Решение по делу № 11/02-09 о нарушении ООО «Вяткасвязьсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Дата публикации: 28 сентября 2009, 04:00

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Управление по Кировской области
 
г. Киров обл., 610019, К.Либкнехта, 69, тел. 64-94-25.
 
 
 «06» июля  2009 г.                                                                                     Дело № 11/02-09
 
РЕШЕНИЕ
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
Никоновой М.Л. – заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Созиновой А.И. – начальника отдела финансовых рынков и рекламы;
Головиной Г.Ш.- ведущего специалиста-эксперта;
Секретаря:
Бушманова Е.С.- специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий.
 
В присутствии:
представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - Чернобровкиной О.Н. по доверенности от 24.06.2009 г.;
представителя ООО «Вяткасвязьсервис» - Ухлова С.Ю. по доверенности от 01.06.2009 г. № 01-12/329.
 
рассмотрев дело № 11/02-09 о нарушении ООО «Вяткасвязьсервис» (610020, г.Киров, ул. Московская, 20) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
 
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили заявления 16.03.2009 года от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и 19.03.2009 года от Костицына Алексея Ивановича о том, что в отделениях приема платежей ООО «Вяткасвязьсервис» с 9 марта 2009 г. введен фиксированный сервисный сбор на все виды платежей в размере 5 рублей с каждой операции, в том числе за жилищно-коммунальные услуги, и просили проверить факт законности введения дополнительной платы за прием платежей в пунктах ООО «Вяткасвязьсервис».
Прокуратурой Кировской области, в связи с обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Валенчука О.Д., проведена проверка законности взимания ООО «Вяткасвязьсервис» с жителей г.Кирова сервисного сбора за прием квитанций на оплату услуг ЖКХ, в ходе которой установлено, что в действиях ООО «Вяткасвязьсервис» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства. В связи с этим 15.04.2009 г. в антимонопольный орган поступили материалы проверки из Прокуратуры Кировской области.
В действиях ООО «Вяткасвязьсервис» имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По признакам данного нарушения было возбуждено дело № 11/02-09.
На заседании Комиссии представитель Департамента ЖКХ Кировской области пояснил, что структура платы за жилищно-коммунальные услуги установлена Жилищным Кодексом РФ. В соответствии со ст. 154 Жилищного Кодекса РФ, в состав платы за коммунальные услуги входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, теплоснабжение. Между рядом управляющих компаний и ООО «Вяткасвязьсервис» заключены договоры, в соответствии с которыми расходы по приёму платежей от населения уже включены в плату населения за содержание и ремонт общего имущества, тарифы на отопление, горячее холодное водоснабжение и водоотведение. Поэтому установление дополнительной платы за прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги незаконно.
Представитель ответчика пояснил, что ООО «Вяткасвязьсервис» принимает платежи от населения на основании договора с АКБ «Вятка-банк», по условиям которого банк поручает ООО «Вяткасвязьсервис» принимать платежи от населения, в т.ч. за жилищно-коммунальные услуги. Принятые денежные средства перечисляются в АКБ «Вятка-Банк», а уже затем непосредственно получателю платежа.
Далее представитель ООО «Вяткасвязьсервис» уточнил, что тарифы на услуги ЖКХ регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В ст. 1 данного закона указано, что Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. ООО «Вяткасвязьсервис» не является организацией коммунального комплекса. ООО «Вяткасвязьсервис» оказывает услуги по приему платежей от населения. Установленная сумма в размере 5 рублей за приём платежей включает в себя определенную работу – приём денежных средств, заполнение и обработка квитанций, передача информации о платежах. В банках комиссия за приём платежей от населения составляет от 3 до 8 % от суммы принятого платежа, тогда как фиксированный сервисный сбор ООО «Вяткасвязьсервис» составляет менее 1 % от суммы платежа.
С целью уточнения доли ООО «Вяткасвязьсервис»  на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г. Кирова, рассмотрение дела было отложено до 24.06.2009 г.
Письмом ООО «Вяткасвязьсервис» от 23.06.2009 г. № 01-12/375 заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью представителя ответчика по уважительным причинам явиться на заседание комиссии, назначенное на 24.06.2009 г., в указанное время. Рассмотрение дела было отложено до 06.07.2009 г.
На заседании комиссии 06.07.2009 г., представитель ответчика сообщил, что компанией TomGarret было проведено маркетинговое исследование, с целью получения данных о доле ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке приема платежей за жилищно-коммунальные услуги в г. Кирове. В качестве метода исследования был выбран телефонный опрос. По результатам исследования установлено, что доля ООО «Вяткасвязьсервис» на рассматриваемом рынке составляет 9,6 %. Согласно п.1 подраздела 2.3.1. «Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке», утвержденные приказом ГКАП РФ от 3.06.1994 г. № 67, если барьеры вхождения на рынок отсутствуют или они низкие, то хозяйствующий субъект даже с большой долей рынка может не обладать способностью воздействовать на конкуренцию. ООО «Вяткасвязьсервис» не оказывает влияние на общие условия обращения товара, не может устранить и никогда не устраняло других хозяйствующих субъектов с данного рынка, также не может затруднять доступ на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
 
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.10.1996 г. регистрационно-лицензионной палатой г. Кирова было зарегистрировано ООО «Вятка-пейдж». В соответствии с п. 1.1 действующего Устава ООО «Вяткасвязьсервис» от 05.07.2007 г. № 3, 19 января 2006 г. советом директоров единственного участника ООО «Вятка-пейдж» - ОАО «ВолгаТелеком», утвержден Устав Общества в новой редакции, которым изменено наименование ООО «Вятка-пейдж» на ООО «Вяткасвязьсервис». Согласно Уставу, учредителем и единственным участником ООО «Вяткасвязьсервис» является ООО «ФинИнвест».
 В соответствии с пп. 4.1, 4.2 Устава, ООО «Вяткасвязьсервис» является коммерческой организацией, основными видами деятельности которого являются: прием платежей от физических и юридических лиц, производство, ремонт и сбыт УКВ – радиоприемников, оказание услуг по доставке счетов и вручений, посредническая и торгово-закупочная деятельность. В границах г. Кирова расположено 29 пунктов приема платежей и сервисного обслуживания ООО «Вяткасвязьсервис», в т.ч. в Нововятском районе, в п.Лянгасово, в п.Костино, в п.Радужный.  
Между АКБ ОАО «Вятка-банк» и ООО «Вяткасвязьсервис» заключен агентский договор о приеме наличных денежных средств от 09.11.2007 г. № 1/902, в соответствии с которым ООО «Вяткасвязьсервис» по поручению банка и за его счет, но от своего имени осуществляет прием платежей в кассах своих пунктов приема платежей, также выполняет обработку и передачу МУ УЖХ данных о платежах в соответствии с порядком, установленным договором от 06.11.2007 г.   № 07/2020 о переводе денежных средств, заключенным между ОАО «Вятка-банк» и МУ УЖХ. Согласно п. 10 Договора, он вступает в действие с момента подписания и действует в течении неопределенного периода времени. В соответствии с условиями данного договора, вознаграждение ООО «Вяткасвязьсервис» составляет 1,78 % от суммы каждого платежа.
Между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО «Вяткасвязьсервис» заключен договор на прием платежей за услуги электросвязи от 01.09.2006 г., в соответствии с которым ООО «Вяткасвязьсервис» берет на себя обязательство за вознаграждение от своего имени принимать в своих пунктах приема платежей по счетам, выставляемым ОАО «ВолгаТелеком», денежные средства от физических лиц с последующим перечислением их на расчетный счет ОАО «ВолгаТелеком». Согласно п. 6.1 Договора, его срок действия установлен с момента подписания до 31.12.2009 г. В соответствии с приложением № 3 к договору, за исполнение ООО «Вяткасвязьсервис» обязательств по договору, ОАО «ВолгаТелеком» выплачивает вознаграждение в размере 1 % от суммы принятых за отчетный период (месяц) платежей.
Таким образом, в соответствии с заключёнными договорами, ООО «Вяткасвязьсервис» получает денежное вознаграждение за оказание услуг по приему платежей от населения и обработку данных о платежах за жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи.
Между МУ УЖХ и рядом кредитных учреждений заключены договоры об оказании услуг по приему платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Согласно данным договорам, банки обязуются осуществлять через свои офисы прием платежей от населения за жилищные и коммунальные услуги. Договорами установлены вознаграждения банков за прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги в следующих размерах:
-  по условиям договора от 01.06.2005 г. № 7-2005/05-818, заключенного между КБ «Хлынов» и МУ УЖХ, банку уплачивается вознаграждение в размере 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 27.10.2006 г. № 370, заключенного между Сбербанком России и МУ УЖХ, вознаграждение банка установлено в размере 1,85 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 01.10.2005 г. № 7-2005/05-1723, заключенного между КБ «Кольцо Урала» и МУ УЖХ, банку уплачивается вознаграждение в размере 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 09.03.2006 г. № 06/448, заключенного между АКБ «Вятка-банк» и МУ УЖХ, вознаграждение банка составляет 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 16.06.2005 г. № 05/928, заключенного между ОАО «Россельхозбанк» и МУ УЖХ, вознаграждение банка установлено в размере 1,5 % от общей суммы принятых денежных средств.
 Между МУ УЖХ и ФГУП «Почта России» также заключен договор на прием платежей в объектах почтовой связи от населения за квартплату и коммунальные услуги от 12.03.2007 г. № 43-11/1721-2007, по условиям которого комиссионное вознаграждение ФГУП «Почта России» за предоставленные услуги составляет    1,8 % от суммы платежей.
Таким образом, в соответствии с заключёнными договорами, хозяйствующие субъекты получают денежное вознаграждение за оказание услуг по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги. При этом сервисный сбор (комиссия) за прием платежей от граждан не взимается.
5 марта 2009 г. единственным участником ООО «Вяткасвязьсервис» -         ООО «ФинИнвест» принято решение № 1/09 о том, что с 9 марта 2009 г. во всех пунктах приема платежей и сервисного обслуживания ООО «Вяткасвязьсервис» ввести сервисный сбор в размере 5 рублей за каждые обработанную квитанцию или проведенный платеж, при этом пенсионерам по старости предоставить льготу, в виде освобождения от уплаты сервисного сбора, при условии предъявления пенсионного удостоверения.
16.03.2009 г. Департамент ЖКХ Кировской области, в связи с поступлениями многочисленных жалоб от граждан по взимаемому сбору, обратился в Кировское УФАС России с заявлением о проверке обоснованности взимания с населения дополнительной платы за приём платежей.
19.03.2009 г. в антимонополный орган с заявлением обратился гражданин  Костицын Алексей Иванович, который также просил рассмотреть факт законности введения дополнительного сбора за приём платежей.
В своем письме от 10.04.2009 г. № 1502 в адрес Кировского УФАС России МУ УЖХ г. Кирова пояснило, что вознаграждение организациям за сбор платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги оплачиваются за счет средств населения. Затраты по сбору платежей населения включены в плату населения за содержание и ремонт общего имущества, тарифы на отопление, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение.
Таким образом, в тарифы на жилищно-коммунальные услуги уже включены затраты по приему платежей от населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Согласно ст. 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию.
Таким образом, цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию. Граждане, оплачивая жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи по установленным тарифам, оплачивают в составе тарифов и услуги по сбору платежей.
В соответствии с заключенными договорами об оказании услуг по приему платежей от населения, ООО «Вяткасвязьсервис» получает вознаграждение за услуги по приему денежных средств, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, и при этом взимает сервисный сбор с граждан за каждый произведенный платеж, тогда как затраты по сбору платежей с населения уже включены в тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи, регулируемые государством.
Следовательно, ООО «Вяткасвязьсервис» необоснованно взимает с граждан денежные средства сверх установленных тарифов за данные услуги, тем самым ущемляет их интересы.
Согласно договорам об оказании услуг по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги заключенные с МУ УЖХ, другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие прием платежей от граждан за данные услуги, получают только вознаграждение с получателя платежа и дополнительную плату за произведенный платеж с граждан не взимают.
 Письмом от 29.04.2009 г. № R128-01-16 в адрес Прокуратуры Первомайского района г. Кирова, Региональная служба по тарифам Кировской области сообщила, что при наличии у хозяйствующего субъекта, осуществляющего прием платежей, заключенных договоров о приеме денежных средств от граждан, расходы, связанные с учетом и приемом платежей, включаются в состав услуг по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома. При этом, уровень расходов на оплату работ по приему платежей от населения является предметом договорных отношений. При наличии соответствующих договоров взимание дополнительного сбора с граждан в пунктах по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги неправомерно.   
  В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС от 25 апреля 2006 г. № 108 (далее Приказ), Кировским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи.
По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет (имеется в материалах дела) и  установлено, что доля ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г.Кирова составляет более 50 %.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Следовательно, ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г. Кирова занимает доминирующее положение с долей более 50 %.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещаются действия, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
ООО «Вяткасвязьсервис», доминируя на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, и взимая денежные средства с населения при приеме платежей сверх установленных тарифов, нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что имеет своим результатом ущемление интересов граждан.
В соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать в действиях ООО «Вяткасвязьсервис» факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании с населения при приеме платежей за услуги, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, денежных средств сверх установленных тарифов, что имеет своим результатом ущемление интересов граждан.
2. Выдать ООО «Вяткасвязьсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела начальнику отдела финансовых рынков и рекламы Созиновой А.И. для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31. КоАП РФ в отношении юридического лица -       ООО «Вяткасвязьсервис» и должностного лица – Добрыниной Т.Г.
 
 
Председатель Комиссии                                                                           М.Л. Никонова                        
 
Члены комиссии                                                                             А.И.Созинова
 
                                                                                                                        Г.Ш.Головина
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object ( [vid] => 6621 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 11/02-09 о нарушении ООО «Вяткасвязьсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6621 [type] => solution [language] => ru [created] => 1254081600 [changed] => 1368718346 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718346 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Управление по Кировской области
 
г. Киров обл., 610019, К.Либкнехта, 69, тел. 64-94-25.
 
 
 «06» июля  2009 г.                                                                                     Дело № 11/02-09
 
РЕШЕНИЕ
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
Никоновой М.Л. – заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Созиновой А.И. – начальника отдела финансовых рынков и рекламы;
Головиной Г.Ш.- ведущего специалиста-эксперта;
Секретаря:
Бушманова Е.С.- специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий.
 
В присутствии:
представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - Чернобровкиной О.Н. по доверенности от 24.06.2009 г.;
представителя ООО «Вяткасвязьсервис» - Ухлова С.Ю. по доверенности от 01.06.2009 г. № 01-12/329.
 
рассмотрев дело № 11/02-09 о нарушении ООО «Вяткасвязьсервис» (610020, г.Киров, ул. Московская, 20) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
 
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили заявления 16.03.2009 года от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и 19.03.2009 года от Костицына Алексея Ивановича о том, что в отделениях приема платежей ООО «Вяткасвязьсервис» с 9 марта 2009 г. введен фиксированный сервисный сбор на все виды платежей в размере 5 рублей с каждой операции, в том числе за жилищно-коммунальные услуги, и просили проверить факт законности введения дополнительной платы за прием платежей в пунктах ООО «Вяткасвязьсервис».
Прокуратурой Кировской области, в связи с обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Валенчука О.Д., проведена проверка законности взимания ООО «Вяткасвязьсервис» с жителей г.Кирова сервисного сбора за прием квитанций на оплату услуг ЖКХ, в ходе которой установлено, что в действиях ООО «Вяткасвязьсервис» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства. В связи с этим 15.04.2009 г. в антимонопольный орган поступили материалы проверки из Прокуратуры Кировской области.
В действиях ООО «Вяткасвязьсервис» имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По признакам данного нарушения было возбуждено дело № 11/02-09.
На заседании Комиссии представитель Департамента ЖКХ Кировской области пояснил, что структура платы за жилищно-коммунальные услуги установлена Жилищным Кодексом РФ. В соответствии со ст. 154 Жилищного Кодекса РФ, в состав платы за коммунальные услуги входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, теплоснабжение. Между рядом управляющих компаний и ООО «Вяткасвязьсервис» заключены договоры, в соответствии с которыми расходы по приёму платежей от населения уже включены в плату населения за содержание и ремонт общего имущества, тарифы на отопление, горячее холодное водоснабжение и водоотведение. Поэтому установление дополнительной платы за прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги незаконно.
Представитель ответчика пояснил, что ООО «Вяткасвязьсервис» принимает платежи от населения на основании договора с АКБ «Вятка-банк», по условиям которого банк поручает ООО «Вяткасвязьсервис» принимать платежи от населения, в т.ч. за жилищно-коммунальные услуги. Принятые денежные средства перечисляются в АКБ «Вятка-Банк», а уже затем непосредственно получателю платежа.
Далее представитель ООО «Вяткасвязьсервис» уточнил, что тарифы на услуги ЖКХ регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В ст. 1 данного закона указано, что Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. ООО «Вяткасвязьсервис» не является организацией коммунального комплекса. ООО «Вяткасвязьсервис» оказывает услуги по приему платежей от населения. Установленная сумма в размере 5 рублей за приём платежей включает в себя определенную работу – приём денежных средств, заполнение и обработка квитанций, передача информации о платежах. В банках комиссия за приём платежей от населения составляет от 3 до 8 % от суммы принятого платежа, тогда как фиксированный сервисный сбор ООО «Вяткасвязьсервис» составляет менее 1 % от суммы платежа.
С целью уточнения доли ООО «Вяткасвязьсервис»  на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г. Кирова, рассмотрение дела было отложено до 24.06.2009 г.
Письмом ООО «Вяткасвязьсервис» от 23.06.2009 г. № 01-12/375 заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью представителя ответчика по уважительным причинам явиться на заседание комиссии, назначенное на 24.06.2009 г., в указанное время. Рассмотрение дела было отложено до 06.07.2009 г.
На заседании комиссии 06.07.2009 г., представитель ответчика сообщил, что компанией TomGarret было проведено маркетинговое исследование, с целью получения данных о доле ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке приема платежей за жилищно-коммунальные услуги в г. Кирове. В качестве метода исследования был выбран телефонный опрос. По результатам исследования установлено, что доля ООО «Вяткасвязьсервис» на рассматриваемом рынке составляет 9,6 %. Согласно п.1 подраздела 2.3.1. «Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке», утвержденные приказом ГКАП РФ от 3.06.1994 г. № 67, если барьеры вхождения на рынок отсутствуют или они низкие, то хозяйствующий субъект даже с большой долей рынка может не обладать способностью воздействовать на конкуренцию. ООО «Вяткасвязьсервис» не оказывает влияние на общие условия обращения товара, не может устранить и никогда не устраняло других хозяйствующих субъектов с данного рынка, также не может затруднять доступ на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
 
