Решение по делу № 106

Номер дела: № 106
Дата публикации: 30 августа 2013, 09:38

от "20" августа 2013 г.                                                                                                        г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 106

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – зам. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

- <...>– представителя ООО «Ф.Б.Р.» по доверенности № б/н от 20.06.2013 г.; представителя <...> по доверенности № б/н от 20.06.2013 г.;

в отсутствии заявителя – физического лица, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела;

протокол вела <...>– специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 106 по признакам нарушения <.....> ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление физического лица по факту нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламной статьи «Денежный перехват - простая операция!» в газете «PRO Город Киров».

По мнению заявителя, нарушение заключается в следующем:

В газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г. на стр. 21 размещена рекламная статья под названием «Денежный перехват – простая операция!» следующего содержания: «Где средства? В ФБР!... Принципы выдачи денег в «Ф.Б.Р.» просты и прозрачны. В этой организации сделали все, чтобы облегчит процесс получения займа. Ликвидировали лишние бумаги: для получения займов вам не нужны никакие справки, возьмите с собой только паспорт. Максимально ускорили выдачу – решение принимается прямо в офисе «Ф.Б.Р.» в течении 10 минут. Увеличили сумму займа – вы можете получить от 1000 до 1000000 рублей. А главное, специалисты «Ф.Б.Р.» срезали высокий процент и сделали займы доступными!... ООО МФО «Финансы. Бизнес. Развитие» ИНН 4345333270 Контакты ООО МФО «Ф.Б.Р.» работает с 9 до 19 часов без обеда и выходных. Ф.Б.Р. поможет всем! Звоните 220-777!».

Заявитель считает, что данная реклама противоречит положениям ст. 28 ФЗ «О рекламе» в виду того, что в рекламе указано одно из существенных условий предоставления займа, а именно сумма от 1 000 до 1 000 000 рублей и не указываются иные существенные условия данной финансовой услуги.

Реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе»).

Между тем распространенная обществом реклама по предоставлению займов содержала только часть условий  по заключения договора, а именно: сумму займа (от 1 000 до 1 000 000 рублей), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (размер процентной ставки по займу, срок предоставления займа и др.) в рекламе не указаны.

Кроме того, в силу части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «займ», которая направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой, в том числе: срок предоставления займа, процентная ставка по займу и другие.

Таким образом, в рекламе содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно договору № 540 от 29.08.2012 г., рекламодателем рассматриваемой рекламы является <.....>.

Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» Федерального закона «О рекламе» ответственность за которые в соответствии со ст. 38 несет рекламодатель, было возбуждено производство по делу в отношении <.....>. Рассмотрение дела было назначено на 20.08.2013 г.

Заявитель – физическое лицо, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела на рассмотрение дела не явился, представителя не направил.

На заседании Комиссии представитель <.....> по доверенности № б/н от 20.06.2013 г. - <...> факт нарушения рекламного законодательства признал.

Изучив имеющиеся материалы и выслушав представителя ответчика, Комиссия установила, что <.....> нарушил ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статья под названием «Денежный перехват – простая операция!», размещенная в газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г., является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кроме того, финансовые услуги могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и иными организациями.

Учитывая изложенное, деятельность организаций по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам рассматривается как реклама финансовых услуг.

Реклама финансовой услуги не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).

Статья 432 ГК РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

В рассматриваемой рекламе приводятся существенное условия предоставления финансовой услуги – займа, а именно сумма займа – от 1 000 руб. до 1 000 000 руб.

В тоже время такие существенные условия, как процентная ставка и срок займа, в рекламе указаны не были. Эти условия являются существенными и влияют на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением Общества по займу.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления финансовой услуги (займа) может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услуги.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям закона.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, которым является <.....>, поэтому нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать <.....> предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении <.....>.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламную статью под названием «Денежный перехват – простая операция!» следующего содержания: «Где средства? В ФБР!... Принципы выдачи денег в «Ф.Б.Р.» просты и прозрачны. В этой организации сделали все, чтобы облегчит процесс получения займа. Ликвидировали лишние бумаги: для получения займов вам не нужны никакие справки, возьмите с собой только паспорт. Максимально ускорили выдачу – решение принимается прямо в офисе «Ф.Б.Р.» в течении 10 минут. Увеличили сумму займа – вы можете получить от 1000 до 1000000 рублей. А главное, специалисты «Ф.Б.Р.» срезали высокий процент и сделали займы доступными!... ООО МФО «Финансы. Бизнес. Развитие» ИНН 4345333270 Контакты ООО МФО «Ф.Б.Р.» работает с 9 до 19 часов без обеда и выходных. Ф.Б.Р. поможет всем! Звоните 220-777!», размещенную в газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г., так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать <.....> нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. <.....> выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении <.....>.

 

Решение изготовлено в полном объеме   21  августа 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                   <...>

 

 

                                                                     

                                                                 <...>

stdClass Object ( [vid] => 8682 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 106 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8687 [type] => solution [language] => ru [created] => 1379051714 [changed] => 1391187681 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391187681 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

от "20" августа 2013 г.                                                                                                        г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 106

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – зам. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

- <...>– представителя ООО «Ф.Б.Р.» по доверенности № б/н от 20.06.2013 г.; представителя <...> по доверенности № б/н от 20.06.2013 г.;

в отсутствии заявителя – физического лица, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела;

протокол вела <...>– специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 106 по признакам нарушения <.....> ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление физического лица по факту нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламной статьи «Денежный перехват - простая операция!» в газете «PRO Город Киров».

По мнению заявителя, нарушение заключается в следующем:

В газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г. на стр. 21 размещена рекламная статья под названием «Денежный перехват – простая операция!» следующего содержания: «Где средства? В ФБР!... Принципы выдачи денег в «Ф.Б.Р.» просты и прозрачны. В этой организации сделали все, чтобы облегчит процесс получения займа. Ликвидировали лишние бумаги: для получения займов вам не нужны никакие справки, возьмите с собой только паспорт. Максимально ускорили выдачу – решение принимается прямо в офисе «Ф.Б.Р.» в течении 10 минут. Увеличили сумму займа – вы можете получить от 1000 до 1000000 рублей. А главное, специалисты «Ф.Б.Р.» срезали высокий процент и сделали займы доступными!... ООО МФО «Финансы. Бизнес. Развитие» ИНН 4345333270 Контакты ООО МФО «Ф.Б.Р.» работает с 9 до 19 часов без обеда и выходных. Ф.Б.Р. поможет всем! Звоните 220-777!».

Заявитель считает, что данная реклама противоречит положениям ст. 28 ФЗ «О рекламе» в виду того, что в рекламе указано одно из существенных условий предоставления займа, а именно сумма от 1 000 до 1 000 000 рублей и не указываются иные существенные условия данной финансовой услуги.

Реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе»).

Между тем распространенная обществом реклама по предоставлению займов содержала только часть условий  по заключения договора, а именно: сумму займа (от 1 000 до 1 000 000 рублей), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (размер процентной ставки по займу, срок предоставления займа и др.) в рекламе не указаны.

Кроме того, в силу части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «займ», которая направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой, в том числе: срок предоставления займа, процентная ставка по займу и другие.

Таким образом, в рекламе содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно договору № 540 от 29.08.2012 г., рекламодателем рассматриваемой рекламы является <.....>.

Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» Федерального закона «О рекламе» ответственность за которые в соответствии со ст. 38 несет рекламодатель, было возбуждено производство по делу в отношении <.....>. Рассмотрение дела было назначено на 20.08.2013 г.

Заявитель – физическое лицо, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела на рассмотрение дела не явился, представителя не направил.

На заседании Комиссии представитель <.....> по доверенности № б/н от 20.06.2013 г. - <...> факт нарушения рекламного законодательства признал.

Изучив имеющиеся материалы и выслушав представителя ответчика, Комиссия установила, что <.....> нарушил ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статья под названием «Денежный перехват – простая операция!», размещенная в газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г., является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кроме того, финансовые услуги могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и иными организациями.

Учитывая изложенное, деятельность организаций по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам рассматривается как реклама финансовых услуг.

Реклама финансовой услуги не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).

Статья 432 ГК РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

В рассматриваемой рекламе приводятся существенное условия предоставления финансовой услуги – займа, а именно сумма займа – от 1 000 руб. до 1 000 000 руб.

В тоже время такие существенные условия, как процентная ставка и срок займа, в рекламе указаны не были. Эти условия являются существенными и влияют на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением Общества по займу.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления финансовой услуги (займа) может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услуги.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям закона.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, которым является <.....>, поэтому нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать <.....> предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении <.....>.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламную статью под названием «Денежный перехват – простая операция!» следующего содержания: «Где средства? В ФБР!... Принципы выдачи денег в «Ф.Б.Р.» просты и прозрачны. В этой организации сделали все, чтобы облегчит процесс получения займа. Ликвидировали лишние бумаги: для получения займов вам не нужны никакие справки, возьмите с собой только паспорт. Максимально ускорили выдачу – решение принимается прямо в офисе «Ф.Б.Р.» в течении 10 минут. Увеличили сумму займа – вы можете получить от 1000 до 1000000 рублей. А главное, специалисты «Ф.Б.Р.» срезали высокий процент и сделали займы доступными!... ООО МФО «Финансы. Бизнес. Развитие» ИНН 4345333270 Контакты ООО МФО «Ф.Б.Р.» работает с 9 до 19 часов без обеда и выходных. Ф.Б.Р. поможет всем! Звоните 220-777!», размещенную в газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г., так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать <.....> нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. <.....> выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении <.....>.

