Аналитический отчет по результатам проведения анализа рынка железобетонных изделий

 

Аналитический отчет
по результатам проведения анализа рынка железобетонных изделий
 
I. Общие положения
 
Настоящий анализ рынка железобетонных изделий проводился в соответствии с планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы.
Целью настоящего анализа явилась оценка состояния конкурентной среды на рынке железобетонных изделий Кировской области.
В задачи исследования входит:
- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемых товарных рынках;
- определение объемов товарных рынков и долей действующих на них хозяйствующих субъектов;
- определение уровня концентрации товарных рынков.
Методическую основу анализа составили:
- приложение к приказу ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке»;
- приложение к приказу ФАС России от 17.01.2007 № 5 «Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией».
 
II. Временной интервал исследования
 
Период, за который исследовалась информация о производстве и реализации железобетонных изделий, включает 2007-2008 года.
 
III. Продуктовые границы товарного рынка
 
Железобетонные изделия – материалы, применяемые в строительстве (блоки фундаментов, фундаменты стаканного типа и башмаки, плиты фундаментов, детали ростверков, сваи).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции             (ОКП 005-93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, указанным товарам соответствует код 58 1000 «Конструкции и детали фундаментов», который включает:
- блоки фундаментов;
- фундаменты стаканного типа и башмаки;
- плиты фундаментов;
- детали ростверков;
- сваи.
Технологии, используемые в производстве блоков фундаментов, фундаментов стаканного типа и башмаков, плит фундаментов, деталей ростверков, свай различаются.  
В целях получения объективных и обоснованных данных о взаимозаменяемости железобетонных изделий был проведен опрос наиболее крупных потребителей указанных товаров (строительные организации). Опрос показал, что функционально эквивалентных товаров блокам фундаментов, фундаментам стаканного типа и башмаков, плитам фундаментов, деталям ростверков, сваям для строительства не существует.
Таким образом, следует рассматривать обособленные товарные рынки, продуктовыми границами которых являются следующие товары:
- блоки фундаментов;
- фундаменты стаканного типа и башмаки;
- плиты фундаментов;
- детали ростверков;
- сваи.
 
IV. Географические границы товарного рынка
 
Для проведения анализа за географические границы исследуемых товарных рынков железобетонных изделий приняты административные границы Кировской области.
 
V. Состав хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на товарном рынке 
 
В состав наиболее крупных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке железобетонных изделий, входят 5 предприятий.
 
Покупателями железобетонных изделий являются строительные организации, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства.
Продолжительность договорных отношений производителей и постоянных покупателей составляет от 3 до 7 лет.
 
VI. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке
 
В основном производители железобетонных изделий реализуют свою продукцию юридическим и физическим лицам, расположенным на территории Кировской области, а также за ее пределы - Республику Коми, Ямалоненецкий АО.
Следует отметить, что в 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдается тенденция увеличения объемов реализации данной продукции в другие регионы Российской Федерации. Так, за пределы Кировской области реализованы железобетонные изделия:
а) блоки фундаментов:
- в 2007 г.  реализовано 10,2 % продукции от общего объема реализации, в 2008 г. – 14,0 %;
б) плиты фундаментов:
-  в 2007 г. реализовано 0,8 % продукции от общего объема реализации, в 2008 г. – 2,0 %;
в) сваи:
- в 2007 г. реализовано 21,7-23,1 %% продукции от общего объема реализации, в 2008 г. – 80,4-89,6 %%.
Кроме того, отдельные хозяйствующие субъекты указанную продукцию используют для собственного потребления:
а) блоки фундаментов:
- объем собственного потребления от общего объема производства в  2007 г. составил 23,0-55,8 %%, в 2008 г. – 31,0-51,6 %%;
б) фундаменты стаканного типа и башмаков:
- объем собственного потребления от общего объема производства в  2007 г. составил 83,4 %, в 2008 г. – 72,4 %;
в) плиты фундаментов:
- объем собственного потребления от общего объема производства в  2007 г. составил 21,8-68,8 %%, в 2008 г. – 16,9-19,2 %%;
г) сваи:
- объем собственного потребления от общего объема производства в  2007 г. составил 97,9 %, в 2008 г. – 79,1 %.
 
VII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
 
Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих товарные рынки железобетонных изделий позволяют сделать следующие выводы.
Рассматриваемые товарные рынки являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией (I тип рынка).
 
VIII. Проверка изменения цен на железобетонные изделия
 
Темпы изменения отпускных цен производителей на железобетонные изделия  отражены в таблице.
 

 №№
п/п
Вид железобетонного изделия
2007,
%
2008,
%
1.
Блоки фундаментов
109,5-155,5
92,5-119,2
2.
Фундаменты стаканного типа и башмаки
100,1
108,5
3.
Плиты фундаментов
108,3-164,9
92,5-120,0
4.
Детали ростверков
115,6
132,5
5.
Сваи
99,9-141,4
108,5-120,8

 
Как видно из нижеприведенной таблицы изменение отпускных цен производителей на железобетонные изделия обусловлено изменением отдельных статей расходов.
 

№№
п/п
Наименование статьи расходов
2007,
%
2008,
%
1.
Сырье и материалы
140,0-203,6
74,9-171,3
2.
Заработная плата
117,0-150,0
117,0-139,1
3.
Начисления на заработную плату
117,0-150,0
117,0-139,1
4.
Общепроизводственные расходы
119,6
105,5
5.
Общехозяйственные расходы
223,6
116,7

 
В основном производственные мощности используются производителями железобетонных изделий не полном объеме.
 
IX. Барьеры на товарном рынке  
 
Проведенный опрос производителей железобетонных изделий показал, что административные и экономические барьеры на товарном рынке отсутствуют.
 
X. Выводы  
 
1. Анализ продуктовых границ рынка позволил выделить 5 обособленных рынка железобетонных изделий: блоки фундаментов, фундаменты стаканного типа и башмаки, плиты фундаментов, детали ростверков, сваи.
2. Проведенный анализ рыка железобетонных изделий показывает, что рассмотренные рынки в пределах географических границ Кировской области, является высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.
3. Наличия административных и экономических барьеров на товарном рынке не установлено.
4. Изменение цен на железобетонные изделия носило неравномерный характер. Наблюдалось как повышение цен, так и их снижение. Изменение цен во многом связано с изменением ряда статей расходов хозяйствующих субъектов (материалы, заработная плата и т.д.).