Решение по делу № 119 по признакам нарушения Вятскополянской районной Думой Кировской области статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

Номер дела: 119
Дата публикации: 27 сентября 2012, 17:53

от "5" сентября 2012 г.                                                                                     г. Киров

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <.....> – руководителя управления и членов Комиссии – <.....> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <.....> – ведущего специалиста-эксперта  отдела финансовых рынков и рекламы, 

в отсутствие представителей Вятскополянской районной Думы Кировской области - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

протокол вела <.....>  –   специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

            рассмотрев дело № 119, возбужденное в отношении Вятскополянской районной Думы Кировской области, по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту утверждения  решением от 13 июня 2007 г. № 31 Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), которое противоречит статье 19 Федерального закона от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту Закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении надзора за соблюдением рекламного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области были проанализированы нормативные акты, регулирующие процедуру установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район Кировской области.

Установлено, что решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31 утверждено Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение).

Как указано в самом решении, данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2006 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и Уставом Вятскополянского района.

Однако, отдельные его положения противоречат требованиям Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), в том числе статье 19 Закона.

В разделе 2 пункт 2.3.6 «рекламные конструкции должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы».

Часть 2 статьи 19 Закона «О рекламе» в редакции Федерального закона от 21.07.2007 № 193-ФЗ дополнена «социальной рекламой».

В разделе 3 «Порядок размещения рекламных конструкций»:

- п. 3.2.2. предусматривает, что к заявлению прилагаются: «...эскиз изображения, размещаемого на информационном поле (3-5 вариантов).

При этом:

-  в части 12 статьи 19 Закона «О рекламе» предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского не вправе требовать документы, которые не указаны в ч. 11 ст. 19, а также документы и сведения, которые не относятся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции;

- п. 3.6. предусматривает, что «решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на распространение рекламных конструкций принимается в течение двух месяцев со дня регистрации заявления по результатам согласований рекламных конструкций с уполномоченными органами.

Данная норма противоречит положениям ч. 13 и 14 ст. 19 Закона «О рекламе», так как решение о выдаче или об отказе в его выдаче должно быть направлено заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов, к которым не относятся согласования рекламных конструкций с уполномоченными органами.

- п. 3.8 «разрешение на установку рекламной конструкции выдается сроком до пяти лет, если собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо организациями, согласовавшими Паспорт рекламного места, не определен меньший срок размещения рекламной конструкции».

Эта норма противоречит части 5 статьи 19 Закона, так как договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатации временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. И ни чем не предусмотрено, что организации, согласовавшие Паспорт рекламного места, могут каким-то образом влиять на срок договора.

- п. 3.10  предусматривает процедуру переоформление разрешения либо оформление его на новый срок в связи с окончанием срока действия.

Переоформление разрешения на установку рекламной конструкции не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, не учитывается та ситуация, когда договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов.

Раздел 4 «Органы, осуществляющие рекламную деятельность и контроль за выполнением требований настоящего положения». Неправомерно название самого раздела, так как не допускается совмещение вышеуказанных функций. 

- в п. 4.1.2 указано, что Управление земельно-имущественных отношений администрации района «…заключает договор аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, необходимый для размещения рекламной конструкции».

В данной части пункт противоречит общим требованиям статьи 19 Закона «О рекламе», которой не предусмотрено заключение подобных договоров.

По данному вопросу Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в своем Постановлении от 12 апреля 2011 г. № 15248/10 указал, что согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.

В таком случае отсутствуют основания для вывода о том, что земельный участок, на котором установлена рекламная конструкция и который относится к землям (территориям) общего пользования, может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Требованиям статьи 19 Закона «О рекламе» обусловлено заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии с которым собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, посредством этого договора должен урегулировать основание и порядок пользования объектом недвижимости (земельным участком, зданием или иным недвижимым имуществом) в целях размещения рекламы (ч. 5 ст. 19 Закона «О рекламе»).

- в п. 4.2.1 предусмотрено, что отдел строительства, архитектуры и благоустройства администрации района «осуществляет контроль за соблюдением рекламопроизводителями и рекламораспространителями градостроительных норм и правил, соответствием рекламных конструкций установленным техническим условиям и эстетическим требованиям в пределах своей компетенции».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», которой определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Таким образом, данные понятия используются применительно к отношениям, возникающим в процессе изготовления, размещения и распространения рекламы, а не самого рекламного носителя.

При этом  частью 1 статьи 19 Закона закреплено понятие «владелец рекламной конструкции» (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

- п. 4.2.2, согласно которому Управление земельно-имущественных отношений администрации района прекращает договорные обязательства на право размещения рекламных конструкций с организациями, грубо нарушающими условия договора и настоящее Положение,  не соотносится с нормами статьи 19 Закона, а именно: частью 5, когда администрация не является стороной по договору; частью 9, согласно которой рекламная конструкция устанавливается на основании разрешения органа местного самоуправления, а об аннулировании разрешения или признании его недействительным в Положении не прописано.

Раздел 5 «Ответственность за нарушение Положения»

- п. 5.3 и 5.4 не соответствуют общим нормам рекламного законодательства, согласно пояснению, данному выше к п. 4.2.1 Положения;

-  п. 5.6 и 5.7 так же не соответствуют положениям статьи 19 Закона «О рекламе», так как данной нормой не предусмотрено устранение нарушения, в том числе последующее получение разрешительных документов, в случае истечения срока договора, самовольного установления рекламной конструкции, несоответствие ее вида нормам благоустройства;

- п. 5.8 не соответствует части 15 статьи 19 Закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, принятое Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, не соответствуют требованиям рекламного законодательства, поэтому в отношении Вятскополянской районной Думы Кировской области было возбуждено производство по делу.

     

На заседание Комиссии, назначенное на 5 сентября 2012 года в 15 часов, Вятскополянская районная Дума Кировской области, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, письменно пояснила следующее.

Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), утвержденное решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31, действительно не соответствует требованиям рекламного законодательства вследствие несвоевременного отслеживания соответствующих изменений.

В настоящее время разрабатывается план мероприятий по устранению содержащихся в Положении нарушений, в соответствии с которым вопросы по внесению необходимых изменений будут рассмотрены на очередном заседании районной Думы, которое состоится в третьей декаде октября.

 

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что нормативный акт – Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), утвержденное решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31, противоречит требованиям статьи 19 Закона «О рекламе».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), было утверждено решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31. На указанный период действовала редакция Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г с изменениями и дополнениями от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 09.02.2007 № 18-ФЗ, от 12.04.2007 № 48-ФЗ. В период действия Положения был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 № 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе». Отдельные положения данного Закона вступили в действие с 25.07.2007 г., другие, в основном связанные с заключением на основе торгов  договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, с 1 июля 2008 года. Позднее в данную статью вносились изменения в часть 5 и 11  Федеральными законами № 228-ФЗ от 27.09.2009 и № 169-ФЗ от 01.07.2011 года.

Принятое в июне 2007 года  Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, не соответствует действующему рекламному законодательству, а именно, в части пунктов: 2.3.6, 3.2.2, 3.6, 3.8, 3.10, 4.1.2,4.2.1, 4.2.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8, и Дума не обеспечила своевременное внесение в них изменений с целью обеспечения соблюдения законодательства о рекламе.

Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине Вятскополянской районной Думы Кировской области, поэтому Комиссия считает необходимо выдать ей предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать не соответствующим законодательству Российской Федерации о рекламе Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, утвержденное решением Вятскополянской районной Думы №  31 от 13 июня 2007 года, в части пунктов 2.3.6, 3.2.2, 3.6, 3.8, 3.10, 4.1.2,4.2.1, 4.2.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8, поскольку они противоречат статье 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать Вятскополянской районной Думе предписание об изменении Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, утвержденного решением Вятскополянской районной Думы №  31 от 13 июня 2007 года

 

Решение изготовлено в полном объеме  6 сентября 2012 года.

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 7830 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 119 по признакам нарушения Вятскополянской районной Думой Кировской области статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7835 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348754258 [changed] => 1391252173 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391252173 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

от "5" сентября 2012 г.                                                                                     г. Киров

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <.....> – руководителя управления и членов Комиссии – <.....> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <.....> – ведущего специалиста-эксперта  отдела финансовых рынков и рекламы, 

в отсутствие представителей Вятскополянской районной Думы Кировской области - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

протокол вела <.....>  –   специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

            рассмотрев дело № 119, возбужденное в отношении Вятскополянской районной Думы Кировской области, по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту утверждения  решением от 13 июня 2007 г. № 31 Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), которое противоречит статье 19 Федерального закона от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту Закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении надзора за соблюдением рекламного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области были проанализированы нормативные акты, регулирующие процедуру установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район Кировской области.

Установлено, что решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31 утверждено Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение).

Как указано в самом решении, данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2006 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и Уставом Вятскополянского района.

Однако, отдельные его положения противоречат требованиям Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), в том числе статье 19 Закона.

В разделе 2 пункт 2.3.6 «рекламные конструкции должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы».

Часть 2 статьи 19 Закона «О рекламе» в редакции Федерального закона от 21.07.2007 № 193-ФЗ дополнена «социальной рекламой».

В разделе 3 «Порядок размещения рекламных конструкций»:

- п. 3.2.2. предусматривает, что к заявлению прилагаются: «...эскиз изображения, размещаемого на информационном поле (3-5 вариантов).

При этом:

-  в части 12 статьи 19 Закона «О рекламе» предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского не вправе требовать документы, которые не указаны в ч. 11 ст. 19, а также документы и сведения, которые не относятся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции;

- п. 3.6. предусматривает, что «решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на распространение рекламных конструкций принимается в течение двух месяцев со дня регистрации заявления по результатам согласований рекламных конструкций с уполномоченными органами.

Данная норма противоречит положениям ч. 13 и 14 ст. 19 Закона «О рекламе», так как решение о выдаче или об отказе в его выдаче должно быть направлено заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов, к которым не относятся согласования рекламных конструкций с уполномоченными органами.

- п. 3.8 «разрешение на установку рекламной конструкции выдается сроком до пяти лет, если собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо организациями, согласовавшими Паспорт рекламного места, не определен меньший срок размещения рекламной конструкции».

Эта норма противоречит части 5 статьи 19 Закона, так как договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатации временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. И ни чем не предусмотрено, что организации, согласовавшие Паспорт рекламного места, могут каким-то образом влиять на срок договора.

- п. 3.10  предусматривает процедуру переоформление разрешения либо оформление его на новый срок в связи с окончанием срока действия.

Переоформление разрешения на установку рекламной конструкции не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, не учитывается та ситуация, когда договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов.

Раздел 4 «Органы, осуществляющие рекламную деятельность и контроль за выполнением требований настоящего положения». Неправомерно название самого раздела, так как не допускается совмещение вышеуказанных функций. 

- в п. 4.1.2 указано, что Управление земельно-имущественных отношений администрации района «…заключает договор аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, необходимый для размещения рекламной конструкции».

В данной части пункт противоречит общим требованиям статьи 19 Закона «О рекламе», которой не предусмотрено заключение подобных договоров.

По данному вопросу Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в своем Постановлении от 12 апреля 2011 г. № 15248/10 указал, что согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.

В таком случае отсутствуют основания для вывода о том, что земельный участок, на котором установлена рекламная конструкция и который относится к землям (территориям) общего пользования, может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Требованиям статьи 19 Закона «О рекламе» обусловлено заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии с которым собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, посредством этого договора должен урегулировать основание и порядок пользования объектом недвижимости (земельным участком, зданием или иным недвижимым имуществом) в целях размещения рекламы (ч. 5 ст. 19 Закона «О рекламе»).

- в п. 4.2.1 предусмотрено, что отдел строительства, архитектуры и благоустройства администрации района «осуществляет контроль за соблюдением рекламопроизводителями и рекламораспространителями градостроительных норм и правил, соответствием рекламных конструкций установленным техническим условиям и эстетическим требованиям в пределах своей компетенции».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», которой определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Таким образом, данные понятия используются применительно к отношениям, возникающим в процессе изготовления, размещения и распространения рекламы, а не самого рекламного носителя.

При этом  частью 1 статьи 19 Закона закреплено понятие «владелец рекламной конструкции» (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

- п. 4.2.2, согласно которому Управление земельно-имущественных отношений администрации района прекращает договорные обязательства на право размещения рекламных конструкций с организациями, грубо нарушающими условия договора и настоящее Положение,  не соотносится с нормами статьи 19 Закона, а именно: частью 5, когда администрация не является стороной по договору; частью 9, согласно которой рекламная конструкция устанавливается на основании разрешения органа местного самоуправления, а об аннулировании разрешения или признании его недействительным в Положении не прописано.

Раздел 5 «Ответственность за нарушение Положения»

- п. 5.3 и 5.4 не соответствуют общим нормам рекламного законодательства, согласно пояснению, данному выше к п. 4.2.1 Положения;

-  п. 5.6 и 5.7 так же не соответствуют положениям статьи 19 Закона «О рекламе», так как данной нормой не предусмотрено устранение нарушения, в том числе последующее получение разрешительных документов, в случае истечения срока договора, самовольного установления рекламной конструкции, несоответствие ее вида нормам благоустройства;

- п. 5.8 не соответствует части 15 статьи 19 Закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, принятое Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, не соответствуют требованиям рекламного законодательства, поэтому в отношении Вятскополянской районной Думы Кировской области было возбуждено производство по делу.

     

На заседание Комиссии, назначенное на 5 сентября 2012 года в 15 часов, Вятскополянская районная Дума Кировской области, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, письменно пояснила следующее.

Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), утвержденное решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31, действительно не соответствует требованиям рекламного законодательства вследствие несвоевременного отслеживания соответствующих изменений.

В настоящее время разрабатывается план мероприятий по устранению содержащихся в Положении нарушений, в соответствии с которым вопросы по внесению необходимых изменений будут рассмотрены на очередном заседании районной Думы, которое состоится в третьей декаде октября.

 

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что нормативный акт – Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), утвержденное решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31, противоречит требованиям статьи 19 Закона «О рекламе».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), было утверждено решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31. На указанный период действовала редакция Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г с изменениями и дополнениями от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 09.02.2007 № 18-ФЗ, от 12.04.2007 № 48-ФЗ. В период действия Положения был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 № 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе». Отдельные положения данного Закона вступили в действие с 25.07.2007 г., другие, в основном связанные с заключением на основе торгов  договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, с 1 июля 2008 года. Позднее в данную статью вносились изменения в часть 5 и 11  Федеральными законами № 228-ФЗ от 27.09.2009 и № 169-ФЗ от 01.07.2011 года.

Принятое в июне 2007 года  Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, не соответствует действующему рекламному законодательству, а именно, в части пунктов: 2.3.6, 3.2.2, 3.6, 3.8, 3.10, 4.1.2,4.2.1, 4.2.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8, и Дума не обеспечила своевременное внесение в них изменений с целью обеспечения соблюдения законодательства о рекламе.

Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине Вятскополянской районной Думы Кировской области, поэтому Комиссия считает необходимо выдать ей предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать не соответствующим законодательству Российской Федерации о рекламе Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, утвержденное решением Вятскополянской районной Думы №  31 от 13 июня 2007 года, в части пунктов 2.3.6, 3.2.2, 3.6, 3.8, 3.10, 4.1.2,4.2.1, 4.2.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8, поскольку они противоречат статье 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать Вятскополянской районной Думе предписание об изменении Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, утвержденного решением Вятскополянской районной Думы №  31 от 13 июня 2007 года

 

Решение изготовлено в полном объеме  6 сентября 2012 года.

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

от "5" сентября 2012 г.                                                                                     г. Киров

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <.....> – руководителя управления и членов Комиссии – <.....> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <.....> – ведущего специалиста-эксперта  отдела финансовых рынков и рекламы, 

в отсутствие представителей Вятскополянской районной Думы Кировской области - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

протокол вела <.....>  –   специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

            рассмотрев дело № 119, возбужденное в отношении Вятскополянской районной Думы Кировской области, по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе по факту утверждения  решением от 13 июня 2007 г. № 31 Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), которое противоречит статье 19 Федерального закона от  13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту Закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении надзора за соблюдением рекламного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области были проанализированы нормативные акты, регулирующие процедуру установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район Кировской области.

Установлено, что решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31 утверждено Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение).

Как указано в самом решении, данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2006 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и Уставом Вятскополянского района.

Однако, отдельные его положения противоречат требованиям Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), в том числе статье 19 Закона.

В разделе 2 пункт 2.3.6 «рекламные конструкции должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы».

Часть 2 статьи 19 Закона «О рекламе» в редакции Федерального закона от 21.07.2007 № 193-ФЗ дополнена «социальной рекламой».

В разделе 3 «Порядок размещения рекламных конструкций»:

- п. 3.2.2. предусматривает, что к заявлению прилагаются: «...эскиз изображения, размещаемого на информационном поле (3-5 вариантов).

При этом:

-  в части 12 статьи 19 Закона «О рекламе» предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского не вправе требовать документы, которые не указаны в ч. 11 ст. 19, а также документы и сведения, которые не относятся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции;

- п. 3.6. предусматривает, что «решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на распространение рекламных конструкций принимается в течение двух месяцев со дня регистрации заявления по результатам согласований рекламных конструкций с уполномоченными органами.

Данная норма противоречит положениям ч. 13 и 14 ст. 19 Закона «О рекламе», так как решение о выдаче или об отказе в его выдаче должно быть направлено заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов, к которым не относятся согласования рекламных конструкций с уполномоченными органами.

- п. 3.8 «разрешение на установку рекламной конструкции выдается сроком до пяти лет, если собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо организациями, согласовавшими Паспорт рекламного места, не определен меньший срок размещения рекламной конструкции».

Эта норма противоречит части 5 статьи 19 Закона, так как договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатации временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. И ни чем не предусмотрено, что организации, согласовавшие Паспорт рекламного места, могут каким-то образом влиять на срок договора.

- п. 3.10  предусматривает процедуру переоформление разрешения либо оформление его на новый срок в связи с окончанием срока действия.

Переоформление разрешения на установку рекламной конструкции не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, не учитывается та ситуация, когда договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов.

Раздел 4 «Органы, осуществляющие рекламную деятельность и контроль за выполнением требований настоящего положения». Неправомерно название самого раздела, так как не допускается совмещение вышеуказанных функций. 

- в п. 4.1.2 указано, что Управление земельно-имущественных отношений администрации района «…заключает договор аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, необходимый для размещения рекламной конструкции».

В данной части пункт противоречит общим требованиям статьи 19 Закона «О рекламе», которой не предусмотрено заключение подобных договоров.

По данному вопросу Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в своем Постановлении от 12 апреля 2011 г. № 15248/10 указал, что согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.

В таком случае отсутствуют основания для вывода о том, что земельный участок, на котором установлена рекламная конструкция и который относится к землям (территориям) общего пользования, может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Требованиям статьи 19 Закона «О рекламе» обусловлено заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии с которым собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, посредством этого договора должен урегулировать основание и порядок пользования объектом недвижимости (земельным участком, зданием или иным недвижимым имуществом) в целях размещения рекламы (ч. 5 ст. 19 Закона «О рекламе»).

- в п. 4.2.1 предусмотрено, что отдел строительства, архитектуры и благоустройства администрации района «осуществляет контроль за соблюдением рекламопроизводителями и рекламораспространителями градостроительных норм и правил, соответствием рекламных конструкций установленным техническим условиям и эстетическим требованиям в пределах своей компетенции».

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе», которой определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Таким образом, данные понятия используются применительно к отношениям, возникающим в процессе изготовления, размещения и распространения рекламы, а не самого рекламного носителя.

