Решение по делу №3/03-13 от 21.05.2013

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: Дело № 3/03-13
Дата публикации: 22 мая 2013, 09:58

 « 21 » мая 2013 года                                                                                              № 3/03-13

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.05.2013 года

В полном объеме решение изготовлено 21.05.2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. – руководителя Кировского УФАС;

Членов комиссии:

Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС;

Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта Кировского УФАС;

в присутствии:

  < > – представителя КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», по доверенности;

  < > – представителя КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», по доверенности;

  < > – директора КОГКУ "УГИИ";

  < > – директора КОГУП «Агентство энергосбережения;

  < > – представителя КОГУП «Агентство энергосбережения, по доверенности;

  < > – представителя администрации города Слободского по доверенности;

рассмотрев дело № 3/03-13, по признакам нарушения КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (610001 г. Киров, Октябрьский проспект, 116а) п. 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

29 декабря 2012 года в Кировское УФАС поступила жалоба ОАО «Кировводпроект».

В жалобе указано, что КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» на сайте WWW.gas.ru разместило информацию о проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области».

Заявитель указывает что, в ходе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с протоколом заседания единой комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе с Приложением №15, лучшей была признана заявка на участие в конкурсе ООО «Проектный институт «Мордовпроект», при этом по критерию «Квалификация участников конкурса» ОАО «Кировводпроект»  было присвоено 31,2 балла, ООО «Проектный институт «Мордовпроект» было присвоено 32,0 балла. Считает, что решение КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» о присвоении рейтинга заявкам по критерию «Квалификация участников размещения заказов» нарушают права истца, а так же положения п.13 ст. 28. Закона о размещении заказов.

Приказом руководителя Кировского УФАС от 10.01.2013 года № 3 возбуждено дело № 3/03-13 по признакам нарушения КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области».

Дело №3/03-13 определением от 10.01.2013г. назначено к рассмотрению на 25.02.2013 г., в качестве ответчика по делу привлечено КОГКУ «Управление по газификации», в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «Кировводпроект».

25.01.2013 на заседании комиссии КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» представлена конкурсная документация, а так же пояснения, из которых следует, что в соответствии с ч.1 ст. 9 Закона о размещении заказа под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности государства и государственных заказчиков. Средства инвестора строительства не поступают в качестве источников финансирования КОГКУ «УГИИ»,  о чем свидетельствует конкурсная документация, входящие в ее состав проекты договоров.

Таким образом, действия КОГКУ «УГИИ» должны оцениваться на соответствие требованиям антимонопольного законодательства. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, в том числе присвоение заявкам порядковых номеров по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора производилось конкурсной комиссией на основании и впорядке, установленной конкурсной документацией, а именно п. 15 раздела «Инструкция участникам размещения заказа.  

От представителя ОАО «Кировводпроект» поступило устное ходатайство об отложении рассмотрении дела, в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела.

Определением от 25.01.2013 рассмотрение дела отложено на 18.02.2013 г.

01.02.2013 года КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» представлены копии заявок на участие в конкурсе ООО «Проектный институт Мордовпроект» и ОАО «Кировводпроект».

От представителя ОАО «Кировводпроект» поступило дополнение к жалобе, в которой заявитель указывает на то, что в соответствии с п. 3 конкурсной документации «Источник финансирования» финансирование осуществляется за счет средств инвестора.

Вместе с тем, в соответствии с Распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100, определен перечень объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области на 2012 год», финансируемых за счет кредитных средств, с предоставлением муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году.

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Таким образом, учитывая терминологию вышеуказанных законов, кредитные средства нельзя рассматривать как средства инвестора, поскольку при их использовании кредитором не преследуются инвестиционные цели, следовательно, указание в конкурсной документации «за счет средств инвестора» является не корректным.

Определением от 18.02.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Слободского, Правительство Кировской области,  КОГУП «Агентство энергосбережения». Рассмотрение дела отложено на 15.03.2013 г.

15.03.2013 г на заседании комиссии от представителя Департамента энергетики и газификации Кировской области поступили пояснения, что по объекту «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области» субсидии выделялись администрации города Слободского в 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.02.2012 №140/79 «О распределении и предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на развитие газификации муниципальных образований области в 2012 году», а так же представлены копии ОЦП «Газификация Кировской области» на 2012 г. и перечень объектов ОЦП, финансируемых за счет кредитных средств.

Представителем КОГУП «Агентство энергосбережения» представлены копии: договора инвестирования №И-309(12) от 16 ноября 2012 г. на 3 л., агентского договора №9 от 3 мая 2012 г.

Заслушав пояснения, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующим выводам.

КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» на сайте WWW.gas43.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право  заключения договора на выполнение проектно изыскательских работ по объекту газификации: «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области».

В соответствии п.1 Конкурсной документации, основанием проведения открытого конкурса является Распоряжение Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 «Об определении перечня объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году».

            Конкурсной документацией установлены документы, составляющие конкурсную заявку, а так же установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

   Согласно п. 15 Конкурсной документации по конкурсу №15 (к) пир/инв-1112 оценка предложений будет осуществляться по совокупности следующих критериев:

  1. Цена договора; 2) квалификация участников конкурса.

Значимость критериев:

1) цена договора -60%

2) квалификация участников конкурса – 40%.

 

             На основании протокола заседания единой комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе от 05 декабря 2012 г., заявка ООО «Проектный институт «Мордовпроект» признана лучшей с присвоением первого номера заявки на участие в конкурсе.

            Изучив представленный КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» рабочий протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о прекращении рассмотрении дела в отношении КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» в связи с тем, что в действиях КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» при проведении  конкурса на право заключения договора на выполнение проектно изыскательских работ по объекту газификации: «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

            24 декабря 2012 года по итогам открытого конкурса между КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (далее - заказчик), КОГУП «Агентство энергосбережения» (далее - инвестор) и ООО «Проектный институт «Мордовпроект» (далее - Исполнитель) заключен договор №486(12)ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ.

            В соответствии с п. 1.1 договора, заказчик поручает за счет средств инвестора, а исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению проектно изыскательских работ по объекту: «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области».

            В целях реализации областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 «Об утверждении областной целевой программы «Газификация Кировской области на 2012 год» (далее - программа), распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 определен перечень объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий  из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году» (далее – перечень).

В указанный перечень включен распределительный газопровод в городе Слободском.

Программа определяет механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой.

В соответствии с разделом 5 программы КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" выполняет следующие функции:

проводит конкурсный отбор исполнителей (организаций) на выполнение работ, оказание услуг по реализации мероприятий Программы, финансируемых из областного бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

осуществляет в установленном порядке функции заказчика по проектированию и строительству объектов, включенных в Программу;

осуществляет технический надзор за строительством объектов, включенных в Программу;

заключает договоры на долевое участие населения в строительстве распределительных газопроводов.

КОГУП "Агентство энергосбережения" привлекает кредитные средства для финансирования проектных и строительных работ объектов, включенных в перечень объектов, финансируемых за счет кредитных средств.

Иными функциями КОГУП «Агентство Энергосбережения» указанная программа не наделяет.

3 мая 2012 года между муниципальным образованием «город Слободской» (далее – принципал) и КОГУП «Агентство энергосбережения» (далее – агент) заключен агентский договор №9.

В соответствии с п.1.1 договора, установлено, что указанный договор заключен с целью реализации областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 и распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 «Об определении перечня объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий  из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году».

В соответствии с п. 1.2 договора, принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство совершить от своего имени, но в интересах и за счет принципала юридические и фактические действия, направленные на финансирование строительства, проектирования объектов газификации и выполнение сезонных работ на объектах газификации на территории принципала, а принципал принять выполненное поручение и выплатить агенту вознаграждение, а так же возместить расходы связанные, с выполнением поручения.

Пунктом 1.3. договора под юридическими действиями агента стороны понимают:

- заключение агентом кредитного договора на условиях, определяемых агентом, с кредитной организацией или несколькими кредитными организациями, определяемыми агентом самостоятельно;

- заключение агентом договоров инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ, следующих объектов газификации на территории принципала:  распределительный газопровод в городе Слободском.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 3 Закона о размещении заказов, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Заключение договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ, следующих объектов газификации на территории города Слободской: распределительный газопровод в городе Слободском, относится к вопросом местного значения, таким образом, относится к муниципальной нужде.

Согласно пункту  1 статьи 4 Закона о размещении заказов, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают, соответственно, государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики, далее, именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

КОГУП «Агентство энергосбережения» не является органом местного самоуправления администрации города Слободского, в связи с чем можно сделать вывод, что КОГУП «Агентство энергосбережения» является организацией привлеченной администрацией города Слободского для осуществления функций по размещению муниципального заказа.

В соответствии с ч.1  ст.6 Закона о размещении заказов заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее также - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее также - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание контракта осуществляется заказчиком.

В соответствии с ч. 2 ст.6 Закона о защите конкуренции выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Единый порядок размещения заказов устанавливается, в том числе для расширения возможностей участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

Учитывая, что в соответствии с Агентским договором №9 от 3 мая 2012 года  вознаграждение Агента, превышает 100 тысяч рублей суммы, которой указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У установлен предельный размер расчетов по одной сделке. В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика осуществляется, в том числе на оказание одноименных услуг для государственных нужд в течение одного квартала на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов по одной сделке, такой договор не мог быть заключен с единственным поставщиком.

При этом Закон о размещении заказов не предусматривает передачу функции заказчика по заключению договора (контракта) иному лицу.

В данном случае передача функций администрации муниципального образования город Слободской как муниципального заказчика КОГУП «Агентство Энергосбережение» осуществлена без проведения процедур предусмотренных Законом о размещении заказа.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),  запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

С учетом обстоятельств дела, комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что в действиях администрации города Слободского, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», имеется необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынках деятельности организаций осуществляющих функции по размещении муниципального заказа (специализированная организация), а так же проектирования и строительства на территории муниципального образования «город Слободской» Кировской области, путем наделения КОГУП «Агентство Энергосбережения» правом по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского, то есть функцией по размещению муниципального заказа, без соблюдения требований  Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Доводы КОГУП «Агентство энергосбережения», что агентский договор, заключенный администрацией города Слободского с КОГУП «Агентство Энергосбережения», заключен в рамках ст. 55  Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», отклоняются комиссией как необоснованные.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.55 Закона о размещении заказов возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с механизмом реализации программы, включающий в себя механизм управления программой, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 КОГУП "Агентство энергосбережения" привлекает кредитные средства для финансирования проектных и строительных работ объектов, включенных в перечень объектов, финансируемых за счет кредитных средств.

Иными функциями КОГУП «Агентство Энергосбережения» указанная программа не наделяет.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Прекратить рассмотрение дела в отношении КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре».
  2. Признать в действиях администрации города Слободского факт нарушения  части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженный в наделении КОГУП «Агентство энергосбережение» функцией органа местного самоуправления по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского.

3.         Признать в действиях администрации города Слободского факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженный в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынках деятельности организаций осуществляющих функции по размещении муниципального заказа (специализированная организация), а так же проектирования и строительства на территории Кировской области, путем наделения КОГУП «Агентство Энергосбережения» правом по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского, без соблюдения требований  Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Признать в действиях КОГУП «Агентство энергосбережения» факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженные в совмещении функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского.

5.  Обратиться в суд с требованиями о признании недействительным Агентского договора №9 «3» мая 2012 года, а так же Договора инвестирования №И-309(12) от 16 марта 2012 г.

 

 

Председатель комиссии                                                                                 А.В. Молчанов

 

Члены комиссии                                                                                                А.Г. Рогожкин

 

         Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

stdClass Object ( [vid] => 8336 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №3/03-13 от 21.05.2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8341 [type] => solution [language] => ru [created] => 1369224384 [changed] => 1369224722 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1369224722 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 « 21 » мая 2013 года                                                                                              № 3/03-13

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.05.2013 года

В полном объеме решение изготовлено 21.05.2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. – руководителя Кировского УФАС;

Членов комиссии:

Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС;

Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта Кировского УФАС;

в присутствии:

  < > – представителя КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», по доверенности;

  < > – представителя КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», по доверенности;

  < > – директора КОГКУ "УГИИ";

  < > – директора КОГУП «Агентство энергосбережения;

  < > – представителя КОГУП «Агентство энергосбережения, по доверенности;

  < > – представителя администрации города Слободского по доверенности;

рассмотрев дело № 3/03-13, по признакам нарушения КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (610001 г. Киров, Октябрьский проспект, 116а) п. 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

29 декабря 2012 года в Кировское УФАС поступила жалоба ОАО «Кировводпроект».

В жалобе указано, что КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» на сайте WWW.gas.ru разместило информацию о проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области».

Заявитель указывает что, в ходе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с протоколом заседания единой комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе с Приложением №15, лучшей была признана заявка на участие в конкурсе ООО «Проектный институт «Мордовпроект», при этом по критерию «Квалификация участников конкурса» ОАО «Кировводпроект»  было присвоено 31,2 балла, ООО «Проектный институт «Мордовпроект» было присвоено 32,0 балла. Считает, что решение КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» о присвоении рейтинга заявкам по критерию «Квалификация участников размещения заказов» нарушают права истца, а так же положения п.13 ст. 28. Закона о размещении заказов.

Приказом руководителя Кировского УФАС от 10.01.2013 года № 3 возбуждено дело № 3/03-13 по признакам нарушения КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области».

Дело №3/03-13 определением от 10.01.2013г. назначено к рассмотрению на 25.02.2013 г., в качестве ответчика по делу привлечено КОГКУ «Управление по газификации», в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «Кировводпроект».

25.01.2013 на заседании комиссии КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» представлена конкурсная документация, а так же пояснения, из которых следует, что в соответствии с ч.1 ст. 9 Закона о размещении заказа под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности государства и государственных заказчиков. Средства инвестора строительства не поступают в качестве источников финансирования КОГКУ «УГИИ»,  о чем свидетельствует конкурсная документация, входящие в ее состав проекты договоров.

Таким образом, действия КОГКУ «УГИИ» должны оцениваться на соответствие требованиям антимонопольного законодательства. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, в том числе присвоение заявкам порядковых номеров по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора производилось конкурсной комиссией на основании и впорядке, установленной конкурсной документацией, а именно п. 15 раздела «Инструкция участникам размещения заказа.  

От представителя ОАО «Кировводпроект» поступило устное ходатайство об отложении рассмотрении дела, в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела.

Определением от 25.01.2013 рассмотрение дела отложено на 18.02.2013 г.

01.02.2013 года КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» представлены копии заявок на участие в конкурсе ООО «Проектный институт Мордовпроект» и ОАО «Кировводпроект».

От представителя ОАО «Кировводпроект» поступило дополнение к жалобе, в которой заявитель указывает на то, что в соответствии с п. 3 конкурсной документации «Источник финансирования» финансирование осуществляется за счет средств инвестора.

Вместе с тем, в соответствии с Распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100, определен перечень объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области на 2012 год», финансируемых за счет кредитных средств, с предоставлением муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году.

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Таким образом, учитывая терминологию вышеуказанных законов, кредитные средства нельзя рассматривать как средства инвестора, поскольку при их использовании кредитором не преследуются инвестиционные цели, следовательно, указание в конкурсной документации «за счет средств инвестора» является не корректным.

Определением от 18.02.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Слободского, Правительство Кировской области,  КОГУП «Агентство энергосбережения». Рассмотрение дела отложено на 15.03.2013 г.

15.03.2013 г на заседании комиссии от представителя Департамента энергетики и газификации Кировской области поступили пояснения, что по объекту «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области» субсидии выделялись администрации города Слободского в 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.02.2012 №140/79 «О распределении и предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на развитие газификации муниципальных образований области в 2012 году», а так же представлены копии ОЦП «Газификация Кировской области» на 2012 г. и перечень объектов ОЦП, финансируемых за счет кредитных средств.

Представителем КОГУП «Агентство энергосбережения» представлены копии: договора инвестирования №И-309(12) от 16 ноября 2012 г. на 3 л., агентского договора №9 от 3 мая 2012 г.

Заслушав пояснения, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующим выводам.

КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» на сайте WWW.gas43.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право  заключения договора на выполнение проектно изыскательских работ по объекту газификации: «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области».

В соответствии п.1 Конкурсной документации, основанием проведения открытого конкурса является Распоряжение Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 «Об определении перечня объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году».

            Конкурсной документацией установлены документы, составляющие конкурсную заявку, а так же установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

   Согласно п. 15 Конкурсной документации по конкурсу №15 (к) пир/инв-1112 оценка предложений будет осуществляться по совокупности следующих критериев:

  1. Цена договора; 2) квалификация участников конкурса.

Значимость критериев:

1) цена договора -60%

2) квалификация участников конкурса – 40%.

 

             На основании протокола заседания единой комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе от 05 декабря 2012 г., заявка ООО «Проектный институт «Мордовпроект» признана лучшей с присвоением первого номера заявки на участие в конкурсе.

            Изучив представленный КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» рабочий протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о прекращении рассмотрении дела в отношении КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» в связи с тем, что в действиях КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» при проведении  конкурса на право заключения договора на выполнение проектно изыскательских работ по объекту газификации: «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

            24 декабря 2012 года по итогам открытого конкурса между КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (далее - заказчик), КОГУП «Агентство энергосбережения» (далее - инвестор) и ООО «Проектный институт «Мордовпроект» (далее - Исполнитель) заключен договор №486(12)ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ.

            В соответствии с п. 1.1 договора, заказчик поручает за счет средств инвестора, а исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению проектно изыскательских работ по объекту: «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области».

            В целях реализации областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 «Об утверждении областной целевой программы «Газификация Кировской области на 2012 год» (далее - программа), распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 определен перечень объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий  из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году» (далее – перечень).

В указанный перечень включен распределительный газопровод в городе Слободском.

Программа определяет механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой.

В соответствии с разделом 5 программы КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" выполняет следующие функции:

проводит конкурсный отбор исполнителей (организаций) на выполнение работ, оказание услуг по реализации мероприятий Программы, финансируемых из областного бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

осуществляет в установленном порядке функции заказчика по проектированию и строительству объектов, включенных в Программу;

осуществляет технический надзор за строительством объектов, включенных в Программу;

заключает договоры на долевое участие населения в строительстве распределительных газопроводов.

КОГУП "Агентство энергосбережения" привлекает кредитные средства для финансирования проектных и строительных работ объектов, включенных в перечень объектов, финансируемых за счет кредитных средств.

Иными функциями КОГУП «Агентство Энергосбережения» указанная программа не наделяет.

3 мая 2012 года между муниципальным образованием «город Слободской» (далее – принципал) и КОГУП «Агентство энергосбережения» (далее – агент) заключен агентский договор №9.

В соответствии с п.1.1 договора, установлено, что указанный договор заключен с целью реализации областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 и распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 «Об определении перечня объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий  из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году».

В соответствии с п. 1.2 договора, принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство совершить от своего имени, но в интересах и за счет принципала юридические и фактические действия, направленные на финансирование строительства, проектирования объектов газификации и выполнение сезонных работ на объектах газификации на территории принципала, а принципал принять выполненное поручение и выплатить агенту вознаграждение, а так же возместить расходы связанные, с выполнением поручения.

Пунктом 1.3. договора под юридическими действиями агента стороны понимают:

- заключение агентом кредитного договора на условиях, определяемых агентом, с кредитной организацией или несколькими кредитными организациями, определяемыми агентом самостоятельно;

- заключение агентом договоров инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ, следующих объектов газификации на территории принципала:  распределительный газопровод в городе Слободском.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 3 Закона о размещении заказов, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Заключение договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ, следующих объектов газификации на территории города Слободской: распределительный газопровод в городе Слободском, относится к вопросом местного значения, таким образом, относится к муниципальной нужде.

Согласно пункту  1 статьи 4 Закона о размещении заказов, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают, соответственно, государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики, далее, именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

КОГУП «Агентство энергосбережения» не является органом местного самоуправления администрации города Слободского, в связи с чем можно сделать вывод, что КОГУП «Агентство энергосбережения» является организацией привлеченной администрацией города Слободского для осуществления функций по размещению муниципального заказа.

В соответствии с ч.1  ст.6 Закона о размещении заказов заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее также - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее также - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание контракта осуществляется заказчиком.

В соответствии с ч. 2 ст.6 Закона о защите конкуренции выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Единый порядок размещения заказов устанавливается, в том числе для расширения возможностей участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

Учитывая, что в соответствии с Агентским договором №9 от 3 мая 2012 года  вознаграждение Агента, превышает 100 тысяч рублей суммы, которой указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У установлен предельный размер расчетов по одной сделке. В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика осуществляется, в том числе на оказание одноименных услуг для государственных нужд в течение одного квартала на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов по одной сделке, такой договор не мог быть заключен с единственным поставщиком.

При этом Закон о размещении заказов не предусматривает передачу функции заказчика по заключению договора (контракта) иному лицу.

В данном случае передача функций администрации муниципального образования город Слободской как муниципального заказчика КОГУП «Агентство Энергосбережение» осуществлена без проведения процедур предусмотренных Законом о размещении заказа.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),  запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

С учетом обстоятельств дела, комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что в действиях администрации города Слободского, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», имеется необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынках деятельности организаций осуществляющих функции по размещении муниципального заказа (специализированная организация), а так же проектирования и строительства на территории муниципального образования «город Слободской» Кировской области, путем наделения КОГУП «Агентство Энергосбережения» правом по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского, то есть функцией по размещению муниципального заказа, без соблюдения требований  Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Доводы КОГУП «Агентство энергосбережения», что агентский договор, заключенный администрацией города Слободского с КОГУП «Агентство Энергосбережения», заключен в рамках ст. 55  Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», отклоняются комиссией как необоснованные.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.55 Закона о размещении заказов возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с механизмом реализации программы, включающий в себя механизм управления программой, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 КОГУП "Агентство энергосбережения" привлекает кредитные средства для финансирования проектных и строительных работ объектов, включенных в перечень объектов, финансируемых за счет кредитных средств.

Иными функциями КОГУП «Агентство Энергосбережения» указанная программа не наделяет.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Прекратить рассмотрение дела в отношении КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре».
  2. Признать в действиях администрации города Слободского факт нарушения  части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженный в наделении КОГУП «Агентство энергосбережение» функцией органа местного самоуправления по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского.

3.         Признать в действиях администрации города Слободского факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженный в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынках деятельности организаций осуществляющих функции по размещении муниципального заказа (специализированная организация), а так же проектирования и строительства на территории Кировской области, путем наделения КОГУП «Агентство Энергосбережения» правом по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского, без соблюдения требований  Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Признать в действиях КОГУП «Агентство энергосбережения» факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженные в совмещении функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского.

5.  Обратиться в суд с требованиями о признании недействительным Агентского договора №9 «3» мая 2012 года, а так же Договора инвестирования №И-309(12) от 16 марта 2012 г.

 

 

Председатель комиссии                                                                                 А.В. Молчанов

 

Члены комиссии                                                                                                А.Г. Рогожкин

 

         Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 « 21 » мая 2013 года                                                                                              № 3/03-13

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 06.05.2013 года

В полном объеме решение изготовлено 21.05.2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. – руководителя Кировского УФАС;

Членов комиссии:

Рогожкина А.Г. – начальника отдела контроля органов власти Кировского УФАС;

Гуляева Ю.В. – ведущего специалиста-эксперта Кировского УФАС;

в присутствии:

  < > – представителя КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», по доверенности;

  < > – представителя КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре», по доверенности;

  < > – директора КОГКУ "УГИИ";

  < > – директора КОГУП «Агентство энергосбережения;

  < > – представителя КОГУП «Агентство энергосбережения, по доверенности;

  < > – представителя администрации города Слободского по доверенности;

рассмотрев дело № 3/03-13, по признакам нарушения КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (610001 г. Киров, Октябрьский проспект, 116а) п. 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

29 декабря 2012 года в Кировское УФАС поступила жалоба ОАО «Кировводпроект».

В жалобе указано, что КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» на сайте WWW.gas.ru разместило информацию о проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области».

Заявитель указывает что, в ходе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с протоколом заседания единой комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе с Приложением №15, лучшей была признана заявка на участие в конкурсе ООО «Проектный институт «Мордовпроект», при этом по критерию «Квалификация участников конкурса» ОАО «Кировводпроект»  было присвоено 31,2 балла, ООО «Проектный институт «Мордовпроект» было присвоено 32,0 балла. Считает, что решение КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» о присвоении рейтинга заявкам по критерию «Квалификация участников размещения заказов» нарушают права истца, а так же положения п.13 ст. 28. Закона о размещении заказов.

Приказом руководителя Кировского УФАС от 10.01.2013 года № 3 возбуждено дело № 3/03-13 по признакам нарушения КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту газификации «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области».

Дело №3/03-13 определением от 10.01.2013г. назначено к рассмотрению на 25.02.2013 г., в качестве ответчика по делу привлечено КОГКУ «Управление по газификации», в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «Кировводпроект».

25.01.2013 на заседании комиссии КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» представлена конкурсная документация, а так же пояснения, из которых следует, что в соответствии с ч.1 ст. 9 Закона о размещении заказа под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности государства и государственных заказчиков. Средства инвестора строительства не поступают в качестве источников финансирования КОГКУ «УГИИ»,  о чем свидетельствует конкурсная документация, входящие в ее состав проекты договоров.

Таким образом, действия КОГКУ «УГИИ» должны оцениваться на соответствие требованиям антимонопольного законодательства. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, в том числе присвоение заявкам порядковых номеров по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора производилось конкурсной комиссией на основании и впорядке, установленной конкурсной документацией, а именно п. 15 раздела «Инструкция участникам размещения заказа.  

От представителя ОАО «Кировводпроект» поступило устное ходатайство об отложении рассмотрении дела, в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела.

Определением от 25.01.2013 рассмотрение дела отложено на 18.02.2013 г.

01.02.2013 года КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» представлены копии заявок на участие в конкурсе ООО «Проектный институт Мордовпроект» и ОАО «Кировводпроект».

От представителя ОАО «Кировводпроект» поступило дополнение к жалобе, в которой заявитель указывает на то, что в соответствии с п. 3 конкурсной документации «Источник финансирования» финансирование осуществляется за счет средств инвестора.

Вместе с тем, в соответствии с Распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100, определен перечень объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области на 2012 год», финансируемых за счет кредитных средств, с предоставлением муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году.

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Таким образом, учитывая терминологию вышеуказанных законов, кредитные средства нельзя рассматривать как средства инвестора, поскольку при их использовании кредитором не преследуются инвестиционные цели, следовательно, указание в конкурсной документации «за счет средств инвестора» является не корректным.

Определением от 18.02.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Слободского, Правительство Кировской области,  КОГУП «Агентство энергосбережения». Рассмотрение дела отложено на 15.03.2013 г.

15.03.2013 г на заседании комиссии от представителя Департамента энергетики и газификации Кировской области поступили пояснения, что по объекту «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области» субсидии выделялись администрации города Слободского в 2012 году в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.02.2012 №140/79 «О распределении и предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на развитие газификации муниципальных образований области в 2012 году», а так же представлены копии ОЦП «Газификация Кировской области» на 2012 г. и перечень объектов ОЦП, финансируемых за счет кредитных средств.

Представителем КОГУП «Агентство энергосбережения» представлены копии: договора инвестирования №И-309(12) от 16 ноября 2012 г. на 3 л., агентского договора №9 от 3 мая 2012 г.

Заслушав пояснения, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующим выводам.

КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» на сайте WWW.gas43.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право  заключения договора на выполнение проектно изыскательских работ по объекту газификации: «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области».

В соответствии п.1 Конкурсной документации, основанием проведения открытого конкурса является Распоряжение Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 «Об определении перечня объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году».

            Конкурсной документацией установлены документы, составляющие конкурсную заявку, а так же установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

   Согласно п. 15 Конкурсной документации по конкурсу №15 (к) пир/инв-1112 оценка предложений будет осуществляться по совокупности следующих критериев:

  1. Цена договора; 2) квалификация участников конкурса.

Значимость критериев:

1) цена договора -60%

2) квалификация участников конкурса – 40%.

 

             На основании протокола заседания единой комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе от 05 декабря 2012 г., заявка ООО «Проектный институт «Мордовпроект» признана лучшей с присвоением первого номера заявки на участие в конкурсе.

            Изучив представленный КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» рабочий протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о прекращении рассмотрении дела в отношении КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» в связи с тем, что в действиях КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» при проведении  конкурса на право заключения договора на выполнение проектно изыскательских работ по объекту газификации: «Распределительный газопровод в г. Слободском Кировской области» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

            24 декабря 2012 года по итогам открытого конкурса между КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» (далее - заказчик), КОГУП «Агентство энергосбережения» (далее - инвестор) и ООО «Проектный институт «Мордовпроект» (далее - Исполнитель) заключен договор №486(12)ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ.

            В соответствии с п. 1.1 договора, заказчик поручает за счет средств инвестора, а исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению проектно изыскательских работ по объекту: «Распределительный газопровод в городе Слободском Кировской области».

            В целях реализации областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 «Об утверждении областной целевой программы «Газификация Кировской области на 2012 год» (далее - программа), распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 определен перечень объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий  из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году» (далее – перечень).

В указанный перечень включен распределительный газопровод в городе Слободском.

Программа определяет механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой.

В соответствии с разделом 5 программы КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" выполняет следующие функции:

проводит конкурсный отбор исполнителей (организаций) на выполнение работ, оказание услуг по реализации мероприятий Программы, финансируемых из областного бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

осуществляет в установленном порядке функции заказчика по проектированию и строительству объектов, включенных в Программу;

осуществляет технический надзор за строительством объектов, включенных в Программу;

заключает договоры на долевое участие населения в строительстве распределительных газопроводов.

КОГУП "Агентство энергосбережения" привлекает кредитные средства для финансирования проектных и строительных работ объектов, включенных в перечень объектов, финансируемых за счет кредитных средств.

Иными функциями КОГУП «Агентство Энергосбережения» указанная программа не наделяет.

3 мая 2012 года между муниципальным образованием «город Слободской» (далее – принципал) и КОГУП «Агентство энергосбережения» (далее – агент) заключен агентский договор №9.

В соответствии с п.1.1 договора, установлено, что указанный договор заключен с целью реализации областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 и распоряжением Правительства Кировской области от 19.04.2012 г. №100 «Об определении перечня объектов областной целевой программы «Газификация Кировской области» на 2012 год, финансируемых за счет кредитных средств с предоставлением муниципальным образованиям субсидий  из областного бюджета для погашения кредитов в очередном финансовом году».

В соответствии с п. 1.2 договора, принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство совершить от своего имени, но в интересах и за счет принципала юридические и фактические действия, направленные на финансирование строительства, проектирования объектов газификации и выполнение сезонных работ на объектах газификации на территории принципала, а принципал принять выполненное поручение и выплатить агенту вознаграждение, а так же возместить расходы связанные, с выполнением поручения.

Пунктом 1.3. договора под юридическими действиями агента стороны понимают:

- заключение агентом кредитного договора на условиях, определяемых агентом, с кредитной организацией или несколькими кредитными организациями, определяемыми агентом самостоятельно;

- заключение агентом договоров инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ, следующих объектов газификации на территории принципала:  распределительный газопровод в городе Слободском.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 3 Закона о размещении заказов, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Заключение договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ, следующих объектов газификации на территории города Слободской: распределительный газопровод в городе Слободском, относится к вопросом местного значения, таким образом, относится к муниципальной нужде.

Согласно пункту  1 статьи 4 Закона о размещении заказов, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают, соответственно, государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики, далее, именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.

КОГУП «Агентство энергосбережения» не является органом местного самоуправления администрации города Слободского, в связи с чем можно сделать вывод, что КОГУП «Агентство энергосбережения» является организацией привлеченной администрацией города Слободского для осуществления функций по размещению муниципального заказа.

В соответствии с ч.1  ст.6 Закона о размещении заказов заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее также - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее также - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание контракта осуществляется заказчиком.

В соответствии с ч. 2 ст.6 Закона о защите конкуренции выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Единый порядок размещения заказов устанавливается, в том числе для расширения возможностей участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

Учитывая, что в соответствии с Агентским договором №9 от 3 мая 2012 года  вознаграждение Агента, превышает 100 тысяч рублей суммы, которой указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У установлен предельный размер расчетов по одной сделке. В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика осуществляется, в том числе на оказание одноименных услуг для государственных нужд в течение одного квартала на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов по одной сделке, такой договор не мог быть заключен с единственным поставщиком.

При этом Закон о размещении заказов не предусматривает передачу функции заказчика по заключению договора (контракта) иному лицу.

В данном случае передача функций администрации муниципального образования город Слободской как муниципального заказчика КОГУП «Агентство Энергосбережение» осуществлена без проведения процедур предусмотренных Законом о размещении заказа.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия),  запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

С учетом обстоятельств дела, комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что в действиях администрации города Слободского, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», имеется необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынках деятельности организаций осуществляющих функции по размещении муниципального заказа (специализированная организация), а так же проектирования и строительства на территории муниципального образования «город Слободской» Кировской области, путем наделения КОГУП «Агентство Энергосбережения» правом по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского, то есть функцией по размещению муниципального заказа, без соблюдения требований  Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Доводы КОГУП «Агентство энергосбережения», что агентский договор, заключенный администрацией города Слободского с КОГУП «Агентство Энергосбережения», заключен в рамках ст. 55  Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», отклоняются комиссией как необоснованные.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.55 Закона о размещении заказов возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с механизмом реализации программы, включающий в себя механизм управления программой, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 №110/286 КОГУП "Агентство энергосбережения" привлекает кредитные средства для финансирования проектных и строительных работ объектов, включенных в перечень объектов, финансируемых за счет кредитных средств.

Иными функциями КОГУП «Агентство Энергосбережения» указанная программа не наделяет.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Прекратить рассмотрение дела в отношении КОГКУ «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре».
  2. Признать в действиях администрации города Слободского факт нарушения  части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженный в наделении КОГУП «Агентство энергосбережение» функцией органа местного самоуправления по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского.

3.         Признать в действиях администрации города Слободского факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженный в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынках деятельности организаций осуществляющих функции по размещении муниципального заказа (специализированная организация), а так же проектирования и строительства на территории Кировской области, путем наделения КОГУП «Агентство Энергосбережения» правом по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского, без соблюдения требований  Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Признать в действиях КОГУП «Агентство энергосбережения» факт нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженные в совмещении функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления по заключению договора инвестирования строительства, проектирования и выполнения сезонных работ для нужд администрации города Слободского.

5.  Обратиться в суд с требованиями о признании недействительным Агентского договора №9 «3» мая 2012 года, а так же Договора инвестирования №И-309(12) от 16 марта 2012 г.

 

 

Председатель комиссии                                                                                 А.В. Молчанов

 

Члены комиссии                                                                                                А.Г. Рогожкин

 

         Ю.В. Гуляев

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Дело № 3/03-13 [format] => [safe_value] => Дело № 3/03-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-22 05:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-21 11:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1369224384 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )