Аналитический отчет по результатам проведения оценки состояния конкурентной среды на рынках похоронных услуг

 

Аналитический отчет по результатам проведения оценки состояния конкурентной среды на рынках похоронных услуг
 
I. Общие положения
 
         Во исполнение приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» Кировским УФАС России была проведена работа по оценке состояния конкурентной среды на рынках похоронных услуг.
Доминирующее положение хозяйствующих субъектов определялось в соответствии с нормативными актами:
- приложение к приказу ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее Порядок);
- приложение к приказу ФАС России от 17.01.2007 № 5 «Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией».
 
II. Определение временного интервала исследования
 
Временным интервалом исследования товарного рынка похоронных услуг определен отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008 гг.
 
III. Определение продуктовых границ товарного рынка
 
При изучении рассматриваемого рынка было установлено, что минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг включает:
1. Оформление документов, необходимых для погребения (медицинское свидетельство о смерти; свидетельство о смерти и справка о смерти, выдаваемые в органах ЗАГС; документы, подтверждающие выделение определенного участка для захоронения);
2. Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды;
3. Подготовка тела к прощанию и захоронению (бальзамирование, облачение, положение во гроб);
4. Транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску), в том числе транспортировка гроба по территории кладбища (проезд катафального транспорта);
5. Рытье могилы;
6. Опускание гроба, засыпка могилы;
7. Изготовление и установка временного памятного знака на могиле.
Анализ фактической ситуации в городских округах численностью более 50000 человек показал, что перечисленные услуги (минимально необходимый для захоронения в землю перечень услуг) предоставляются, как правило, комплексно, для погребения умершего оформляется заказ на оказание этого комплекса услуг.
Таким образом, с учетом того, что заказ оформляется, как правило, на оказание минимально необходимого комплекса услуг, товаром является именно этот минимально необходимый комплекс.
В качестве взаимозаменяемого товара к минимально необходимым услугам по погребению в землю нужно рассматривать минимально необходимые услуги по погребению способом кремации.
На территории Кировской области не располагаются крематории.
Соответственно можно сделать вывод, что невозможно услугу по погребению способом захоронения в землю заменить какой-либо другой услугой.
 В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляющих деятельность на рынке похоронных услуг, зарегистрированы в налоговых органах и отчитываются по коду ОКВЭД 93.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг».
В результате, продуктовые границы рынка ограничены и включают только товар «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг».
В соответствии с частью III Порядка, общероссийских классификаторов товаров (работ, услуг) продуктовые границы исследуемых рынков определены товаром «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг».
 
IV. Определение географических границ товарного рынка.
 
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке похоронных услуг свидетельствует, что в Кировской области расположено                                  2 муниципальных образования с населением более 50 000 человек:
1) численностью от 50 000 до 100 000 человек - город Кирово-Чепецк;
2) численностью от 100 000 до 500 000 человек - город Киров.
Муниципальные образования численностью от 500 000 до                  1 000 000 человек и более 1 000 000 человек на территории Кировской области отсутствуют.
 
V. Определение состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке
 
Покупателями на данном рынке являются физические лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица – специализированные службы по вопросам похоронного дела:
 
 
1) на территории МО «Город Кирово-Чепецк» - МУП «Коммунальное хозяйство» г. Кирово-Чепецка;
2) на территории МО «Город Киров» - ООО «Ритуал», ООО «Бюро ритуальных услуг».
 
VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов
на товарном рынке
 
1. На товарном рынке г. Кирово-Чепецка доминирует МУП «Коммунальное хозяйство» г. Кирово-Чепецка с долей 100 %.
Коэффициент рыночной концентрации (CR) = 100 % при                70%<CR<100%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) = 10000 при 2000<HHI<10000.
2. Доминирующее положение на товарном рынке г. Кирова с долей       38,4 % занимает ООО «Ритуал», с долей 61,6 % - ООО «Бюро ритуальных услуг». 
Коэффициент рыночной концентрации (CR) = 100 % при                70%<CR-1<100%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) = 10000 при 2000<HHI<10000.
Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать вывод, что рынки «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг»  г. Кирово-Чепецка и г. Кироваотносятся к I типу– высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.
 
VII. Определение барьеров входа на товарный рынок
 
Анкетирование хозяйствующих субъектов, которые в отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008 гг. осуществляли деятельность на рынке похоронных услуг и предоставляли минимально необходимый комплекс услуг (продавцов), для определения административных и экономических барьеров показало следующее.
1. Административные барьеры отсутствуют.
2. Экономические барьеры:
- стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (размер возмещаемой суммы), для оказания данных услуг не достаточна, требует повышения 5 000 – 10 000 руб.;
- ежегодное проведение конкурсов (аукционов) по содержанию кладбищ, недостаточность финансирования для удовлетворения санитарного содержания кладбищ;
- выделение новых площадей для захоронения;
- недостаточность оборотных средств. 
 
VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
 
На основании проведенного анализа товарного рынка «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг», с учетом вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
 
1) На товарном рынке в географических границах МО «Город Киров» осуществляет деятельность ООО «Ритуал» и ООО «Бюро ритуальных услуг», в границах МО «Город Кирово-Чепецк» - МУП «Коммунальное хозяйство»          г. Кирово-Чепецка.;
 
3) Изучаемые товарные рынки можно отнести к рынкам с неразвитой конкуренцией.;
 
4) ООО «Ритуал» доминирует на данном товарном рынке с долей менее 50 %, ООО «Бюро ритуальных услуг» - с долей более 50 %, МУП «Коммунальное хозяйство» г. Кирово-Чепецка – с долей более 50 %.;
 
5) При процедуре определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, выявлено наличие 4 экономических барьеров.