Решение и предписание по делу № 105 по признакам нарушения КПК «Прогресс» ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006

Номер дела: 105
Дата публикации: 31 июля 2012, 11:52

от "30" июля 2012 г.                                                                                              г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 105

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – руководителя управления и членов Комиссии – <...>. – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

<...> – Председателя Правления КПК «Прогресс»;

протокол вел <...> – ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 105 по признакам нарушения КПК «Прогресс» (<...>) ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило обращение физического лица о нарушении рекламного законодательства при размещении в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru баннера с рекламой следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058».

Заявитель считает, что указанная рекламная информация является недостоверной и вводит потребителей в заблуждение, так как займы выдаются под 40% годовых, а сбережения принимаются под 13% годовых, кроме того, чтобы воспользоваться услугами кооператива, необходимо вступить в его члены.

Учитывая тот факт, что рассматриваемая реклама содержала признаки нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение которых несет рекламодатель, в отношении КПК «Прогресс» было возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела представитель КПК «Прогресс» нарушение законодательства о рекламе признала, пояснила, что оно произошло по незнанию законодательства, информация о приеме сбережений под 20% годовых соответствует действительности. В настоящий момент баннер в сети Интернет не размещается.

Изучив имеющиеся материалы и выслушав доводы представителя лица в действиях которого содержаться признаки нарушения рекламного законодательства, Комиссия установила, что КПК «Прогресс» нарушил ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не подтвердилось, так как информация о приеме личных сбережений от населения под 20% годовых является достоверной.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

Статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ кредитные потребительские кооперативы отнесены к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные потребительские кооперативы не вправе выдавать займы и привлекать денежные средства у лиц, не являющихся членами кооператива.

Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

Отсутствие в рекламном баннере информации о том, что КПК «Прогресс» принимает личные сбережения и выдает займы только членам кооператива, способно ввести потребителей в заблуждение относительно возможности воспользоваться рекламируемой услугой, что является нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама КПК «Прогресс» содержит одно из существенных условий – процентную ставку, которая выплачивается на привлеченные личные сбережения, а именно 20% годовых. Отсутствие в рекламе других существенных условий, таких как: срок и сумма вклада, возможность частичного снятия и пополнения денежных средств и др., способно ввести потребителей в заблуждение относительно реальной стоимости услуги, соответственно является нарушением как ч. 7 ст. 5, так и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Учитывая изложенное, вышеуказанная реклама размещена с нарушением ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые согласно ст. 38 Закона несет рекламодатель.

Рекламодателем в данном случае является КПК «Прогресс», поэтому нарушение действующего рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая то, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение прекращения нарушения, Комиссия решила выдать КПК «Прогресс» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом КПК «Прогресс» является Председатель Правления <...>, которая осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива и несет ответственность за нарушение действующего законодательства.

Комиссия считает необходимым привлечь Председателя Правления КПК «Прогресс» <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

   1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать КПК «Прогресс» нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. КПК «Прогресс» выдать  предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении Председателя Правления КПК «Прогресс» <...>.

 

Решение изготовлено в полном объеме 30 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

от "30" июля 2012г.                                                                                                         № 52

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <...> и членов Комиссии – <...>, на основании своего решения от 30 июля 2012 г. по делу № 105 по нарушению КПК «Прогресс» (613118, Кировская область, Слободской район, д. Шихово, ул. Центральная, 1-5) ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006,           

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

КПК «Прогресс» в пятидневный срок с момента получения предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:

Прекратить распространение в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru баннера с рекламой следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», так как в ней: отсутствует указание на доступность услуг только для членов кооператива; указывается одно из существенных условий приема личных сбережений и не сообщаются другие условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы. 

Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 15.08.2012 года.

 

В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

stdClass Object ( [vid] => 7789 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 105 по признакам нарушения КПК «Прогресс» ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7789 [type] => solution [language] => ru [created] => 1347004456 [changed] => 1391263990 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391263990 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

от "30" июля 2012 г.                                                                                              г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 105

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – руководителя управления и членов Комиссии – <...>. – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

<...> – Председателя Правления КПК «Прогресс»;

протокол вел <...> – ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 105 по признакам нарушения КПК «Прогресс» (<...>) ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило обращение физического лица о нарушении рекламного законодательства при размещении в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru баннера с рекламой следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058».

Заявитель считает, что указанная рекламная информация является недостоверной и вводит потребителей в заблуждение, так как займы выдаются под 40% годовых, а сбережения принимаются под 13% годовых, кроме того, чтобы воспользоваться услугами кооператива, необходимо вступить в его члены.

Учитывая тот факт, что рассматриваемая реклама содержала признаки нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение которых несет рекламодатель, в отношении КПК «Прогресс» было возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела представитель КПК «Прогресс» нарушение законодательства о рекламе признала, пояснила, что оно произошло по незнанию законодательства, информация о приеме сбережений под 20% годовых соответствует действительности. В настоящий момент баннер в сети Интернет не размещается.

Изучив имеющиеся материалы и выслушав доводы представителя лица в действиях которого содержаться признаки нарушения рекламного законодательства, Комиссия установила, что КПК «Прогресс» нарушил ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не подтвердилось, так как информация о приеме личных сбережений от населения под 20% годовых является достоверной.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

Статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ кредитные потребительские кооперативы отнесены к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные потребительские кооперативы не вправе выдавать займы и привлекать денежные средства у лиц, не являющихся членами кооператива.

Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

Отсутствие в рекламном баннере информации о том, что КПК «Прогресс» принимает личные сбережения и выдает займы только членам кооператива, способно ввести потребителей в заблуждение относительно возможности воспользоваться рекламируемой услугой, что является нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама КПК «Прогресс» содержит одно из существенных условий – процентную ставку, которая выплачивается на привлеченные личные сбережения, а именно 20% годовых. Отсутствие в рекламе других существенных условий, таких как: срок и сумма вклада, возможность частичного снятия и пополнения денежных средств и др., способно ввести потребителей в заблуждение относительно реальной стоимости услуги, соответственно является нарушением как ч. 7 ст. 5, так и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Учитывая изложенное, вышеуказанная реклама размещена с нарушением ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые согласно ст. 38 Закона несет рекламодатель.

Рекламодателем в данном случае является КПК «Прогресс», поэтому нарушение действующего рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая то, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение прекращения нарушения, Комиссия решила выдать КПК «Прогресс» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом КПК «Прогресс» является Председатель Правления <...>, которая осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива и несет ответственность за нарушение действующего законодательства.

Комиссия считает необходимым привлечь Председателя Правления КПК «Прогресс» <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

   1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать КПК «Прогресс» нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. КПК «Прогресс» выдать  предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении Председателя Правления КПК «Прогресс» <...>.

 

Решение изготовлено в полном объеме 30 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

от "30" июля 2012г.                                                                                                         № 52

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <...> и членов Комиссии – <...>, на основании своего решения от 30 июля 2012 г. по делу № 105 по нарушению КПК «Прогресс» (613118, Кировская область, Слободской район, д. Шихово, ул. Центральная, 1-5) ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006,           

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

КПК «Прогресс» в пятидневный срок с момента получения предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:

Прекратить распространение в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru баннера с рекламой следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», так как в ней: отсутствует указание на доступность услуг только для членов кооператива; указывается одно из существенных условий приема личных сбережений и не сообщаются другие условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы. 

Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 15.08.2012 года.

 

В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

от "30" июля 2012 г.                                                                                              г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 105

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – руководителя управления и членов Комиссии – <...>. – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

<...> – Председателя Правления КПК «Прогресс»;

протокол вел <...> – ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 105 по признакам нарушения КПК «Прогресс» (<...>) ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило обращение физического лица о нарушении рекламного законодательства при размещении в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru баннера с рекламой следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058».

Заявитель считает, что указанная рекламная информация является недостоверной и вводит потребителей в заблуждение, так как займы выдаются под 40% годовых, а сбережения принимаются под 13% годовых, кроме того, чтобы воспользоваться услугами кооператива, необходимо вступить в его члены.

Учитывая тот факт, что рассматриваемая реклама содержала признаки нарушения п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение которых несет рекламодатель, в отношении КПК «Прогресс» было возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела представитель КПК «Прогресс» нарушение законодательства о рекламе признала, пояснила, что оно произошло по незнанию законодательства, информация о приеме сбережений под 20% годовых соответствует действительности. В настоящий момент баннер в сети Интернет не размещается.

Изучив имеющиеся материалы и выслушав доводы представителя лица в действиях которого содержаться признаки нарушения рекламного законодательства, Комиссия установила, что КПК «Прогресс» нарушил ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». Факт нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не подтвердилось, так как информация о приеме личных сбережений от населения под 20% годовых является достоверной.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

Статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ кредитные потребительские кооперативы отнесены к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитные потребительские кооперативы не вправе выдавать займы и привлекать денежные средства у лиц, не являющихся членами кооператива.

Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

Отсутствие в рекламном баннере информации о том, что КПК «Прогресс» принимает личные сбережения и выдает займы только членам кооператива, способно ввести потребителей в заблуждение относительно возможности воспользоваться рекламируемой услугой, что является нарушением ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама КПК «Прогресс» содержит одно из существенных условий – процентную ставку, которая выплачивается на привлеченные личные сбережения, а именно 20% годовых. Отсутствие в рекламе других существенных условий, таких как: срок и сумма вклада, возможность частичного снятия и пополнения денежных средств и др., способно ввести потребителей в заблуждение относительно реальной стоимости услуги, соответственно является нарушением как ч. 7 ст. 5, так и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Учитывая изложенное, вышеуказанная реклама размещена с нарушением ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которые согласно ст. 38 Закона несет рекламодатель.

Рекламодателем в данном случае является КПК «Прогресс», поэтому нарушение действующего рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая то, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение прекращения нарушения, Комиссия решила выдать КПК «Прогресс» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом КПК «Прогресс» является Председатель Правления <...>, которая осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива и несет ответственность за нарушение действующего законодательства.

Комиссия считает необходимым привлечь Председателя Правления КПК «Прогресс» <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

   1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать КПК «Прогресс» нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. КПК «Прогресс» выдать  предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении Председателя Правления КПК «Прогресс» <...>.

 

Решение изготовлено в полном объеме 30 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

от "30" июля 2012г.                                                                                                         № 52

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <...> и членов Комиссии – <...>, на основании своего решения от 30 июля 2012 г. по делу № 105 по нарушению КПК «Прогресс» (613118, Кировская область, Слободской район, д. Шихово, ул. Центральная, 1-5) ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006,           

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

КПК «Прогресс» в пятидневный срок с момента получения предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:

Прекратить распространение в сети Интернет по адресу: www.progorod43.ru баннера с рекламой следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «ПРОГРЕСС». Ниже слово «прогресс» расположено в треугольнике. Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых». Далее информация «Принимаем личные сбережения от населения под 20% годовых» меняется на «Выдаем займы». Далее информация «Выдаем займы» меняется на «Телефон: 470-143, 644-058», так как в ней: отсутствует указание на доступность услуг только для членов кооператива; указывается одно из существенных условий приема личных сбережений и не сообщаются другие условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы. 

Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 15.08.2012 года.

 

В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 105 [format] => [safe_value] => 105 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-31 07:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-30 07:52:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1347004456 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )