Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Кирова

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды
на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Кирова
 
В соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 №28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на   товарных    рынках    услуг   по   управлению многоквартирными домами   в г. Кирове.
 Анализ выполнен в соответствии с приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее «Порядок») и «Методических рекомендаций по подготовке обзора состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах» (№ЦА/6263 от 11.03.2009)
Собственники помещений, в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны выбрать в качестве способа управления многоквартирным домом:
 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме
 Управляющая организация на условиях, указанных в договоре управления, обеспечивает:
-          содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к жилым зданиям, установленными техническими регламентами;
-          оказание коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме, в соответствии с правилами, принимаемыми Правительством Российской Федерации;
-                   осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
 
Временной интервал исследования
 
Временной интервал исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами с 01.01.2008 по 31.12.2008 г.г.
 
Продуктовые границы товарного рынка
 
Продуктовыми границами данного исследования является комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Деятельность по управлению многоквартирными домами в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности                 (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», имеет код 70.32.2. В эту группировку включен вид деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) группа 041000 – жилищные услуги включают в себя следующие виды услуг:
041105 Содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.                                   
041106 Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет собственника жилищного фонда.             
041111 Сбор бытовых отходов                                   
041113 Уборка внутриподъездных и придомовых площадей         
 041131 Услуги по управлению многоквартирным домом.    
            В связи с индивидуальной спецификацией данного вида деятельности услуга по управлению многоквартирными домами не имеет товаров-заменителей.  
Географическими границами рынка услуг являются административные границы МО «Город Киров».
При определении географических границ рынка услуг по управлению многоквартирными домами положен принцип экономической возможности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствие такой возможности за ее пределами, вытекающий из сущности товара и его потребительских свойств.
Учитывая данные факторы, а также в соответствии с методическими рекомендациями ФАС России в данном обзоре приняты административные границы городов с численностью населения более ста тысяч человек, таким образом географические границы товарного рынка услуг по управлению многоквартирными домами определились в пределах территориальных границ г. Кирова.
Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ в состав хозяйствующих субъектов-участников рынка управления многоквартирными домами в городах входят управляющие организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами.
Деятельность по управлению многоквартирными домами не является лицензируемой.
Состав хозяйствующих субъектов на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Кирове.

№ п/п
Наименование хозяйствующего субъекта с указанием его организационно-правовой формы
Объем (доля) жилищного фонда, находящегося в управлении хозяйствующими субъектами, в процентах от общего жилищного фонда
 
 
 
1
2
11
1
ООО «Управляющая компания Октябрьского района г. Кирова»
14,36
2
ООО «Управляющая компания Нововятского района г. Кирова»
7,68
3
ООО «Вектор»
1,84
4
ООО ЖХ «Московский тракт»
3,65
5
ООО «Жилищная эксплуатационная компания «Дороничи»
0,45
6
ООО «Кировжилсервис»
2,52
7
ООО «Аква-ДСК»
2,99
8
ООО «Лепсе-УЮТ»
1,13
9
ООО «Вятжилсервис»
0,10
10
ООО «Управляющая компания Вятка Уют»
0,35
11
ООО ЖЭУ «Апрель»
1,76
12
ООО «Аварсервис»
0,20
13
ООО «ПромЖилСервис»
0,42
14
ООО «Жилремстрой»
0,21
15
ООО «Жилкомслужба»
0,76
16
ООО    «Жилсервис Плюс"
0,43
 
 
 
17
КРООООИ "Интеграция"
2,04
 
 
 
18
ООО “Вересники»
1,18
19
ООО «АТП УЖХ»
1,06
20
ООО «Вяткаремжилсервис»
0,32
21
ООО «РЭП-14»
0,28
22
ООО "ПТС"Физприбор"
1,65
 
 
 
23
ООО «Жил-сервис»
0,81
24
ООО «Исида Плюс»
1,25
25
ООО «ЖКО 1 Мая»
0,35
26
ООО «Вятка-4»
2,49
27
ООО «ИнТехСервис»
0,37
28
ООО
0,24
 
«Предприятие ЖКО»
 
29
ООО
0,08
 
«ВТК Управляющая Компания»
 
30
Муниципальное учреждение Управление жилищного хозяйства г. Кирова 
20,99
 
Всего:
71,30

В основном способ управления многоквартирными домами на территории г. Кирова выбирался общим собранием собственников помещений. 
По результатам голосования, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса, заключается договор управления многоквартирным домом в письменной форме с каждым собственником помещения в таком доме на условиях, указанных в решении общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Поэтому управляющие компании, а также созданные ТСЖ жестко привязаны к определенному территориальному району города и действуют в рамках только этих определенных границ.
В соответствии с пунктом 8.2 статьи 162 ЖК «собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора».
Барьеры входа на рынок по управлению многоквартирными домами в границах муниципального образования «Город Киров» в форме административных ограничений отсутствуют.