 

Решение изготовлено в полном объеме   21  августа 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                   <...>

 

 

                                                                     

                                                                 <...>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

от "20" августа 2013 г.                                                                                                        г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 106

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – зам. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

- <...>– представителя ООО «Ф.Б.Р.» по доверенности № б/н от 20.06.2013 г.; представителя <...> по доверенности № б/н от 20.06.2013 г.;

в отсутствии заявителя – физического лица, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела;

протокол вела <...>– специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 106 по признакам нарушения <.....> ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление физического лица по факту нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламной статьи «Денежный перехват - простая операция!» в газете «PRO Город Киров».

По мнению заявителя, нарушение заключается в следующем:

В газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г. на стр. 21 размещена рекламная статья под названием «Денежный перехват – простая операция!» следующего содержания: «Где средства? В ФБР!... Принципы выдачи денег в «Ф.Б.Р.» просты и прозрачны. В этой организации сделали все, чтобы облегчит процесс получения займа. Ликвидировали лишние бумаги: для получения займов вам не нужны никакие справки, возьмите с собой только паспорт. Максимально ускорили выдачу – решение принимается прямо в офисе «Ф.Б.Р.» в течении 10 минут. Увеличили сумму займа – вы можете получить от 1000 до 1000000 рублей. А главное, специалисты «Ф.Б.Р.» срезали высокий процент и сделали займы доступными!... ООО МФО «Финансы. Бизнес. Развитие» ИНН 4345333270 Контакты ООО МФО «Ф.Б.Р.» работает с 9 до 19 часов без обеда и выходных. Ф.Б.Р. поможет всем! Звоните 220-777!».

Заявитель считает, что данная реклама противоречит положениям ст. 28 ФЗ «О рекламе» в виду того, что в рекламе указано одно из существенных условий предоставления займа, а именно сумма от 1 000 до 1 000 000 рублей и не указываются иные существенные условия данной финансовой услуги.

Реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе»).

Между тем распространенная обществом реклама по предоставлению займов содержала только часть условий  по заключения договора, а именно: сумму займа (от 1 000 до 1 000 000 рублей), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (размер процентной ставки по займу, срок предоставления займа и др.) в рекламе не указаны.

Кроме того, в силу части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «займ», которая направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой, в том числе: срок предоставления займа, процентная ставка по займу и другие.

Таким образом, в рекламе содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно договору № 540 от 29.08.2012 г., рекламодателем рассматриваемой рекламы является <.....>.

Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» Федерального закона «О рекламе» ответственность за которые в соответствии со ст. 38 несет рекламодатель, было возбуждено производство по делу в отношении <.....>. Рассмотрение дела было назначено на 20.08.2013 г.

Заявитель – физическое лицо, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела на рассмотрение дела не явился, представителя не направил.

На заседании Комиссии представитель <.....> по доверенности № б/н от 20.06.2013 г. - <...> факт нарушения рекламного законодательства признал.

Изучив имеющиеся материалы и выслушав представителя ответчика, Комиссия установила, что <.....> нарушил ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статья под названием «Денежный перехват – простая операция!», размещенная в газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г., является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кроме того, финансовые услуги могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и иными организациями.

Учитывая изложенное, деятельность организаций по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам рассматривается как реклама финансовых услуг.

Реклама финансовой услуги не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).

Статья 432 ГК РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

В рассматриваемой рекламе приводятся существенное условия предоставления финансовой услуги – займа, а именно сумма займа – от 1 000 руб. до 1 000 000 руб.

В тоже время такие существенные условия, как процентная ставка и срок займа, в рекламе указаны не были. Эти условия являются существенными и влияют на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением Общества по займу.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления финансовой услуги (займа) может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услуги.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям закона.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, которым является <.....>, поэтому нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать <.....> предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении <.....>.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламную статью под названием «Денежный перехват – простая операция!» следующего содержания: «Где средства? В ФБР!... Принципы выдачи денег в «Ф.Б.Р.» просты и прозрачны. В этой организации сделали все, чтобы облегчит процесс получения займа. Ликвидировали лишние бумаги: для получения займов вам не нужны никакие справки, возьмите с собой только паспорт. Максимально ускорили выдачу – решение принимается прямо в офисе «Ф.Б.Р.» в течении 10 минут. Увеличили сумму займа – вы можете получить от 1000 до 1000000 рублей. А главное, специалисты «Ф.Б.Р.» срезали высокий процент и сделали займы доступными!... ООО МФО «Финансы. Бизнес. Развитие» ИНН 4345333270 Контакты ООО МФО «Ф.Б.Р.» работает с 9 до 19 часов без обеда и выходных. Ф.Б.Р. поможет всем! Звоните 220-777!», размещенную в газете «Pro Город Киров» № 17 (91) от 26.04.2013 г., так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать <.....> нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. <.....> выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении <.....>.

 

Решение изготовлено в полном объеме   21  августа 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      <...>

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                   <...>

 

 

                                                                     

                                                                 <...>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 106 [format] => [safe_value] => № 106 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-30 05:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-20 05:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1379051714 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )