КСП о региональных особенностях проведения приватизации: понадобились деньги – надо срочно что-то продать

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Фото: adm.nov.ru

Контрольно-счетная палата Кировской области проанализировала, насколько эффективно в регионе реализуются программы приватизации муниципального имущества. Анализ касался деятельности администраций муниципальных образований в 2011-2013 годах. О количественных итогах этой масштабной проверки «ВН» уже писал. Теперь — о качественных.

Контрольно-счетная палата региона пришла к выводу, что в муниципальных образованиях отсутствует системный подход к процессу приватизации. Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения законодательства при продаже муниципального имущества.

Во-первых,   планирование происходит без правового закрепления критериев и условий о технической готовности объекта к продаже, без учета целесообразности продажи объектов и сроков, необходимых для предпродажной подготовки. Оно сводится к перечислению объектов имущества, определению сроков и способов приватизации, а также прогнозированию размера доходов.

Как показала проверка, в 34% муниципальных районов программы приватизации своевременно не актуализируются, объекты имущества продаются без предварительного включения в план.

Во-вторых, формальное отношение к планированию усугубляется отсутствием контроля со стороны представительных органов за результатами приватизации, хотя депутаты сами в своих решениях закрепляют обязательность рассмотрения представительным органом данных итогов. Так, в Белохолуницком, Нагорском, Малмыжском, Опаринском, Оричевском, Подосиновском, Тужинском, Унинском, Уржумском, Фаленском, Шабалинском районах, г. Вятские Поляны, г. Слободском отчеты о реализации планов приватизации представительными органами не рассматривались и не утверждались.

В-третьих, сами процедуры приватизации проводятся с нарушением действующего законодательства.Как показывают результаты аудита, систематический характер носит произвольное формирование начальной цены имущества, что приводит к снижению доходов бюджетов.

Также в нарушение требований ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» к участию в торгах допускаются претенденты, не соответствующие требованиям законодательства. Так, в Нагорском районе к участию в аукционе неправомерно были допущены лица, не предоставившие задаток. В Зуевском районе при проведении аукциона с закрытой формой подачи предложений о цене в одной из заявок участника отсутствовало ценовое предложение. Однако в ходе аукциона в заявку была вписана необходимая для победы цена. По решению УФАС по Кировской области результаты аукциона были признаны недействительными. В Слободском к участию в торгах имущества было неправомерно допущено юридическое лицо, которому в соответствии с федеральным законом запрещено выступать в качестве покупателей при приватизации имущества. Данная организация к тому же была признана победителем аукциона. На основании решения суда сделка была признана недействительной, что повлекло за собой расторжение договора купли-продажи.

Кроме того, незаконно заключаются договоры купли-продажи по результатам несостоявшихся аукционов. В Подосиновском, Санчурском, Уржумском районах выявлены случаи продажи муниципального имущества «единственному» участнику. Также выявлены факты незаконной продажи имущества без проведения торгов. В Советском районе (Колянурское сельское поселение) в 2011 и 2012 году без торгов были проданы 4 объекта недвижимости на общую сумму 36 тыс. рублей. Денежные средства в бюджет поселения не поступили. Законность действий должностных лиц и соответствие цены продажи действительной рыночной стоимости в настоящее время оценивается правоохранительными органами.

Как отмечают в КСП, обращает на себя внимание складывающая практика неправомерного отчуждения муниципального имущества без проведения процедур приватизации путем списания объектов имущества и продажи их без торгов в качестве материалов (металлолома, запчастей и т.д.). Подобные факты установлены в Вятскополянском, Оричевском, Подосиновском районах. Так, в Подосиновском районе списанный и проданный в качестве лома черных металлов муниципальный трактор новый владелец успешно зарегистрировал в Государственной инспекции. Материалы по данному факту направлены в ходе проверки в правоохранительные органы.

В-четвертых, органами местного самоуправления не выполняются требования законодательства об обязательной публикации сведений о приватизации в официальных печатных изданиях и на официальных сайтах муниципальных образований.

Таким образом, как отмечают в КСП, не обеспечивается реализация законодательно установленных принципов приватизации, а именно равенства покупателей имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления, а также создаются риски коррупционных проявлений и злоупотреблений должностными полномочиями.

В Контрольно-счетной палате пришли к выводу, что существующая практика организации процесса приватизации неэффективна. Приватизация носит разовый характер и рассматривается в качестве экстренного источника доходов, либо как продажа имущества при появлении непосредственного покупателя.