Решение по делу № 77 в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"

Номер дела: № 77
Дата публикации: 30 июля 2013, 11:16

от "09" июля 2013 г.                                                                                               г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу №  77

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – зам. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <....> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

         -    заявителя – физического лица;

- <...> – представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 138 от 28.01.2011 г.;

- <...> - представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 7 от 01.01.2011 г.;

- <...>- представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 154 от 29.10.2012 г.;

протокол вела <...> – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 77 по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (<...>) ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление физического лица о том, что 01.05.2013 г. он приезжал заправляться на АЗС Лукойл по ул. Щорса (за «Новым простором» в сторону Стрижей). Сотрудница заправки ему пояснила, что при расчете за наличные средства делается скидка на бензин – 1 рубль с литра. Если оплата осуществляется по карте, то автовладелец платит по прежнему, по старой цене.

Заявитель полагает, что ущемляются права тех, кто предпочитает безналичный метод расчетов.

В результате проверки, сотрудниками Кировского УФАС России, был установлен факт размещения рекламы на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111 следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл».

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о том, что скидка – 1 рубль/литр распространяется только при оплате за наличные денежные средства, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».

Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» ответственность за которое в соответствии со ст. 38 несет рекламодатель, было возбуждено производство по делу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Рассмотрение дела назначено на 09.07.2013 г.

На заседании Комиссии представители ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» пояснили следующее: «В целях стимулирования продаж бензинов автомобильных, увеличения лояльности потребителей, с 01 мая 2013 года до особого распоряжения в выходные и праздничные дни на ряде АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» во всех регионах деятельности проводится акция «Скидка выходного дня»: в рамках акции предоставляется скидка 1 руб./литр клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет (без применения топливных карт ЛИКАРД, бонусных карт, карт лояльности, банковских карт). В рамках акции ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» «Скидка выходного дня» информирование клиентов об условиях проведения акции производилось следующими средствами:

1. В рекламном плакате формата А3, расположенном на входной группе на АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции.

2. На баннере формата 5,47*0,5 м, расположенном на ценовой стеле на АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции.

3. Персонал (в т.ч. операторы) АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции, в соответствии с инструкцией информирует клиентов об условиях акции до момента оплаты топлива.

Таким образом, информация на рекламном плакате и баннере служит инструментом привлечения внимания клиентов к тому, что на данной АЗС проходит акция «Скидка выходного дня». Подробную информацию об условиях акции, руководствуясь указанием на плакате и баннере, клиенты получают из другого источника, находящегося в шаговой доступности от плаката и баннера, а именно от персонала АЗС ЛУКОЙЛ. Поэтому в рассматриваемой ситуации нельзя утверждать об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, приводящей к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы.

4. На корпоративном сайте www.lukoilpnp.ru в разделе «Новости» 30.04.2013 г. размещена новость «Скидка выходного дня на АЗС ЛУКОЙЛ с подробным изложением условий.

5. Информация об условиях проведения акции «Скидка выходного дня» доступна по телефону доверия по работе АЗС ЛУКОЙЛ (бесплатный, круглосуточный) 8-800-555-07-45.

На всех АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», участвующих в акции, в т.ч. на АЗС № 6 в г. Кирове, все вышеперечисленные условия по полному информированию клиента соблюдены, клиенты АЗС ЛУКОЙЛ получают всю существенную информацию о рекламируемом товаре и об условиях его приобретения и самостоятельно принимают решение о целесообразности участия в акции. Факт полного информирования об акции подтверждается и заявлением клиента, он был проинформирован о деталях акции в полном объеме».

Изучив имеющиеся материалы и выслушав заявителя и представителей ответчика, Комиссия установила, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» нарушило ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация, размещенная на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111, является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111 размещалась рекламная информация следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл».

Согласно пояснений ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», в выходные и праздничные дни на ряде АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» во всех регионах деятельности проводилась акция «Скидка выходного дня». В рамках акции предоставляется скидка 1 руб./литр клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет (без применения топливных карт ЛИКАРД, бонусных карт, карт лояльности, банковских карт).

Отсутствие в рассматриваемой рекламе информации о том, что скидка 1 руб./литр предоставляется клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет может ввести в заблуждение потребителей рекламы, которые могут воспринять информацию о скидке 1 руб./литр на бензин, как предоставляющейся за наличный, так и безналичный расчет.

Включение в данном случае Обществом в текст рекламы информации «подробности у операторов АЗС Лукойл», для уточнения более подробной информации о рекламируемой услуге, не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, при размещении спорной рекламы на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111, нарушаются требования ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 несет рекламодатель, которым является ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела нарушение устранено, Комиссия решила не выдавать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Комиссия считает необходимым привлечь должностное лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл», размещенную на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111металлоконструкции, так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», нарушившим ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

3. В связи с устранением нарушения рекламного законодательства ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».

 

Решение изготовлено в полном объеме  23  июля 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                               <...>

stdClass Object ( [vid] => 8705 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 77 в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8710 [type] => solution [language] => ru [created] => 1379315933 [changed] => 1391191216 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391191216 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

от "09" июля 2013 г.                                                                                               г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу №  77

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – зам. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <....> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

         -    заявителя – физического лица;

- <...> – представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 138 от 28.01.2011 г.;

- <...> - представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 7 от 01.01.2011 г.;

- <...>- представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 154 от 29.10.2012 г.;

протокол вела <...> – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 77 по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (<...>) ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление физического лица о том, что 01.05.2013 г. он приезжал заправляться на АЗС Лукойл по ул. Щорса (за «Новым простором» в сторону Стрижей). Сотрудница заправки ему пояснила, что при расчете за наличные средства делается скидка на бензин – 1 рубль с литра. Если оплата осуществляется по карте, то автовладелец платит по прежнему, по старой цене.

Заявитель полагает, что ущемляются права тех, кто предпочитает безналичный метод расчетов.

В результате проверки, сотрудниками Кировского УФАС России, был установлен факт размещения рекламы на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111 следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл».

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о том, что скидка – 1 рубль/литр распространяется только при оплате за наличные денежные средства, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».

Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» ответственность за которое в соответствии со ст. 38 несет рекламодатель, было возбуждено производство по делу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Рассмотрение дела назначено на 09.07.2013 г.

На заседании Комиссии представители ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» пояснили следующее: «В целях стимулирования продаж бензинов автомобильных, увеличения лояльности потребителей, с 01 мая 2013 года до особого распоряжения в выходные и праздничные дни на ряде АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» во всех регионах деятельности проводится акция «Скидка выходного дня»: в рамках акции предоставляется скидка 1 руб./литр клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет (без применения топливных карт ЛИКАРД, бонусных карт, карт лояльности, банковских карт). В рамках акции ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» «Скидка выходного дня» информирование клиентов об условиях проведения акции производилось следующими средствами:

1. В рекламном плакате формата А3, расположенном на входной группе на АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции.

2. На баннере формата 5,47*0,5 м, расположенном на ценовой стеле на АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции.

3. Персонал (в т.ч. операторы) АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции, в соответствии с инструкцией информирует клиентов об условиях акции до момента оплаты топлива.

Таким образом, информация на рекламном плакате и баннере служит инструментом привлечения внимания клиентов к тому, что на данной АЗС проходит акция «Скидка выходного дня». Подробную информацию об условиях акции, руководствуясь указанием на плакате и баннере, клиенты получают из другого источника, находящегося в шаговой доступности от плаката и баннера, а именно от персонала АЗС ЛУКОЙЛ. Поэтому в рассматриваемой ситуации нельзя утверждать об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, приводящей к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы.

4. На корпоративном сайте www.lukoilpnp.ru в разделе «Новости» 30.04.2013 г. размещена новость «Скидка выходного дня на АЗС ЛУКОЙЛ с подробным изложением условий.

5. Информация об условиях проведения акции «Скидка выходного дня» доступна по телефону доверия по работе АЗС ЛУКОЙЛ (бесплатный, круглосуточный) 8-800-555-07-45.

На всех АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», участвующих в акции, в т.ч. на АЗС № 6 в г. Кирове, все вышеперечисленные условия по полному информированию клиента соблюдены, клиенты АЗС ЛУКОЙЛ получают всю существенную информацию о рекламируемом товаре и об условиях его приобретения и самостоятельно принимают решение о целесообразности участия в акции. Факт полного информирования об акции подтверждается и заявлением клиента, он был проинформирован о деталях акции в полном объеме».

Изучив имеющиеся материалы и выслушав заявителя и представителей ответчика, Комиссия установила, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» нарушило ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация, размещенная на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111, является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111 размещалась рекламная информация следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл».

Согласно пояснений ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», в выходные и праздничные дни на ряде АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» во всех регионах деятельности проводилась акция «Скидка выходного дня». В рамках акции предоставляется скидка 1 руб./литр клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет (без применения топливных карт ЛИКАРД, бонусных карт, карт лояльности, банковских карт).

Отсутствие в рассматриваемой рекламе информации о том, что скидка 1 руб./литр предоставляется клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет может ввести в заблуждение потребителей рекламы, которые могут воспринять информацию о скидке 1 руб./литр на бензин, как предоставляющейся за наличный, так и безналичный расчет.

Включение в данном случае Обществом в текст рекламы информации «подробности у операторов АЗС Лукойл», для уточнения более подробной информации о рекламируемой услуге, не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, при размещении спорной рекламы на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111, нарушаются требования ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 несет рекламодатель, которым является ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела нарушение устранено, Комиссия решила не выдавать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Комиссия считает необходимым привлечь должностное лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл», размещенную на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111металлоконструкции, так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», нарушившим ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

3. В связи с устранением нарушения рекламного законодательства ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».

 

Решение изготовлено в полном объеме  23  июля 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                               <...>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

от "09" июля 2013 г.                                                                                               г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу №  77

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – зам. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <....> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в присутствии:

         -    заявителя – физического лица;

- <...> – представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 138 от 28.01.2011 г.;

- <...> - представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 7 от 01.01.2011 г.;

- <...>- представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по доверенности № 154 от 29.10.2012 г.;

протокол вела <...> – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 77 по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (<...>) ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление физического лица о том, что 01.05.2013 г. он приезжал заправляться на АЗС Лукойл по ул. Щорса (за «Новым простором» в сторону Стрижей). Сотрудница заправки ему пояснила, что при расчете за наличные средства делается скидка на бензин – 1 рубль с литра. Если оплата осуществляется по карте, то автовладелец платит по прежнему, по старой цене.

Заявитель полагает, что ущемляются права тех, кто предпочитает безналичный метод расчетов.

В результате проверки, сотрудниками Кировского УФАС России, был установлен факт размещения рекламы на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111 следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл».

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о том, что скидка – 1 рубль/литр распространяется только при оплате за наличные денежные средства, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».

Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» ответственность за которое в соответствии со ст. 38 несет рекламодатель, было возбуждено производство по делу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Рассмотрение дела назначено на 09.07.2013 г.

На заседании Комиссии представители ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» пояснили следующее: «В целях стимулирования продаж бензинов автомобильных, увеличения лояльности потребителей, с 01 мая 2013 года до особого распоряжения в выходные и праздничные дни на ряде АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» во всех регионах деятельности проводится акция «Скидка выходного дня»: в рамках акции предоставляется скидка 1 руб./литр клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет (без применения топливных карт ЛИКАРД, бонусных карт, карт лояльности, банковских карт). В рамках акции ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» «Скидка выходного дня» информирование клиентов об условиях проведения акции производилось следующими средствами:

1. В рекламном плакате формата А3, расположенном на входной группе на АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции.

2. На баннере формата 5,47*0,5 м, расположенном на ценовой стеле на АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции.

3. Персонал (в т.ч. операторы) АЗС ЛУКОЙЛ, участвующих в акции, в соответствии с инструкцией информирует клиентов об условиях акции до момента оплаты топлива.

Таким образом, информация на рекламном плакате и баннере служит инструментом привлечения внимания клиентов к тому, что на данной АЗС проходит акция «Скидка выходного дня». Подробную информацию об условиях акции, руководствуясь указанием на плакате и баннере, клиенты получают из другого источника, находящегося в шаговой доступности от плаката и баннера, а именно от персонала АЗС ЛУКОЙЛ. Поэтому в рассматриваемой ситуации нельзя утверждать об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, приводящей к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы.

4. На корпоративном сайте www.lukoilpnp.ru в разделе «Новости» 30.04.2013 г. размещена новость «Скидка выходного дня на АЗС ЛУКОЙЛ с подробным изложением условий.

5. Информация об условиях проведения акции «Скидка выходного дня» доступна по телефону доверия по работе АЗС ЛУКОЙЛ (бесплатный, круглосуточный) 8-800-555-07-45.

На всех АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», участвующих в акции, в т.ч. на АЗС № 6 в г. Кирове, все вышеперечисленные условия по полному информированию клиента соблюдены, клиенты АЗС ЛУКОЙЛ получают всю существенную информацию о рекламируемом товаре и об условиях его приобретения и самостоятельно принимают решение о целесообразности участия в акции. Факт полного информирования об акции подтверждается и заявлением клиента, он был проинформирован о деталях акции в полном объеме».

Изучив имеющиеся материалы и выслушав заявителя и представителей ответчика, Комиссия установила, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» нарушило ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация, размещенная на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111, является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111 размещалась рекламная информация следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл».

Согласно пояснений ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», в выходные и праздничные дни на ряде АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» во всех регионах деятельности проводилась акция «Скидка выходного дня». В рамках акции предоставляется скидка 1 руб./литр клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет (без применения топливных карт ЛИКАРД, бонусных карт, карт лояльности, банковских карт).

Отсутствие в рассматриваемой рекламе информации о том, что скидка 1 руб./литр предоставляется клиентам, оплачивающим покупку бензина за наличный расчет может ввести в заблуждение потребителей рекламы, которые могут воспринять информацию о скидке 1 руб./литр на бензин, как предоставляющейся за наличный, так и безналичный расчет.

Включение в данном случае Обществом в текст рекламы информации «подробности у операторов АЗС Лукойл», для уточнения более подробной информации о рекламируемой услуге, не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, при размещении спорной рекламы на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111, нарушаются требования ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 несет рекламодатель, которым является ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела нарушение устранено, Комиссия решила не выдавать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Комиссия считает необходимым привлечь должностное лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «В выходные и праздничные дни скидка – 1 рубль/литр на бензин* * Подробности у операторов АЗС Лукойл», размещенную на входной двери АЗС Лукойл № 6 по адресу г. Киров, ул. Щорса, 111металлоконструкции, так как она противоречит требованиям ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», нарушившим ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

3. В связи с устранением нарушения рекламного законодательства ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».

 

Решение изготовлено в полном объеме  23  июля 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                               <...>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 77 [format] => [safe_value] => № 77 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-30 07:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-09 07:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1379315933 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )