным нововведением является обязательность для указанных  законе субъектов закупочной деятельности размещать на официальном сайте годовые планы закупок.

Правительство Российской Федерации должно будет утвердить формы таких планов. До установления форм планы закупок можно размещать в свободном виде, но размещение их все же является обязательным.

Кроме того, закон предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. То есть в отношении ряда товаров, работ, услуг будут введены обязательные электронные торги. Пока такого перечня нет.

В целом можно отметить более «мягкие» требования 223-го закона по сравнению с 94-м. Нет такой жесткой регламентации выбора способа закупки, процедуры закупки, нет той ответственности, которая возлагается сегодня на должностных лиц государственных заказчиков и членов их аукционных и конкурсных комиссий.

Вместе с тем, закон должен сделать понятным процесс формирования затратной составляющей предприятий монополистов, сферы ЖКХ и госкомпаний.

Для муниципальных предприятий (не осуществляющих регулируемые виды деятельности) законом дана отсрочка на вступление его в силу – с 1 января 2012 года, если представительные органы местного самоуправления не установят более раннюю дату. В этой ситуации интересно будет увидеть, кто из муниципалитетов первым проявит инициативу и установит такие требования для своих МУПов и АУ. Было бы вполне оправданно ввести такой критерий в систему оценки эффективности местных властей.

22 марта Управлением ФАС по Кировской области и Вятской торгово-промышленной палате был проведен круглый стол на тему «Влияние Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на вопросы ценообразования в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг».

В работе круглого стола приняли участие представители крупнейших предприятий ЖКХ города и региона: филиал ОАО «ТКГ-5», ОАО «Кировские коммунальные системы», МУП «Горэлектросеть», ОАО «Куприт», МУП «Нововятский Водоканал» и другие.

Своим опытом поделились ОАО «Кировские коммунальные системы», муниципальные предприятия города Кирова. Участники круглого стола отметили, что вступление в силу 223-го федерального закона ни в коем случае не должно привести к тем ошибкам, которые имеют место при реализации системы государственных закупок, необходимо взять из этой системы только самое лучшее. При этом многие предприятия уже не первый год используют конкурентные торговые (котировочные процедуры) при закупке материалов и оборудования.

В этом плане необходимо еще раз уточнить, что для госпредприятий и предприятий ЖКХ вводится большая свобода в определении способов и механизмов закупок, но, самое главное в том, что закупки должны стать прозрачнее и доступнее, следовательно, эффективнее должна стать система формирования затратной части предприятий системы ЖКХ.



[1] К.В. Шкред. Жилищно-коммунальная сфера. Резервы сокращения бюджетных расходов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 2 (414), 2011. С. 34.

[2] Областная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области» на 2012-2015 голы, утверждена постановлением Правительства области от 21.09.2011 № 121/439.