Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Кирова
06 октября 2009, 20:03
Анализ и оценка состояния конкурентной среды
на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Кирова
В соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках услуг по управлению многоквартирными домами в г. Кирове.
Анализ выполнен в соответствии с приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее «Порядок») и «Методических рекомендаций по подготовке обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах» (№ЦА/6263 от 11.03.2009)
Собственники помещений, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны выбрать в качестве способа управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме
Управляющая организация на условиях, указанных в договоре управления, обеспечивает:
- содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к жилым зданиям, установленными техническими регламентами;
- оказание коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме, в соответствии с правилами, принимаемыми Правительством Российской Федерации;
- осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Временной интервал исследования
Временной интервал исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами с 01.01.2008 по 31.12.2008 г.г.
Продуктовые границы товарного рынка
Продуктовыми границами данного исследования является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», имеет код 70.32.2. В эту группировку включен вид деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) группа 041000 – жилищные услуги включают в себя следующие виды услуг:
041105 Содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
041106 Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет собственника жилищного фонда.
041111 Сбор бытовых отходов
041113 Уборка внутриподъездных и придомовых площадей
041131 Услуги по управлению многоквартирным домом.
В связи с индивидуальной спецификацией данного вида деятельности услуга по управлению многоквартирными домами не имеет товаров-заменителей.
Географическими границами рынка услуг являются административные границы МО «Город Киров».
При определении географических границ рынка услуг по управлению многоквартирными домами положен принцип экономической возможности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствие такой возможности за ее пределами, вытекающий из сущности товара и его потребительских свойств.
Учитывая данные факторы, а также в соответствии с методическими рекомендациями ФАС России в данном обзоре приняты административные границы городов с численностью населения более ста тысяч человек, таким образом географические границы товарного рынка услуг по управлению многоквартирными домами определились в пределах территориальных границ г. Кирова.
Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ в состав хозяйствующих субъектов-участников рынка управления многоквартирными домами в городах входят управляющие организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами.
Деятельность по управлению многоквартирными домами не является лицензируемой.
Состав хозяйствующих субъектов на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Кирове.
№ п/п
|
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы
|
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, в процентах от общего жилищного фонда
|
|
|
|
1
|
2
|
11
|
1
|
ООО «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова»
|
14,36
|
2
|
ООО «Управляющая компания Нововятского района г. Кирова»
|
7,68
|
3
|
ООО «Вектор»
|
1,84
|
4
|
ООО ЖХ «Московский тракт»
|
3,65
|
5
|
ООО «Жилищная эксплуатационная компания «Дороничи»
|
0,45
|
6
|
ООО «Кировжилсервис»
|
2,52
|
7
|
ООО «Аква-ДСК»
|
2,99
|
8
|
ООО «Лепсе-УЮТ»
|
1,13
|
9
|
ООО «Вятжилсервис»
|
0,10
|
10
|
ООО «Управляющая компания Вятка Уют»
|
0,35
|
11
|
ООО ЖЭУ «Апрель»
|
1,76
|
12
|
ООО «Аварсервис»
|
0,20
|
13
|
ООО «ПромЖилСервис»
|
0,42
|
14
|
ООО «Жилремстрой»
|
0,21
|
15
|
ООО «Жилкомслужба»
|
0,76
|
16
|
ООО «Жилсервис Плюс"
|
0,43
|
|
|
|
17
|
КРООООИ "Интеграция"
|
2,04
|
|
|
|
18
|
ООО “Вересники»
|
1,18
|
19
|
ООО «АТП УЖХ»
|
1,06
|
20
|
ООО «Вяткаремжилсервис»
|
0,32
|
21
|
ООО «РЭП-14»
|
0,28
|
22
|
ООО "ПТС"Физприбор"
|
1,65
|
|
|
|
23
|
ООО «Жил-сервис»
|
0,81
|
24
|
ООО «Исида Плюс»
|
1,25
|
25
|
ООО «ЖКО 1 Мая»
|
0,35
|
26
|
ООО «Вятка-4»
|
2,49
|
27
|
ООО «ИнТехСервис»
|
0,37
|
28
|
ООО
|
0,24
|
|
«Предприятие ЖКО»
|
|
29
|
ООО
|
0,08
|
|
«ВТК Управляющая Компания»
|
|
30
|
Муниципальное учреждение Управление жилищного хозяйства г. Кирова
|
20,99
|
|
Всего:
|
71,30
|
В основном способ управления многоквартирными домами на территории г. Кирова выбирался общим собранием собственников помещений.
По результатам голосования, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса, заключается договор управления многоквартирным домом в письменной форме с каждым собственником помещения в таком доме на условиях, указанных в решении общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Поэтому управляющие компании, а также созданные ТСЖ жестко привязаны к определенному территориальному району города и действуют в рамках только этих определенных границ.
В соответствии с пунктом 8.2 статьи 162 ЖК «собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора».
Барьеры входа на рынок по управлению многоквартирными домами в границах муниципального образования «Город Киров» в форме административных ограничений отсутствуют.