РЕШЕНИЕ Дело № 14/02-14

Номер дела: №14/02-14
Дата публикации: 23 мая 2014, 08:38

Резолютивная часть решения объявлена 07.05.2014 г.                                       г. Киров

Решение изготовлено в полном объеме 21.05.2014 г.

                                                                                                   

РЕШЕНИЕ

Дело № 14/02-14

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанов А.В. –  руководитель управления;

Членов Комиссии:

Целищева А.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

Колесник А.В. – специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий;

 

В присутствии представителей:

ответчика – МУП ЖКХ «УЮТ» – <…> (по доверенности от 14.04.2014 г.); <…> (по доверенности от 14.04.20140 г.).

 

рассмотрев в открытом заседании  с объявлением резолютивной части решения дело № 14/02-14 по признакам нарушения МУП ЖКХ «УЮТ» (613648, Кировская обл., ЗАТО Первомайский, ул. Молодежная, д. 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в рамках осуществления контроля за исполнением законодательства в сфере энергоснабжения, направило в адрес МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) запрос от 13.03.2014 г. № 1501/02  по поводу взимания с граждан платы за ввод в эксплуатацию и опломбировку приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан.

Письмом от 24.03.2014 г. № 169 МУП ЖКХ «УЮТ» представило следующие документы:

- копию приказа от 30.03.2014 г.  № 20 «О введении расценок на платные ремонтно-строительные работы в МУП ЖКХ «УЮТ» на 2012 год» с приложением: основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.;

- копию приказа от 31.12.2013 г. № 53 «О внесении изменений в перечень расценок на ремонтно-строительные работы в МУП ЖКХ «УЮТ» с приложением: основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.01.2014 г.;

- перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов в период с 01.09.2012 г. по настоящее время.

Согласно перечня платных услуг, действующего с 01.04.2012 года по 01.01.2014 г.,  за услугу по вводу в эксплуатацию приборов учета воды установлена плата в размере 500 рублей. В перечне платных услуг, действующем с 01.01.2014 г. услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета воды отсутствует.

Согласно справки по перечню лиц, которым оказывалась вышеуказанная услуга,  следует, что 74 гражданам за период с  01 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. начислялась плата за выполненные работы по вводу в эксплуатацию приборов учета воды в размере 500 рублей за ввод в эксплуатацию одного прибора учета.

 

Кировским УФАС России было установлено, что в действиях МУП ЖКХ «УЮТ» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем, приказом от 03.04.2014 г. № 150 было возбуждено дело № 14/02-14.

 

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела откладывалось один раз.

 

На заседании Комиссии представители МУП ЖКХ «УЮТ» пояснили, что у Предприятия отсутствуют калькуляции на выполнение работ по вводу в эксплуатацию приборов учета воды. Стоимость данной услуги была утверждена приказом директора Предприятия от 30.03.2012 г. № 20. Также, представители пояснили, что МУП ЖКХ «УЮТ» является ресурсоснабжающей организацией и вводит в эксплуатацию только приборы учета холодной воды. Вводом приборов учета горячей воды занимается МУП ЖКХ «Теплосети» (ЗАТО Первомайский).

 

07 мая 2014 г., после отложения рассмотрения дела, представители МУП ЖКХ «УЮТ» указали, что сумма 250 рублей за услугу по вводу в эксплуатацию прибора учета была взыскана с некоторых граждан, так как они являются сотрудниками предприятия, для которых установлена 50 % скидка на оказание услуг, которая была утверждена еще в 2009 году, в то время как по утвержденному прейскуранту плата за ввод в эксплуатацию прибора учета составляет 500 рублей.

 

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пунктам 2.2.1. Устава МУП ЖКХ «УЮТ», утвержденного распоряжением главы ЗАТО Первомайский Кировской области от 28.01.2005 г. № 2, предметом  деятельности Предприятия, в том числе, является оказание услуг по сбору, очистке и распределению воды.

 

Согласно Распоряжению Главы ЗАТО Первомайский Кировской области от 30.12.2002 г. № 308 имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Первомайский Кировской области, закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «УЮТ». Согласно Акту № 2 от 04.01.2003 г. о закреплении имущества за МУП ЖКХ «УЮТ» ЗАТО Первомайский Кировской области на праве хозяйственного ведения, Предприятие получило в том числе, артскважины, сети водоснабжения, водонапорную башню. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 25.10.2011 г. № 40/1 установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2012 год. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 02.11.2012 г. № 45/3 установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2013 г. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.10.2013 г. № 36/5 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2014 год.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ  «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является сферой деятельности субъектов естественных монополий.

 

Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства от 30.06.2008 г. № 30, доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Таким образом, МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах ЗАТО Первомайский.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Из положений п. 2 ст. 543 ГК РФ следует, что энергоснабжающая организация должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета потребления энергии в ситуации, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. «б» п. 5 ст. 13 Закона «О водоснабжении и водоотведении», порядок осуществления учета поданной воды относится к существенным условиях договора водоснабжения. В силу п.п. 1 п. 1 ст. 20 Закона «О водоснабжении и водоотведении» количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам подлежит коммерческому учету.  Пунктом 4 ст. 20 Закона установлено, что коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

Таким образом, приборы учета устанавливаются в целях определения количества потребленной абонентом воды и отведенных сточных воды. Услуги по приемке в эксплуатацию установленных у абонента приборов учета не образуют самостоятельного товарного рынка и являются составной частью услуг водоснабжения и водоотведения.

С учетом изложенного, услуги по введению в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов и опломбировке места соединения  их с водопроводной сетью, установленных в квартирах граждан с целью определения количества поданной абоненту воды, является составной частью товарного рынка по водоснабжению и водоотведению, на котором в силу ранее приведенных доводов МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение.

Следовательно, Предприятие обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

 

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акта Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. 

Частью 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,  приборы учета воды, сточных вод  размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в ч.1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона «О водоснабжении и водоотведении», договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В то же время до вступления в силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» также нормативно отсутствовала обязанность принять установленный гражданином прибор учета энергоресурса за плату.

Таким образом,  МУП ЖКХ «УЮТ», как ресурсоснабжающая организация, обязано оказывать услуги по опломбировке и вводу в эксплуатацию приборов учета воды, для потребителей, с которыми заключены договоры водоснабжения, без взимания платы, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

 

В ходе рассмотрения дела ответчиком были представлены следующие документы:

1) копия прейскуранта  «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.», утвержденный приказом директора МУП ЖКХ «УЮТ» от 30.03.2012 г. № 20. Данным прейскурантом установлена плата за оказание услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета воды в размере 500 рублей 00 копеек.

2) копия прейскуранта «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.01.2014 г.», утвержденный приказом директора МУП ЖКХ «УЮТ» от 31.12.2013 г. № 53. В данном прейскуранте услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета воды отсутствует.

3)  «перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов в период с 01.09.2012 г. по настоящее время». Согласно данного перечня вышеуказанные услуги были оказаны 74 гражанам. Последняя оплата была произведена 14 октября 2013 года.

4) копии приходных кассовых ордеров с указанием ФИО и адреса плательщика, количество опломбированных и введенных в эксплуатацию приборов учета, а также суммы оплаты услуги. Общий доход, полученный Предприятием за оказание рассматриваемых услуг составил 40 250 рублей.

5) копия заявления гр. <…> в адрес МУП ЖКХ «УЮТ» о возврате денежных средств в сумме 500 рублей 00 копеек (оплачено по квитанции к приходному кассовому ордеру № 220 от 12 марта 2013 года) за оказание услуги по опломбированию прибора учета холодной воды.

6) копия распоряжения МУП ЖКХ «УЮТ» о возврате незаконно взятых денежных средств от 25.07.2013 г. № 12. Данным распоряжением было установлено, что в связи с заявлением нанимателя жилого помещения гр. <…> следует перевести незаконно взятые денежные средства на лицевой счет нанимателя (приходный кассовый ордер от 10.06.2013 г. № 497).

Также, согласно представленным Предприятием копиям карточек нанимателей гр. <…> и гр. <…> незаконно взятые денежные суммы в размере 500 рублей 00 копеек за оказание услуг по опломбированию и вводу в эксплуатацию были переведены на счет указанных граждан. Следовательно, общий доход полученный Предприятием за оказание рассматриваемых услуг составил 39 250 рублей.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» представило в Управление приказ от 06.05.2014 г. № 22 о возврате денежных средств за оказанные услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов, согласно которому в течение трех дней гражданам, которым были оказаны соответствующие услуги за период 2013 г., должны быть направлены уведомления о возврате денежных средств. Доказательств возврата денежных средств указанным гражданам Предприятием в Управление до момента вынесения решения не представлены.

 

Из представленных МУП ЖКХ «УЮТ» документов следует, что услуга по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды осуществлялась на платной основе. Плата составляла 500 рублей за 1 прибор учета, что подтверждается прейскурантом «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.», а также сведениями из приходных кассовых ордеров (например: приходный кассовый ордер от 20.09.2012 № 887, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 10.10.2012 № 990, к оплате 1000 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 23.01.2013 № 64, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 12.03.2013 № 220, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 08.04.2013 № 304, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 27.05.2013 № 432, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 10.06.2013 № 497, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 11.07.2013 № 636, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 15.08.2013 № 739, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 17.09.2013 № 847, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 14.10.2013 № 947, к оплате 500 рублей 00 копеек).  Общий доход, полученный от реализации услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды составил 40250 рублей 00 копеек. В тоже время, двум гражданам были возвращены денежные средства за оказанные услуги, а именно: гр. <…> (приходный кассовый ордер от 12.03.2013 № 220) и гр. <…> (приходный кассовый ордер от 10.06.2013 № 497), что подтверждается выпиской из карточки нанимателя. Таким образом, сумма дохода составила 39250 рублей 00 копеек. Дата последнего взимания платы с граждан за оказание рассматриваемых услуг – 14 октября 2013 года.

 

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что МУП ЖКХ «УЮТ» необоснованно взимало плату с граждан за ввод в эксплуатацию и опломбировку установленных в квартирах индивидуальных приборов учета воды в виде платы за оказание соответствующих услуг.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах ЗАТО Первомайский.

Следовательно, на МУП ЖКХ «УЮТ» распространяются запреты, установленные ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

Часть 1 ст. 10 Закона РФ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Таким образом, МУП ЖКХ «УЮТ» нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действиями, выразившимися в необоснованном взимании в период с 20 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. платы за услуги по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды.

Указанные действия ущемляли интересы граждан, которые вынуждены были оплачивать услуги во вводу установленных приборов учета в эксплуатацию и их опломбировке вопреки требованиям действующего законодательства, предусматривающего обязанность ресурсоснабжающих организаций осуществлять ввод приборов учета в эксплуатацию и их опломбировку на безвозмездной основе.

 

Статья 10  ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Перечисленные действия МУП ЖКХ «УЮТ» не соответствуют признакам допустимости, установленным ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку данными действиями к гражданам предъявляется необоснованное требование об оплате услуг, взимание  платы за которые не предусмотрено действующим законодательством.

 

За злоупотребление доминирующим положением хозяйствующими субъектами на товарном рынке статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

 

Вместе с тем, в результате вышеуказанного нарушения МУП ЖКХ «УЮТ» получило доход (денежные средства, поступившие от граждан за оказание услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды).

Общая сумма дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, составила 39 250 рублей.

В соответствии с п.п. «к» п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган осуществляет полномочие по выдаче в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания  о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49,  статьей 50,  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУП ЖКХ «УЮТ» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном взимании в период с 20 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. платы за услуги по вводу в эксплуатацию и опломбированию индивидуальных приборов учета воды, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов граждан, оплативших данную услугу.

2. Выдать МУП ЖКХ «УЮТ» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно дохода в размере 39 250 (тридцать девять тысяч двести пятьдесят) рублей, полученного от граждан за оказание услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   А.В. Молчанов                        

 

 

 

Члены комиссии                                                                                А.Н. Целищев                                                                              

 

 

 

                                                                                                         А.В. Колесник

 

                                                                          

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                    

Файлы для скачивания

predpisanie_k_resheniyu_14.02-14_na_sayt.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.05 МБ
stdClass Object ( [vid] => 9488 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ Дело № 14/02-14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9493 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401165590 [changed] => 1401360915 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401360915 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 07.05.2014 г.                                       г. Киров

Решение изготовлено в полном объеме 21.05.2014 г.

                                                                                                   

РЕШЕНИЕ

Дело № 14/02-14

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанов А.В. –  руководитель управления;

Членов Комиссии:

Целищева А.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

Колесник А.В. – специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий;

 

В присутствии представителей:

ответчика – МУП ЖКХ «УЮТ» – <…> (по доверенности от 14.04.2014 г.); <…> (по доверенности от 14.04.20140 г.).

 

рассмотрев в открытом заседании  с объявлением резолютивной части решения дело № 14/02-14 по признакам нарушения МУП ЖКХ «УЮТ» (613648, Кировская обл., ЗАТО Первомайский, ул. Молодежная, д. 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в рамках осуществления контроля за исполнением законодательства в сфере энергоснабжения, направило в адрес МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) запрос от 13.03.2014 г. № 1501/02  по поводу взимания с граждан платы за ввод в эксплуатацию и опломбировку приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан.

Письмом от 24.03.2014 г. № 169 МУП ЖКХ «УЮТ» представило следующие документы:

- копию приказа от 30.03.2014 г.  № 20 «О введении расценок на платные ремонтно-строительные работы в МУП ЖКХ «УЮТ» на 2012 год» с приложением: основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.;

- копию приказа от 31.12.2013 г. № 53 «О внесении изменений в перечень расценок на ремонтно-строительные работы в МУП ЖКХ «УЮТ» с приложением: основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.01.2014 г.;

- перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов в период с 01.09.2012 г. по настоящее время.

Согласно перечня платных услуг, действующего с 01.04.2012 года по 01.01.2014 г.,  за услугу по вводу в эксплуатацию приборов учета воды установлена плата в размере 500 рублей. В перечне платных услуг, действующем с 01.01.2014 г. услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета воды отсутствует.

Согласно справки по перечню лиц, которым оказывалась вышеуказанная услуга,  следует, что 74 гражданам за период с  01 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. начислялась плата за выполненные работы по вводу в эксплуатацию приборов учета воды в размере 500 рублей за ввод в эксплуатацию одного прибора учета.

 

Кировским УФАС России было установлено, что в действиях МУП ЖКХ «УЮТ» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем, приказом от 03.04.2014 г. № 150 было возбуждено дело № 14/02-14.

 

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела откладывалось один раз.

 

На заседании Комиссии представители МУП ЖКХ «УЮТ» пояснили, что у Предприятия отсутствуют калькуляции на выполнение работ по вводу в эксплуатацию приборов учета воды. Стоимость данной услуги была утверждена приказом директора Предприятия от 30.03.2012 г. № 20. Также, представители пояснили, что МУП ЖКХ «УЮТ» является ресурсоснабжающей организацией и вводит в эксплуатацию только приборы учета холодной воды. Вводом приборов учета горячей воды занимается МУП ЖКХ «Теплосети» (ЗАТО Первомайский).

 

07 мая 2014 г., после отложения рассмотрения дела, представители МУП ЖКХ «УЮТ» указали, что сумма 250 рублей за услугу по вводу в эксплуатацию прибора учета была взыскана с некоторых граждан, так как они являются сотрудниками предприятия, для которых установлена 50 % скидка на оказание услуг, которая была утверждена еще в 2009 году, в то время как по утвержденному прейскуранту плата за ввод в эксплуатацию прибора учета составляет 500 рублей.

 

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пунктам 2.2.1. Устава МУП ЖКХ «УЮТ», утвержденного распоряжением главы ЗАТО Первомайский Кировской области от 28.01.2005 г. № 2, предметом  деятельности Предприятия, в том числе, является оказание услуг по сбору, очистке и распределению воды.

 

Согласно Распоряжению Главы ЗАТО Первомайский Кировской области от 30.12.2002 г. № 308 имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Первомайский Кировской области, закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «УЮТ». Согласно Акту № 2 от 04.01.2003 г. о закреплении имущества за МУП ЖКХ «УЮТ» ЗАТО Первомайский Кировской области на праве хозяйственного ведения, Предприятие получило в том числе, артскважины, сети водоснабжения, водонапорную башню. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 25.10.2011 г. № 40/1 установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2012 год. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 02.11.2012 г. № 45/3 установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2013 г. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.10.2013 г. № 36/5 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2014 год.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ  «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является сферой деятельности субъектов естественных монополий.

 

Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства от 30.06.2008 г. № 30, доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Таким образом, МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах ЗАТО Первомайский.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Из положений п. 2 ст. 543 ГК РФ следует, что энергоснабжающая организация должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета потребления энергии в ситуации, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. «б» п. 5 ст. 13 Закона «О водоснабжении и водоотведении», порядок осуществления учета поданной воды относится к существенным условиях договора водоснабжения. В силу п.п. 1 п. 1 ст. 20 Закона «О водоснабжении и водоотведении» количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам подлежит коммерческому учету.  Пунктом 4 ст. 20 Закона установлено, что коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

Таким образом, приборы учета устанавливаются в целях определения количества потребленной абонентом воды и отведенных сточных воды. Услуги по приемке в эксплуатацию установленных у абонента приборов учета не образуют самостоятельного товарного рынка и являются составной частью услуг водоснабжения и водоотведения.

С учетом изложенного, услуги по введению в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов и опломбировке места соединения  их с водопроводной сетью, установленных в квартирах граждан с целью определения количества поданной абоненту воды, является составной частью товарного рынка по водоснабжению и водоотведению, на котором в силу ранее приведенных доводов МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение.

Следовательно, Предприятие обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

 

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акта Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. 

Частью 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,  приборы учета воды, сточных вод  размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в ч.1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона «О водоснабжении и водоотведении», договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В то же время до вступления в силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» также нормативно отсутствовала обязанность принять установленный гражданином прибор учета энергоресурса за плату.

Таким образом,  МУП ЖКХ «УЮТ», как ресурсоснабжающая организация, обязано оказывать услуги по опломбировке и вводу в эксплуатацию приборов учета воды, для потребителей, с которыми заключены договоры водоснабжения, без взимания платы, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

 

В ходе рассмотрения дела ответчиком были представлены следующие документы:

1) копия прейскуранта  «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.», утвержденный приказом директора МУП ЖКХ «УЮТ» от 30.03.2012 г. № 20. Данным прейскурантом установлена плата за оказание услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета воды в размере 500 рублей 00 копеек.

2) копия прейскуранта «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.01.2014 г.», утвержденный приказом директора МУП ЖКХ «УЮТ» от 31.12.2013 г. № 53. В данном прейскуранте услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета воды отсутствует.

3)  «перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов в период с 01.09.2012 г. по настоящее время». Согласно данного перечня вышеуказанные услуги были оказаны 74 гражанам. Последняя оплата была произведена 14 октября 2013 года.

4) копии приходных кассовых ордеров с указанием ФИО и адреса плательщика, количество опломбированных и введенных в эксплуатацию приборов учета, а также суммы оплаты услуги. Общий доход, полученный Предприятием за оказание рассматриваемых услуг составил 40 250 рублей.

5) копия заявления гр. <…> в адрес МУП ЖКХ «УЮТ» о возврате денежных средств в сумме 500 рублей 00 копеек (оплачено по квитанции к приходному кассовому ордеру № 220 от 12 марта 2013 года) за оказание услуги по опломбированию прибора учета холодной воды.

6) копия распоряжения МУП ЖКХ «УЮТ» о возврате незаконно взятых денежных средств от 25.07.2013 г. № 12. Данным распоряжением было установлено, что в связи с заявлением нанимателя жилого помещения гр. <…> следует перевести незаконно взятые денежные средства на лицевой счет нанимателя (приходный кассовый ордер от 10.06.2013 г. № 497).

Также, согласно представленным Предприятием копиям карточек нанимателей гр. <…> и гр. <…> незаконно взятые денежные суммы в размере 500 рублей 00 копеек за оказание услуг по опломбированию и вводу в эксплуатацию были переведены на счет указанных граждан. Следовательно, общий доход полученный Предприятием за оказание рассматриваемых услуг составил 39 250 рублей.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» представило в Управление приказ от 06.05.2014 г. № 22 о возврате денежных средств за оказанные услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов, согласно которому в течение трех дней гражданам, которым были оказаны соответствующие услуги за период 2013 г., должны быть направлены уведомления о возврате денежных средств. Доказательств возврата денежных средств указанным гражданам Предприятием в Управление до момента вынесения решения не представлены.

 

Из представленных МУП ЖКХ «УЮТ» документов следует, что услуга по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды осуществлялась на платной основе. Плата составляла 500 рублей за 1 прибор учета, что подтверждается прейскурантом «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.», а также сведениями из приходных кассовых ордеров (например: приходный кассовый ордер от 20.09.2012 № 887, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 10.10.2012 № 990, к оплате 1000 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 23.01.2013 № 64, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 12.03.2013 № 220, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 08.04.2013 № 304, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 27.05.2013 № 432, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 10.06.2013 № 497, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 11.07.2013 № 636, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 15.08.2013 № 739, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 17.09.2013 № 847, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 14.10.2013 № 947, к оплате 500 рублей 00 копеек).  Общий доход, полученный от реализации услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды составил 40250 рублей 00 копеек. В тоже время, двум гражданам были возвращены денежные средства за оказанные услуги, а именно: гр. <…> (приходный кассовый ордер от 12.03.2013 № 220) и гр. <…> (приходный кассовый ордер от 10.06.2013 № 497), что подтверждается выпиской из карточки нанимателя. Таким образом, сумма дохода составила 39250 рублей 00 копеек. Дата последнего взимания платы с граждан за оказание рассматриваемых услуг – 14 октября 2013 года.

 

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что МУП ЖКХ «УЮТ» необоснованно взимало плату с граждан за ввод в эксплуатацию и опломбировку установленных в квартирах индивидуальных приборов учета воды в виде платы за оказание соответствующих услуг.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах ЗАТО Первомайский.

Следовательно, на МУП ЖКХ «УЮТ» распространяются запреты, установленные ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

Часть 1 ст. 10 Закона РФ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Таким образом, МУП ЖКХ «УЮТ» нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действиями, выразившимися в необоснованном взимании в период с 20 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. платы за услуги по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды.

Указанные действия ущемляли интересы граждан, которые вынуждены были оплачивать услуги во вводу установленных приборов учета в эксплуатацию и их опломбировке вопреки требованиям действующего законодательства, предусматривающего обязанность ресурсоснабжающих организаций осуществлять ввод приборов учета в эксплуатацию и их опломбировку на безвозмездной основе.

 

Статья 10  ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Перечисленные действия МУП ЖКХ «УЮТ» не соответствуют признакам допустимости, установленным ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку данными действиями к гражданам предъявляется необоснованное требование об оплате услуг, взимание  платы за которые не предусмотрено действующим законодательством.

 

За злоупотребление доминирующим положением хозяйствующими субъектами на товарном рынке статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

 

Вместе с тем, в результате вышеуказанного нарушения МУП ЖКХ «УЮТ» получило доход (денежные средства, поступившие от граждан за оказание услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды).

Общая сумма дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, составила 39 250 рублей.

В соответствии с п.п. «к» п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган осуществляет полномочие по выдаче в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания  о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49,  статьей 50,  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУП ЖКХ «УЮТ» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном взимании в период с 20 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. платы за услуги по вводу в эксплуатацию и опломбированию индивидуальных приборов учета воды, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов граждан, оплативших данную услугу.

2. Выдать МУП ЖКХ «УЮТ» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно дохода в размере 39 250 (тридцать девять тысяч двести пятьдесят) рублей, полученного от граждан за оказание услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   А.В. Молчанов                        

 

 

 

Члены комиссии                                                                                А.Н. Целищев                                                                              

 

 

 

                                                                                                         А.В. Колесник

 

                                                                          

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                    

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 07.05.2014 г.                                       г. Киров

Решение изготовлено в полном объеме 21.05.2014 г.

                                                                                                   

РЕШЕНИЕ

Дело № 14/02-14

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанов А.В. –  руководитель управления;

Членов Комиссии:

Целищева А.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

Колесник А.В. – специалиста 1 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий;

 

В присутствии представителей:

ответчика – МУП ЖКХ «УЮТ» – <…> (по доверенности от 14.04.2014 г.); <…> (по доверенности от 14.04.20140 г.).

 

рассмотрев в открытом заседании  с объявлением резолютивной части решения дело № 14/02-14 по признакам нарушения МУП ЖКХ «УЮТ» (613648, Кировская обл., ЗАТО Первомайский, ул. Молодежная, д. 5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в рамках осуществления контроля за исполнением законодательства в сфере энергоснабжения, направило в адрес МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) запрос от 13.03.2014 г. № 1501/02  по поводу взимания с граждан платы за ввод в эксплуатацию и опломбировку приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан.

Письмом от 24.03.2014 г. № 169 МУП ЖКХ «УЮТ» представило следующие документы:

- копию приказа от 30.03.2014 г.  № 20 «О введении расценок на платные ремонтно-строительные работы в МУП ЖКХ «УЮТ» на 2012 год» с приложением: основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.;

- копию приказа от 31.12.2013 г. № 53 «О внесении изменений в перечень расценок на ремонтно-строительные работы в МУП ЖКХ «УЮТ» с приложением: основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.01.2014 г.;

- перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов в период с 01.09.2012 г. по настоящее время.

Согласно перечня платных услуг, действующего с 01.04.2012 года по 01.01.2014 г.,  за услугу по вводу в эксплуатацию приборов учета воды установлена плата в размере 500 рублей. В перечне платных услуг, действующем с 01.01.2014 г. услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета воды отсутствует.

Согласно справки по перечню лиц, которым оказывалась вышеуказанная услуга,  следует, что 74 гражданам за период с  01 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. начислялась плата за выполненные работы по вводу в эксплуатацию приборов учета воды в размере 500 рублей за ввод в эксплуатацию одного прибора учета.

 

Кировским УФАС России было установлено, что в действиях МУП ЖКХ «УЮТ» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем, приказом от 03.04.2014 г. № 150 было возбуждено дело № 14/02-14.

 

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела откладывалось один раз.

 

На заседании Комиссии представители МУП ЖКХ «УЮТ» пояснили, что у Предприятия отсутствуют калькуляции на выполнение работ по вводу в эксплуатацию приборов учета воды. Стоимость данной услуги была утверждена приказом директора Предприятия от 30.03.2012 г. № 20. Также, представители пояснили, что МУП ЖКХ «УЮТ» является ресурсоснабжающей организацией и вводит в эксплуатацию только приборы учета холодной воды. Вводом приборов учета горячей воды занимается МУП ЖКХ «Теплосети» (ЗАТО Первомайский).

 

07 мая 2014 г., после отложения рассмотрения дела, представители МУП ЖКХ «УЮТ» указали, что сумма 250 рублей за услугу по вводу в эксплуатацию прибора учета была взыскана с некоторых граждан, так как они являются сотрудниками предприятия, для которых установлена 50 % скидка на оказание услуг, которая была утверждена еще в 2009 году, в то время как по утвержденному прейскуранту плата за ввод в эксплуатацию прибора учета составляет 500 рублей.

 

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пунктам 2.2.1. Устава МУП ЖКХ «УЮТ», утвержденного распоряжением главы ЗАТО Первомайский Кировской области от 28.01.2005 г. № 2, предметом  деятельности Предприятия, в том числе, является оказание услуг по сбору, очистке и распределению воды.

 

Согласно Распоряжению Главы ЗАТО Первомайский Кировской области от 30.12.2002 г. № 308 имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Первомайский Кировской области, закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «УЮТ». Согласно Акту № 2 от 04.01.2003 г. о закреплении имущества за МУП ЖКХ «УЮТ» ЗАТО Первомайский Кировской области на праве хозяйственного ведения, Предприятие получило в том числе, артскважины, сети водоснабжения, водонапорную башню. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 25.10.2011 г. № 40/1 установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2012 год. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 02.11.2012 г. № 45/3 установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2013 г. Решением Правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.10.2013 г. № 36/5 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для МУП ЖКХ «УЮТ» (ЗАТО Первомайский) на 2014 год.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ  «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является сферой деятельности субъектов естественных монополий.

 

Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства от 30.06.2008 г. № 30, доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Таким образом, МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах ЗАТО Первомайский.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Из положений п. 2 ст. 543 ГК РФ следует, что энергоснабжающая организация должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета потребления энергии в ситуации, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п. «б» п. 5 ст. 13 Закона «О водоснабжении и водоотведении», порядок осуществления учета поданной воды относится к существенным условиях договора водоснабжения. В силу п.п. 1 п. 1 ст. 20 Закона «О водоснабжении и водоотведении» количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам подлежит коммерческому учету.  Пунктом 4 ст. 20 Закона установлено, что коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

Таким образом, приборы учета устанавливаются в целях определения количества потребленной абонентом воды и отведенных сточных воды. Услуги по приемке в эксплуатацию установленных у абонента приборов учета не образуют самостоятельного товарного рынка и являются составной частью услуг водоснабжения и водоотведения.

С учетом изложенного, услуги по введению в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов и опломбировке места соединения  их с водопроводной сетью, установленных в квартирах граждан с целью определения количества поданной абоненту воды, является составной частью товарного рынка по водоснабжению и водоотведению, на котором в силу ранее приведенных доводов МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение.

Следовательно, Предприятие обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

 

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акта Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. 

Частью 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,  приборы учета воды, сточных вод  размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в ч.1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона «О водоснабжении и водоотведении», договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В то же время до вступления в силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» также нормативно отсутствовала обязанность принять установленный гражданином прибор учета энергоресурса за плату.

Таким образом,  МУП ЖКХ «УЮТ», как ресурсоснабжающая организация, обязано оказывать услуги по опломбировке и вводу в эксплуатацию приборов учета воды, для потребителей, с которыми заключены договоры водоснабжения, без взимания платы, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

 

В ходе рассмотрения дела ответчиком были представлены следующие документы:

1) копия прейскуранта  «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.», утвержденный приказом директора МУП ЖКХ «УЮТ» от 30.03.2012 г. № 20. Данным прейскурантом установлена плата за оказание услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета воды в размере 500 рублей 00 копеек.

2) копия прейскуранта «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.01.2014 г.», утвержденный приказом директора МУП ЖКХ «УЮТ» от 31.12.2013 г. № 53. В данном прейскуранте услуга по вводу в эксплуатацию приборов учета воды отсутствует.

3)  «перечень лиц, которым оказаны услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов в период с 01.09.2012 г. по настоящее время». Согласно данного перечня вышеуказанные услуги были оказаны 74 гражанам. Последняя оплата была произведена 14 октября 2013 года.

4) копии приходных кассовых ордеров с указанием ФИО и адреса плательщика, количество опломбированных и введенных в эксплуатацию приборов учета, а также суммы оплаты услуги. Общий доход, полученный Предприятием за оказание рассматриваемых услуг составил 40 250 рублей.

5) копия заявления гр. <…> в адрес МУП ЖКХ «УЮТ» о возврате денежных средств в сумме 500 рублей 00 копеек (оплачено по квитанции к приходному кассовому ордеру № 220 от 12 марта 2013 года) за оказание услуги по опломбированию прибора учета холодной воды.

6) копия распоряжения МУП ЖКХ «УЮТ» о возврате незаконно взятых денежных средств от 25.07.2013 г. № 12. Данным распоряжением было установлено, что в связи с заявлением нанимателя жилого помещения гр. <…> следует перевести незаконно взятые денежные средства на лицевой счет нанимателя (приходный кассовый ордер от 10.06.2013 г. № 497).

Также, согласно представленным Предприятием копиям карточек нанимателей гр. <…> и гр. <…> незаконно взятые денежные суммы в размере 500 рублей 00 копеек за оказание услуг по опломбированию и вводу в эксплуатацию были переведены на счет указанных граждан. Следовательно, общий доход полученный Предприятием за оказание рассматриваемых услуг составил 39 250 рублей.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» представило в Управление приказ от 06.05.2014 г. № 22 о возврате денежных средств за оказанные услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов, согласно которому в течение трех дней гражданам, которым были оказаны соответствующие услуги за период 2013 г., должны быть направлены уведомления о возврате денежных средств. Доказательств возврата денежных средств указанным гражданам Предприятием в Управление до момента вынесения решения не представлены.

 

Из представленных МУП ЖКХ «УЮТ» документов следует, что услуга по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды осуществлялась на платной основе. Плата составляла 500 рублей за 1 прибор учета, что подтверждается прейскурантом «основные виды платных ремонтно-строительных работ с 01.04.2012 г.», а также сведениями из приходных кассовых ордеров (например: приходный кассовый ордер от 20.09.2012 № 887, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 10.10.2012 № 990, к оплате 1000 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 23.01.2013 № 64, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 12.03.2013 № 220, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 08.04.2013 № 304, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 27.05.2013 № 432, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 10.06.2013 № 497, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 11.07.2013 № 636, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 15.08.2013 № 739, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 17.09.2013 № 847, к оплате 500 рублей 00 копеек; приходный кассовый ордер от 14.10.2013 № 947, к оплате 500 рублей 00 копеек).  Общий доход, полученный от реализации услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды составил 40250 рублей 00 копеек. В тоже время, двум гражданам были возвращены денежные средства за оказанные услуги, а именно: гр. <…> (приходный кассовый ордер от 12.03.2013 № 220) и гр. <…> (приходный кассовый ордер от 10.06.2013 № 497), что подтверждается выпиской из карточки нанимателя. Таким образом, сумма дохода составила 39250 рублей 00 копеек. Дата последнего взимания платы с граждан за оказание рассматриваемых услуг – 14 октября 2013 года.

 

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что МУП ЖКХ «УЮТ» необоснованно взимало плату с граждан за ввод в эксплуатацию и опломбировку установленных в квартирах индивидуальных приборов учета воды в виде платы за оказание соответствующих услуг.

 

МУП ЖКХ «УЮТ» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах ЗАТО Первомайский.

Следовательно, на МУП ЖКХ «УЮТ» распространяются запреты, установленные ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

Часть 1 ст. 10 Закона РФ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 

Таким образом, МУП ЖКХ «УЮТ» нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действиями, выразившимися в необоснованном взимании в период с 20 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. платы за услуги по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды.

Указанные действия ущемляли интересы граждан, которые вынуждены были оплачивать услуги во вводу установленных приборов учета в эксплуатацию и их опломбировке вопреки требованиям действующего законодательства, предусматривающего обязанность ресурсоснабжающих организаций осуществлять ввод приборов учета в эксплуатацию и их опломбировку на безвозмездной основе.

 

Статья 10  ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Перечисленные действия МУП ЖКХ «УЮТ» не соответствуют признакам допустимости, установленным ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку данными действиями к гражданам предъявляется необоснованное требование об оплате услуг, взимание  платы за которые не предусмотрено действующим законодательством.

 

За злоупотребление доминирующим положением хозяйствующими субъектами на товарном рынке статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

 

Вместе с тем, в результате вышеуказанного нарушения МУП ЖКХ «УЮТ» получило доход (денежные средства, поступившие от граждан за оказание услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды).

Общая сумма дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, составила 39 250 рублей.

В соответствии с п.п. «к» п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган осуществляет полномочие по выдаче в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания  о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49,  статьей 50,  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях МУП ЖКХ «УЮТ» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном взимании в период с 20 сентября 2012 г. по 14 октября 2013 г. платы за услуги по вводу в эксплуатацию и опломбированию индивидуальных приборов учета воды, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов граждан, оплативших данную услугу.

2. Выдать МУП ЖКХ «УЮТ» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно дохода в размере 39 250 (тридцать девять тысяч двести пятьдесят) рублей, полученного от граждан за оказание услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   А.В. Молчанов                        

 

 

 

Члены комиссии                                                                                А.Н. Целищев                                                                              

 

 

 

                                                                                                         А.В. Колесник

 

                                                                          

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                    

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №14/02-14 [format] => [safe_value] => №14/02-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 836 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_k_resheniyu_14.02-14_na_sayt.doc [uri] => public://solution/2014/05/29/predpisanie_k_resheniyu_14.02-14_na_sayt.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 47616 [status] => 1 [timestamp] => 1401360915 [origname] => predpisanie_k_resheniyu_14.02-14_na_sayt.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-23 04:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-23 04:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401165590 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Кировское УФАС России )