УФАС: 50 млн на содержание чепецких дорог потрачено неэффективно

Кировское УФАС пришло к выводу, что МУП «Коммунальное хозяйство» города Кирово-Чепецка незаконно получило в хозяйственное ведение участок автодороги Киров-Кирово-Чепецк-Зуевка, а также субсидию из городского бюджета на возмещение затрат по содержанию автодороги в 2012-2013 годах в размере 50 млн рублей.

В ноябре 2012 года Кирово-Чепецкая гордума приняла бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, в котором было предусмотрено субсидирование юридических лиц в целях возмещения затрат по содержанию автодорог местного значения, находящихся в хозяйственном ведении у этих юрлиц. В апреле 2013 года эту статью бюджета изменили, уточнив, что речь идет о возмещении затрат по ремонту транзитного участка автодороги Киров-Кирово-Чепецк-Зуевка. А этот участок по договору от 2009 года закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммунальное хозяйство». Соответственно, единственно возможным получателем новой субсидии является именно МУП.

В декабре 2012 года администрация МО «Кирово-Чепецк» заключила с МУПом договор о предоставлении субсидии на сумму 28,7 млн рублей. В июне 2013 года — на сумму 19,3 млн рублей, позже увеличив ее до 21,3 млн.

Этой ситуацией заинтересовалась антимонопольная служба и пришла к неутешительным выводам. Во-первых, с точки зрения УФАС, в данном случае оснований для передачи автодороги в ведение МУП не было: по смыслу некоторых норм Гражданского кодекса, унитарному предприятию не может передаваться имущество, которое не будет способствовать извлечению прибыли. А автодорога общего пользования местного значения, каковой является спорный участок, не может использоваться в целях извлечения прибыли, поскольку предназначена для использования неограниченным кругом лиц.

Кроме того, дорожная деятельность является муниципальной нуждой. А оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном для размещения заказов, то есть с обязательным проведением конкурсных процедур.

В этой связи УФАС посчитало, что предоставление МУПу преференций на бесконкурсной основе явилось неэффективным расходованием бюджетных средств. А кроме того создало необоснованные препятствия для других хозяйствующих субъектов — возможных кандидатов на оказание таких услуг.

УФАС установило, что с 2007 года чепецкая администрация размещала заказ на право проведения работ по содержанию автодорог общего пользования местного значения. В нем принимали участие субъекты различной организационно-правовой формы, в том числе и МУП «Коммунальное хозяйство». Конкурсные процедуры применялись и в отношении участка, ныне переданного МУПу в хозяйственное ведение. В данный момент «Коммунальное хозяйство» является единственным юрлицом на территории МО «Кирово-Чепецк», которому переданы в ведение автодороги и, соответственно, предоставлено право на финансирование из бюджета на внеконкурсной основе.

Адекватным способом восстановления порядка УФАС посчитало возврат в казну Кирово-Чепецка спорного участка автодороги, о чем городской администрации выдано соответствующее предписание. Решается вопрос об административной ответственности участников сговора — гордумы, горадминистрации, МУПа и их должностных лиц.