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.10.1996 г. регистрационно-лицензионной палатой г. Кирова было зарегистрировано ООО «Вятка-пейдж». В соответствии с п. 1.1 действующего Устава ООО «Вяткасвязьсервис» от 05.07.2007 г. № 3, 19 января 2006 г. советом директоров единственного участника ООО «Вятка-пейдж» - ОАО «ВолгаТелеком», утвержден Устав Общества в новой редакции, которым изменено наименование ООО «Вятка-пейдж» на ООО «Вяткасвязьсервис». Согласно Уставу, учредителем и единственным участником ООО «Вяткасвязьсервис» является ООО «ФинИнвест».
 В соответствии с пп. 4.1, 4.2 Устава, ООО «Вяткасвязьсервис» является коммерческой организацией, основными видами деятельности которого являются: прием платежей от физических и юридических лиц, производство, ремонт и сбыт УКВ – радиоприемников, оказание услуг по доставке счетов и вручений, посредническая и торгово-закупочная деятельность. В границах г. Кирова расположено 29 пунктов приема платежей и сервисного обслуживания ООО «Вяткасвязьсервис», в т.ч. в Нововятском районе, в п.Лянгасово, в п.Костино, в п.Радужный.  
Между АКБ ОАО «Вятка-банк» и ООО «Вяткасвязьсервис» заключен агентский договор о приеме наличных денежных средств от 09.11.2007 г. № 1/902, в соответствии с которым ООО «Вяткасвязьсервис» по поручению банка и за его счет, но от своего имени осуществляет прием платежей в кассах своих пунктов приема платежей, также выполняет обработку и передачу МУ УЖХ данных о платежах в соответствии с порядком, установленным договором от 06.11.2007 г.   № 07/2020 о переводе денежных средств, заключенным между ОАО «Вятка-банк» и МУ УЖХ. Согласно п. 10 Договора, он вступает в действие с момента подписания и действует в течении неопределенного периода времени. В соответствии с условиями данного договора, вознаграждение ООО «Вяткасвязьсервис» составляет 1,78 % от суммы каждого платежа.
Между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО «Вяткасвязьсервис» заключен договор на прием платежей за услуги электросвязи от 01.09.2006 г., в соответствии с которым ООО «Вяткасвязьсервис» берет на себя обязательство за вознаграждение от своего имени принимать в своих пунктах приема платежей по счетам, выставляемым ОАО «ВолгаТелеком», денежные средства от физических лиц с последующим перечислением их на расчетный счет ОАО «ВолгаТелеком». Согласно п. 6.1 Договора, его срок действия установлен с момента подписания до 31.12.2009 г. В соответствии с приложением № 3 к договору, за исполнение ООО «Вяткасвязьсервис» обязательств по договору, ОАО «ВолгаТелеком» выплачивает вознаграждение в размере 1 % от суммы принятых за отчетный период (месяц) платежей.
Таким образом, в соответствии с заключёнными договорами, ООО «Вяткасвязьсервис» получает денежное вознаграждение за оказание услуг по приему платежей от населения и обработку данных о платежах за жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи.
Между МУ УЖХ и рядом кредитных учреждений заключены договоры об оказании услуг по приему платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Согласно данным договорам, банки обязуются осуществлять через свои офисы прием платежей от населения за жилищные и коммунальные услуги. Договорами установлены вознаграждения банков за прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги в следующих размерах:
-  по условиям договора от 01.06.2005 г. № 7-2005/05-818, заключенного между КБ «Хлынов» и МУ УЖХ, банку уплачивается вознаграждение в размере 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 27.10.2006 г. № 370, заключенного между Сбербанком России и МУ УЖХ, вознаграждение банка установлено в размере 1,85 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 01.10.2005 г. № 7-2005/05-1723, заключенного между КБ «Кольцо Урала» и МУ УЖХ, банку уплачивается вознаграждение в размере 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 09.03.2006 г. № 06/448, заключенного между АКБ «Вятка-банк» и МУ УЖХ, вознаграждение банка составляет 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 16.06.2005 г. № 05/928, заключенного между ОАО «Россельхозбанк» и МУ УЖХ, вознаграждение банка установлено в размере 1,5 % от общей суммы принятых денежных средств.
 Между МУ УЖХ и ФГУП «Почта России» также заключен договор на прием платежей в объектах почтовой связи от населения за квартплату и коммунальные услуги от 12.03.2007 г. № 43-11/1721-2007, по условиям которого комиссионное вознаграждение ФГУП «Почта России» за предоставленные услуги составляет    1,8 % от суммы платежей.
Таким образом, в соответствии с заключёнными договорами, хозяйствующие субъекты получают денежное вознаграждение за оказание услуг по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги. При этом сервисный сбор (комиссия) за прием платежей от граждан не взимается.
5 марта 2009 г. единственным участником ООО «Вяткасвязьсервис» -         ООО «ФинИнвест» принято решение № 1/09 о том, что с 9 марта 2009 г. во всех пунктах приема платежей и сервисного обслуживания ООО «Вяткасвязьсервис» ввести сервисный сбор в размере 5 рублей за каждые обработанную квитанцию или проведенный платеж, при этом пенсионерам по старости предоставить льготу, в виде освобождения от уплаты сервисного сбора, при условии предъявления пенсионного удостоверения.
16.03.2009 г. Департамент ЖКХ Кировской области, в связи с поступлениями многочисленных жалоб от граждан по взимаемому сбору, обратился в Кировское УФАС России с заявлением о проверке обоснованности взимания с населения дополнительной платы за приём платежей.
19.03.2009 г. в антимонополный орган с заявлением обратился гражданин  Костицын Алексей Иванович, который также просил рассмотреть факт законности введения дополнительного сбора за приём платежей.
В своем письме от 10.04.2009 г. № 1502 в адрес Кировского УФАС России МУ УЖХ г. Кирова пояснило, что вознаграждение организациям за сбор платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги оплачиваются за счет средств населения. Затраты по сбору платежей населения включены в плату населения за содержание и ремонт общего имущества, тарифы на отопление, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение.
Таким образом, в тарифы на жилищно-коммунальные услуги уже включены затраты по приему платежей от населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Согласно ст. 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию.
Таким образом, цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию. Граждане, оплачивая жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи по установленным тарифам, оплачивают в составе тарифов и услуги по сбору платежей.
В соответствии с заключенными договорами об оказании услуг по приему платежей от населения, ООО «Вяткасвязьсервис» получает вознаграждение за услуги по приему денежных средств, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, и при этом взимает сервисный сбор с граждан за каждый произведенный платеж, тогда как затраты по сбору платежей с населения уже включены в тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи, регулируемые государством.
Следовательно, ООО «Вяткасвязьсервис» необоснованно взимает с граждан денежные средства сверх установленных тарифов за данные услуги, тем самым ущемляет их интересы.
Согласно договорам об оказании услуг по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги заключенные с МУ УЖХ, другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие прием платежей от граждан за данные услуги, получают только вознаграждение с получателя платежа и дополнительную плату за произведенный платеж с граждан не взимают.
 Письмом от 29.04.2009 г. № R128-01-16 в адрес Прокуратуры Первомайского района г. Кирова, Региональная служба по тарифам Кировской области сообщила, что при наличии у хозяйствующего субъекта, осуществляющего прием платежей, заключенных договоров о приеме денежных средств от граждан, расходы, связанные с учетом и приемом платежей, включаются в состав услуг по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома. При этом, уровень расходов на оплату работ по приему платежей от населения является предметом договорных отношений. При наличии соответствующих договоров взимание дополнительного сбора с граждан в пунктах по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги неправомерно.   
  В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС от 25 апреля 2006 г. № 108 (далее Приказ), Кировским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи.
По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет (имеется в материалах дела) и  установлено, что доля ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г.Кирова составляет более 50 %.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Следовательно, ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г. Кирова занимает доминирующее положение с долей более 50 %.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещаются действия, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
ООО «Вяткасвязьсервис», доминируя на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, и взимая денежные средства с населения при приеме платежей сверх установленных тарифов, нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что имеет своим результатом ущемление интересов граждан.
В соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать в действиях ООО «Вяткасвязьсервис» факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании с населения при приеме платежей за услуги, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, денежных средств сверх установленных тарифов, что имеет своим результатом ущемление интересов граждан.
2. Выдать ООО «Вяткасвязьсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела начальнику отдела финансовых рынков и рекламы Созиновой А.И. для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31. КоАП РФ в отношении юридического лица -       ООО «Вяткасвязьсервис» и должностного лица – Добрыниной Т.Г.
 
 
Председатель Комиссии                                                                           М.Л. Никонова                        
 
Члены комиссии                                                                             А.И.Созинова
 
                                                                                                                        Г.Ш.Головина
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Управление по Кировской области
 
г. Киров обл., 610019, К.Либкнехта, 69, тел. 64-94-25.
 
 
 «06» июля  2009 г.                                                                                     Дело № 11/02-09
 
РЕШЕНИЕ
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
Никоновой М.Л. – заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Созиновой А.И. – начальника отдела финансовых рынков и рекламы;
Головиной Г.Ш.- ведущего специалиста-эксперта;
Секретаря:
Бушманова Е.С.- специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий.
 
В присутствии:
представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - Чернобровкиной О.Н. по доверенности от 24.06.2009 г.;
представителя ООО «Вяткасвязьсервис» - Ухлова С.Ю. по доверенности от 01.06.2009 г. № 01-12/329.
 
рассмотрев дело № 11/02-09 о нарушении ООО «Вяткасвязьсервис» (610020, г.Киров, ул. Московская, 20) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
 
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили заявления 16.03.2009 года от Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и 19.03.2009 года от Костицына Алексея Ивановича о том, что в отделениях приема платежей ООО «Вяткасвязьсервис» с 9 марта 2009 г. введен фиксированный сервисный сбор на все виды платежей в размере 5 рублей с каждой операции, в том числе за жилищно-коммунальные услуги, и просили проверить факт законности введения дополнительной платы за прием платежей в пунктах ООО «Вяткасвязьсервис».
Прокуратурой Кировской области, в связи с обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Валенчука О.Д., проведена проверка законности взимания ООО «Вяткасвязьсервис» с жителей г.Кирова сервисного сбора за прием квитанций на оплату услуг ЖКХ, в ходе которой установлено, что в действиях ООО «Вяткасвязьсервис» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства. В связи с этим 15.04.2009 г. в антимонопольный орган поступили материалы проверки из Прокуратуры Кировской области.
В действиях ООО «Вяткасвязьсервис» имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По признакам данного нарушения было возбуждено дело № 11/02-09.
На заседании Комиссии представитель Департамента ЖКХ Кировской области пояснил, что структура платы за жилищно-коммунальные услуги установлена Жилищным Кодексом РФ. В соответствии со ст. 154 Жилищного Кодекса РФ, в состав платы за коммунальные услуги входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, теплоснабжение. Между рядом управляющих компаний и ООО «Вяткасвязьсервис» заключены договоры, в соответствии с которыми расходы по приёму платежей от населения уже включены в плату населения за содержание и ремонт общего имущества, тарифы на отопление, горячее холодное водоснабжение и водоотведение. Поэтому установление дополнительной платы за прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги незаконно.
Представитель ответчика пояснил, что ООО «Вяткасвязьсервис» принимает платежи от населения на основании договора с АКБ «Вятка-банк», по условиям которого банк поручает ООО «Вяткасвязьсервис» принимать платежи от населения, в т.ч. за жилищно-коммунальные услуги. Принятые денежные средства перечисляются в АКБ «Вятка-Банк», а уже затем непосредственно получателю платежа.
Далее представитель ООО «Вяткасвязьсервис» уточнил, что тарифы на услуги ЖКХ регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В ст. 1 данного закона указано, что Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. ООО «Вяткасвязьсервис» не является организацией коммунального комплекса. ООО «Вяткасвязьсервис» оказывает услуги по приему платежей от населения. Установленная сумма в размере 5 рублей за приём платежей включает в себя определенную работу – приём денежных средств, заполнение и обработка квитанций, передача информации о платежах. В банках комиссия за приём платежей от населения составляет от 3 до 8 % от суммы принятого платежа, тогда как фиксированный сервисный сбор ООО «Вяткасвязьсервис» составляет менее 1 % от суммы платежа.
С целью уточнения доли ООО «Вяткасвязьсервис»  на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г. Кирова, рассмотрение дела было отложено до 24.06.2009 г.
Письмом ООО «Вяткасвязьсервис» от 23.06.2009 г. № 01-12/375 заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью представителя ответчика по уважительным причинам явиться на заседание комиссии, назначенное на 24.06.2009 г., в указанное время. Рассмотрение дела было отложено до 06.07.2009 г.
На заседании комиссии 06.07.2009 г., представитель ответчика сообщил, что компанией TomGarret было проведено маркетинговое исследование, с целью получения данных о доле ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке приема платежей за жилищно-коммунальные услуги в г. Кирове. В качестве метода исследования был выбран телефонный опрос. По результатам исследования установлено, что доля ООО «Вяткасвязьсервис» на рассматриваемом рынке составляет 9,6 %. Согласно п.1 подраздела 2.3.1. «Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке», утвержденные приказом ГКАП РФ от 3.06.1994 г. № 67, если барьеры вхождения на рынок отсутствуют или они низкие, то хозяйствующий субъект даже с большой долей рынка может не обладать способностью воздействовать на конкуренцию. ООО «Вяткасвязьсервис» не оказывает влияние на общие условия обращения товара, не может устранить и никогда не устраняло других хозяйствующих субъектов с данного рынка, также не может затруднять доступ на данный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
 
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.10.1996 г. регистрационно-лицензионной палатой г. Кирова было зарегистрировано ООО «Вятка-пейдж». В соответствии с п. 1.1 действующего Устава ООО «Вяткасвязьсервис» от 05.07.2007 г. № 3, 19 января 2006 г. советом директоров единственного участника ООО «Вятка-пейдж» - ОАО «ВолгаТелеком», утвержден Устав Общества в новой редакции, которым изменено наименование ООО «Вятка-пейдж» на ООО «Вяткасвязьсервис». Согласно Уставу, учредителем и единственным участником ООО «Вяткасвязьсервис» является ООО «ФинИнвест».
 В соответствии с пп. 4.1, 4.2 Устава, ООО «Вяткасвязьсервис» является коммерческой организацией, основными видами деятельности которого являются: прием платежей от физических и юридических лиц, производство, ремонт и сбыт УКВ – радиоприемников, оказание услуг по доставке счетов и вручений, посредническая и торгово-закупочная деятельность. В границах г. Кирова расположено 29 пунктов приема платежей и сервисного обслуживания ООО «Вяткасвязьсервис», в т.ч. в Нововятском районе, в п.Лянгасово, в п.Костино, в п.Радужный.  
Между АКБ ОАО «Вятка-банк» и ООО «Вяткасвязьсервис» заключен агентский договор о приеме наличных денежных средств от 09.11.2007 г. № 1/902, в соответствии с которым ООО «Вяткасвязьсервис» по поручению банка и за его счет, но от своего имени осуществляет прием платежей в кассах своих пунктов приема платежей, также выполняет обработку и передачу МУ УЖХ данных о платежах в соответствии с порядком, установленным договором от 06.11.2007 г.   № 07/2020 о переводе денежных средств, заключенным между ОАО «Вятка-банк» и МУ УЖХ. Согласно п. 10 Договора, он вступает в действие с момента подписания и действует в течении неопределенного периода времени. В соответствии с условиями данного договора, вознаграждение ООО «Вяткасвязьсервис» составляет 1,78 % от суммы каждого платежа.
Между ОАО «ВолгаТелеком» и ООО «Вяткасвязьсервис» заключен договор на прием платежей за услуги электросвязи от 01.09.2006 г., в соответствии с которым ООО «Вяткасвязьсервис» берет на себя обязательство за вознаграждение от своего имени принимать в своих пунктах приема платежей по счетам, выставляемым ОАО «ВолгаТелеком», денежные средства от физических лиц с последующим перечислением их на расчетный счет ОАО «ВолгаТелеком». Согласно п. 6.1 Договора, его срок действия установлен с момента подписания до 31.12.2009 г. В соответствии с приложением № 3 к договору, за исполнение ООО «Вяткасвязьсервис» обязательств по договору, ОАО «ВолгаТелеком» выплачивает вознаграждение в размере 1 % от суммы принятых за отчетный период (месяц) платежей.
Таким образом, в соответствии с заключёнными договорами, ООО «Вяткасвязьсервис» получает денежное вознаграждение за оказание услуг по приему платежей от населения и обработку данных о платежах за жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи.
Между МУ УЖХ и рядом кредитных учреждений заключены договоры об оказании услуг по приему платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Согласно данным договорам, банки обязуются осуществлять через свои офисы прием платежей от населения за жилищные и коммунальные услуги. Договорами установлены вознаграждения банков за прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги в следующих размерах:
-  по условиям договора от 01.06.2005 г. № 7-2005/05-818, заключенного между КБ «Хлынов» и МУ УЖХ, банку уплачивается вознаграждение в размере 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 27.10.2006 г. № 370, заключенного между Сбербанком России и МУ УЖХ, вознаграждение банка установлено в размере 1,85 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 01.10.2005 г. № 7-2005/05-1723, заключенного между КБ «Кольцо Урала» и МУ УЖХ, банку уплачивается вознаграждение в размере 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 09.03.2006 г. № 06/448, заключенного между АКБ «Вятка-банк» и МУ УЖХ, вознаграждение банка составляет 1,5 % от суммы принятых платежей;
- по условиям договора от 16.06.2005 г. № 05/928, заключенного между ОАО «Россельхозбанк» и МУ УЖХ, вознаграждение банка установлено в размере 1,5 % от общей суммы принятых денежных средств.
 Между МУ УЖХ и ФГУП «Почта России» также заключен договор на прием платежей в объектах почтовой связи от населения за квартплату и коммунальные услуги от 12.03.2007 г. № 43-11/1721-2007, по условиям которого комиссионное вознаграждение ФГУП «Почта России» за предоставленные услуги составляет    1,8 % от суммы платежей.
Таким образом, в соответствии с заключёнными договорами, хозяйствующие субъекты получают денежное вознаграждение за оказание услуг по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги. При этом сервисный сбор (комиссия) за прием платежей от граждан не взимается.
5 марта 2009 г. единственным участником ООО «Вяткасвязьсервис» -         ООО «ФинИнвест» принято решение № 1/09 о том, что с 9 марта 2009 г. во всех пунктах приема платежей и сервисного обслуживания ООО «Вяткасвязьсервис» ввести сервисный сбор в размере 5 рублей за каждые обработанную квитанцию или проведенный платеж, при этом пенсионерам по старости предоставить льготу, в виде освобождения от уплаты сервисного сбора, при условии предъявления пенсионного удостоверения.
16.03.2009 г. Департамент ЖКХ Кировской области, в связи с поступлениями многочисленных жалоб от граждан по взимаемому сбору, обратился в Кировское УФАС России с заявлением о проверке обоснованности взимания с населения дополнительной платы за приём платежей.
19.03.2009 г. в антимонополный орган с заявлением обратился гражданин  Костицын Алексей Иванович, который также просил рассмотреть факт законности введения дополнительного сбора за приём платежей.
В своем письме от 10.04.2009 г. № 1502 в адрес Кировского УФАС России МУ УЖХ г. Кирова пояснило, что вознаграждение организациям за сбор платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги оплачиваются за счет средств населения. Затраты по сбору платежей населения включены в плату населения за содержание и ремонт общего имущества, тарифы на отопление, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение.
Таким образом, в тарифы на жилищно-коммунальные услуги уже включены затраты по приему платежей от населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Согласно ст. 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, тарифы на услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию.
Таким образом, цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи подлежат государственному регулированию. Граждане, оплачивая жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи по установленным тарифам, оплачивают в составе тарифов и услуги по сбору платежей.
В соответствии с заключенными договорами об оказании услуг по приему платежей от населения, ООО «Вяткасвязьсервис» получает вознаграждение за услуги по приему денежных средств, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, и при этом взимает сервисный сбор с граждан за каждый произведенный платеж, тогда как затраты по сбору платежей с населения уже включены в тарифы на жилищно-коммунальные услуги и услуги общедоступной электросвязи, регулируемые государством.
Следовательно, ООО «Вяткасвязьсервис» необоснованно взимает с граждан денежные средства сверх установленных тарифов за данные услуги, тем самым ущемляет их интересы.
Согласно договорам об оказании услуг по приему платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги заключенные с МУ УЖХ, другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие прием платежей от граждан за данные услуги, получают только вознаграждение с получателя платежа и дополнительную плату за произведенный платеж с граждан не взимают.
 Письмом от 29.04.2009 г. № R128-01-16 в адрес Прокуратуры Первомайского района г. Кирова, Региональная служба по тарифам Кировской области сообщила, что при наличии у хозяйствующего субъекта, осуществляющего прием платежей, заключенных договоров о приеме денежных средств от граждан, расходы, связанные с учетом и приемом платежей, включаются в состав услуг по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома. При этом, уровень расходов на оплату работ по приему платежей от населения является предметом договорных отношений. При наличии соответствующих договоров взимание дополнительного сбора с граждан в пунктах по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги неправомерно.   
  В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС от 25 апреля 2006 г. № 108 (далее Приказ), Кировским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи.
По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет (имеется в материалах дела) и  установлено, что доля ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г.Кирова составляет более 50 %.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Следовательно, ООО «Вяткасвязьсервис» на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, в границах г. Кирова занимает доминирующее положение с долей более 50 %.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещаются действия, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
ООО «Вяткасвязьсервис», доминируя на рынке услуг по приему денежных средств от населения, поступающих в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг и услуг общедоступной электросвязи, и взимая денежные средства с населения при приеме платежей сверх установленных тарифов, нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что имеет своим результатом ущемление интересов граждан.
В соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать в действиях ООО «Вяткасвязьсервис» факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во взимании с населения при приеме платежей за услуги, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, денежных средств сверх установленных тарифов, что имеет своим результатом ущемление интересов граждан.
2. Выдать ООО «Вяткасвязьсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела начальнику отдела финансовых рынков и рекламы Созиновой А.И. для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31. КоАП РФ в отношении юридического лица -       ООО «Вяткасвязьсервис» и должностного лица – Добрыниной Т.Г.
 
 
Председатель Комиссии                                                                           М.Л. Никонова                        
 
Члены комиссии                                                                             А.И.Созинова
 
                                                                                                                        Г.Ш.Головина
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 1 [name] => естественные монополии [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-28 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-28 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322135252 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )