Мелкая розница развивается по плану и по правилам

Мелкая розница развивается по плану и по правилам

В Кирове не созданы условия для нормального развития мелкорозничной тор­говли, а защита интересов местных товаропроизводителей, скорее, декларируется на словах, чем осуществляется на деле. Такие выводы можно сделать по итогам работы круглого стола, состоявшегося по инициативе Ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса Кировской области.

 

Обсудить перспективы развития мелкорозничной торговли с учетом интересов местных товаропроизводителей собрались сами предприниматели, а также депутаты, представители общественных организаций, городской и областной администрации.

Модератор круглого стола В. Туруло констатировал, что в Кировской области сейчас идут существенные изменения в организации мелкорозничной торговли, в том числе с использованием сети нестационарных объектов, которая значительно превышает стационарную. Только в г. Кирове насчитывается около 1000 различных киосков, па­вильонов и остановочных комплексов, которые дают 5000 рабочих мест и обеспечивают товарооборот 4,5 млрд рублей в год. Однако в «переходный период» из-за множества юридических пробелов мелкой рознице работать крайне трудно.

 

Третий год в ожидании схемы

Киров до сих пор остаётся единственным муниципальным образованием, не утвердившим схему размещения нестационарных торговых объектов, что вносит нестабильность в работу малого бизнеса и тормозит его развитие.

Схема нужна, чтобы законно размещать на государственных и муниципальных землях различные киоски, павильоны, мини-магазины и иные некапитальные объекты торговли. Любое размещение объектов в отсутствие схемы считается незаконным. Разработать схему обязаны органы местного самоуправления, однако наш город вот уже третий год живёт без схемы...

Исполняющий обязанности руководителя Кировского УФАС Артём Молчанов сказал по этому поводу, что его ведомство рассматривает действия органов местного самоуправления г. Кирова не иначе как «затягивание вопроса», которое нарушает ст.15 закона №135-Ф3 «О защите конкуренции». Он заявил, что если в мае схема не будет ут­верждена, то Кировское УФАС возбудит дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в связи с длительным бездействием органов местного самоуправления города Кирова по данному вопросу.

А вот Александр Краснов, председатель «Вятской гильдии пекарей и кондитеров», председатель совета директоров ГК «Хлебное изобилие», особых надежд на схему размещения нестационарных объектов не возлагает:

Вопрос этот тянется третий год, и я не верю, что схема будет рабочим документом. Да дело и не в схеме, а в том, чтобы власть, наконец, отрегулировала отношения между производителями и торговлей. «Отрегулировала» -  значит, создала понятный механизм взаимодействия, распространяющийся не только на ларьки, но и на торговые объекты.

 

Ни шагу в сторону без аукциона

О непростых взаимоотношениях между собственниками земли и владельцами торговых павильонов высказался Николай Кудряшов, ревизор Ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса Кировской области:

 

Власть говорит нам сегодня: создавайте торговые объекты, шаговой доступности, но на деле возникает масса проблем и в первую очередь — с землёй. Допустим, владельцы нескольких ларьков решили скооперироваться и создать мини-магазин. Они готовы убрать свои ларьки, но на этом же месте строить новый объект им никто не даст - нужно искать и проводить через аукцион другой участок. А без этого они не имеют права сместиться даже на метр. Другая проблема заключается в том, что многие земли в Кирове получили статус «придомовых территорий», и распоряжаться ими могут только ТСЖ. На этих землях стоят нестационарные объекты, собственники которых перечисляют товариществу арендную плату. Однако представители ТСЖ могут в любой момент подойти к предпринимателю и заявить, что со следующего месяца он обязан платить в несколько раз больше... Вот эти моменты с поиском земли и размером арендной платы надо обязательно урегулировать.

 

Вопрос выживания на клеточном уровне

В Кировской области необходимо популяризировать продукцию местного производства и - создавать условия для её реализации в формате магазинов у дома. В этом убеждён Владимир Журавлёв, депутат Кировской городской Думы, ди- ректор ООО «КИБИ»:

У городской власти, очевидно, нет понимания, зачем ей нужны 1000 ларьков и являются ли они инструментом политического или социально-экономического влияния на жизнь города.

Как предприниматель и как человек я всегда был против того, чтобы в ларьках продавались пиво и сигареты. Считаю, что лучше перепрофилировать эти объекты, отдав их производителям «пищёвки» под реализацию четырёх социальных продуктов - хлеба, молока, мяса и колбасы, овощей и фруктов. Производитель будет торговать без наценки, потому что зарабатывает на производстве, а значит - покупатели смогут приобретать продукты по низкой цене.

Второй момент — качество пищевых продуктов «от производителя». В фирменных мини-магазинах продукция свежая, натуральная, со сроком хранения максимум 3-5 суток, а федеральные сети берут на реализацию товар с длительным сроком реализации, а потому консервированный. Это объясняется их логистикой: товар от кировского производителя сначала «уезжает» в распределительный центр и только потом, через 3-4 дня, попадает на прилавки.

Получается, что магазины шаговой доступности — это не только вопрос местного патриотизма, но и нашей выживаемости на клеточном уровне. Власть через СМИ должна доносить эту информацию до кировчан, и тогда основные продукты будут покупаться в мини-магазинах, а предприниматели начнут развивать эту сеть. Тем более выгода бюджету двойная: первый раз бизнес платит налог с производства, второй раз - с торговли.

Официальное предложение - залог прозрачных отношений

Отношения между местными товаропроизводителями и федеральными торговыми сетями «не клеятся» по разным причинам, в том числе из-за неправильного поведения кировских контрагентов. На этот факт обратил внимание и.о. руководителя управления УФАС по Кировской области Артём Молчанов:

Мы знаем, как проводить проверки и возбуждать дела, но мы столкнулись с отсутствием жалоб. Все же понимают, что если сегодня производственная компания напишет жалобу на сеть, то дальнейшие отношения у них будут выстраиваться не лучшим образом. А если мы наложим штраф в несколько миллионов, ни о каком диалоге вообще речи быть не может. Мы готовы хоть завтра пойти к «сетевикам» с проверкой, но что именно у них проверять?

Я предлагал кировским производителям: давайте проверим, как ведётся работа с вашими коммерческими предложениями! Отвечают вам сети или нет, предлагают что-то со своей стороны или просто «замыливают» запросы, уклоняясь от заключения договоров поставки? Однако все, с кем встречался по этому поводу, ответили мне, что «официальных» предложений сетям не направляли.

В связи с этим я обращаюсь ко всем предпринимателям: давайте выстраивать отношения на более прозрачном уровне. Есть желание работать с сетью, составьте коммерческое предложение. Напоминаю, что условия сотрудничества должны быть одинаковыми для всех, а информация о них находиться в открытом доступе (на сайте компании) либо предоставляться по запросу. Ритейлеры рассмотрят ваше предложение и дадут ответ, исходя из которого вы будете действовать дальше.

 

PostScriptum:

В итоговой резолюции участники круглого стола отметили, что в нашем регионе необходимо систематизировать процессы, обеспечивающие развитие местных товаропроизводителей и мелкорозничной торговли. В частности,   они рекомендовали муниципалитетам разработать план развития мелкорозничной торговли, а правительству и Законодательному собранию - подготовить закон о гарантиях свободного развития малого и среднего бизнеса в Кировской области.

 

В настоящее время на территории г. Кирова расположено около 1000 нестационарных торговых объектов, в том числе:

  • торгово-остановочные комплексы (более 300),
  • комплексы местных производителей (порядка 130),
  • журнальные киоски (около 120),
  • киоски по продаже ключевой воды (более 100),
  • цветочные киоски (порядка 35).