Реклама, обсуждаемая на Экспертном Совете, в очередной раз вызвала повышенный интерес у его участников

25.06.2015 г. в Кировском УФАС России состоялось очередное заседание Экспертного совета по рекламе, на котором обсуждались следующие вопросы:

1. В Кировское УФАС в рамках конкурса «Реклама и право» поступило заявление физического лица с просьбой оценить информацию, размещенную на кафе «Слон» с изображением трех кальянов следующего содержания: «Кальян Бар» на соответствие требованиям рекламного законодательства. А именно,  соответствует ли спорная информация требованиям п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», в которой не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Перед членами Экспертного Совета были поставлены следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламной?

- если реклама, то усматриваются ли признаки нарушения п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», т.е. можно ли считать модуль рекламой табачной продукции, кальянов, курительных принадлежностей?

Решение Экспертного Совета:  члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация не носит рекламный характер, исходя из места ее расположения, а так же отсутствия в ней побуждающей к приобретению определенного товара информации.

2. В Кировское УФАС в рамках конкурса «Реклама и право» поступило заявление по признакам нарушения рекламного законодательства при размещении информации магазина «Пивмастер» по адресу: г. Киров, ул. Чапаева, д. 69 следующего содержания: «Пиво. Лимонад. Квас на разлив. С собой или у нас в теплой компании! Магазин живого разливного пива. Более 15 видов пива. Всегда свежее и холодное пиво!» с использованием изображений бокалов с пенными напитками.

В соответствии со ст. 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. В силу пункта 3 части 2 статьи 5 недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом. К рекламе алкогольной продукции, к которой относится пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, законодательством Российской Федерации о рекламе предъявляются специальные требования.

Пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно части 2.1 данной статьи, реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Перед членами Экспертного Совета были поставлены следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламой алкогольной продукции (пива)?

- направлена ли вышеуказанная информация на привлечение внимания к реализуемым товарам магазина «Пивмастер», в том числе к алкогольной продукции (пиву)?

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к единому мнению о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер и направлена на привлечение внимания потребителя к реализуемым товарам магазина «Пивмастер», в том числе к алкогольной продукции (пиву). Данный вывод был сделан исходя из содержания всей представленной информации, а именно фраз: «Магазин живого разливного пива»,  «Более 15 видов пива», «Всегда свежее и холодное пиво», которые привлекают внимание потребителя и побуждают приобрести рекламируемый товар – пиво.

3. В Кировское УФАС в рамках конкурса «Реклама и право» поступило заявление по признакам нарушения рекламного законодательства при размещении информации магазина «Calipso» следующего содержания: «SALE до 30% на всё» в ТЦ «ЦУМ» на 3 этаже.

Согласно п.1 ч.5 ст.5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Перед членами Экспертного Совета были поставлены следующие вопросы:

- является ли вышеуказанная информация рекламной?

- если реклама, то усматриваются ли признаки нарушения п. 8 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», а именно, искажает ли смысл рекламы использование иностранного слова «SALE»?

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета пришли к мнению о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер, но признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в ней не усматриваются, поскольку общий смысл рекламы не вводит в заблуждение.

4. В Кировское УФАС в рамках конкурса «Реклама и право» поступило заявление по признакам нарушения рекламного законодательства при размещении в бесплатной рекламно-информационной газете новостей «Источник», тираж 167 ООО, №21 (429) от 23 мая 2015 года на 6 стр. рекламного модуля следующего содержания: «Займы. Поможем в любой ситуации, выгодные условия, низкий процент, т. 778551, 89229778551».

А так же в рамках конкурса «Реклама и право» поступило сходное заявление по признакам нарушения рекламного законодательства при размещении в бесплатной рекламно-информационной газете новостей «Источник», тираж 167 ООО, №19 (427) от 09 мая 2015 года на 40 стр. рекламного модуля следующего содержания: «Партнеръ. Кредитный Дом. Доступные займы. Низкие ставки. Специальные льготные условия для пенсионеров. Ул. Карла Маркса, 62».

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - это услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Займы в данном случае выступают финансовой услугой, т.е. услугой по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам.

Согласно ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов (срок, сумма, процентная ставка), которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Отсутствие каких-либо из указанных условий предоставления займа может привести к искажению смысла информации, содержащейся в рекламе, и ввести в заблуждение потребителей данной рекламы.

Перед членами Экспертного Совета был поставлен следующий вопрос:

- вводит ли спорная реклама потенциального потребителя вышеуказанной финансовой услуги в заблуждение фразой «поможем в любой ситуации», «низкий процент», «выгодные условия», «низкие ставки»?

Решение Экспертного Совета: члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что спорная реклама вводит потенциального потребителя вышеуказанной финансовой услуги в заблуждение фразами «поможем в любой ситуации», «низкий процент», «выгодные условия», «низкие ставки», а так же отсутствуют условия по предоставлению займа, что приводит к искажению смысла информации, содержащейся в рекламе.

5. Были подведены итоги работы Экспертного Совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России, представлен вниманию членов Экспертного Совета аналитический материал по применению мнения  Экспертного Совета в административной и судебной практике, как в Кировском УФАС России, так и в иных регионах. Доклад на тему: «Роль Экспертных Советов в административной и судебной практике по делам, рассматриваемым антимонопольным органом».