При этом  частью 1 статьи 19 Закона закреплено понятие «владелец рекламной конструкции» (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

- п. 4.2.2, согласно которому Управление земельно-имущественных отношений администрации района прекращает договорные обязательства на право размещения рекламных конструкций с организациями, грубо нарушающими условия договора и настоящее Положение,  не соотносится с нормами статьи 19 Закона, а именно: частью 5, когда администрация не является стороной по договору; частью 9, согласно которой рекламная конструкция устанавливается на основании разрешения органа местного самоуправления, а об аннулировании разрешения или признании его недействительным в Положении не прописано.

Раздел 5 «Ответственность за нарушение Положения»

- п. 5.3 и 5.4 не соответствуют общим нормам рекламного законодательства, согласно пояснению, данному выше к п. 4.2.1 Положения;

-  п. 5.6 и 5.7 так же не соответствуют положениям статьи 19 Закона «О рекламе», так как данной нормой не предусмотрено устранение нарушения, в том числе последующее получение разрешительных документов, в случае истечения срока договора, самовольного установления рекламной конструкции, несоответствие ее вида нормам благоустройства;

- п. 5.8 не соответствует части 15 статьи 19 Закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, принятое Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, не соответствуют требованиям рекламного законодательства, поэтому в отношении Вятскополянской районной Думы Кировской области было возбуждено производство по делу.

     

На заседание Комиссии, назначенное на 5 сентября 2012 года в 15 часов, Вятскополянская районная Дума Кировской области, надлежащим образом извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, письменно пояснила следующее.

Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), утвержденное решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31, действительно не соответствует требованиям рекламного законодательства вследствие несвоевременного отслеживания соответствующих изменений.

В настоящее время разрабатывается план мероприятий по устранению содержащихся в Положении нарушений, в соответствии с которым вопросы по внесению необходимых изменений будут рассмотрены на очередном заседании районной Думы, которое состоится в третьей декаде октября.

 

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что нормативный акт – Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), утвержденное решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31, противоречит требованиям статьи 19 Закона «О рекламе».

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район (далее по тексту - Положение), было утверждено решением Вятскополянской районной Думы Кировской области от 13 июня 2007 г. № 31. На указанный период действовала редакция Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г с изменениями и дополнениями от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 09.02.2007 № 18-ФЗ, от 12.04.2007 № 48-ФЗ. В период действия Положения был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 № 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона «О рекламе». Отдельные положения данного Закона вступили в действие с 25.07.2007 г., другие, в основном связанные с заключением на основе торгов  договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, с 1 июля 2008 года. Позднее в данную статью вносились изменения в часть 5 и 11  Федеральными законами № 228-ФЗ от 27.09.2009 и № 169-ФЗ от 01.07.2011 года.

Принятое в июне 2007 года  Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, не соответствует действующему рекламному законодательству, а именно, в части пунктов: 2.3.6, 3.2.2, 3.6, 3.8, 3.10, 4.1.2,4.2.1, 4.2.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8, и Дума не обеспечила своевременное внесение в них изменений с целью обеспечения соблюдения законодательства о рекламе.

Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине Вятскополянской районной Думы Кировской области, поэтому Комиссия считает необходимо выдать ей предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать не соответствующим законодательству Российской Федерации о рекламе Положение о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, утвержденное решением Вятскополянской районной Думы №  31 от 13 июня 2007 года, в части пунктов 2.3.6, 3.2.2, 3.6, 3.8, 3.10, 4.1.2,4.2.1, 4.2.2, 5.3, 5.4, 5.6, 5.7, 5.8, поскольку они противоречат статье 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать Вятскополянской районной Думе предписание об изменении Положения о порядке размещения рекламных конструкций для распространения наружной рекламы на территории муниципального образования Вятскополянский муниципальный район, утвержденного решением Вятскополянской районной Думы №  31 от 13 июня 2007 года

 

Решение изготовлено в полном объеме  6 сентября 2012 года.

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 119 [format] => [safe_value] => 119 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-27 13:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-27 13:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348754258 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )