Внимание телеканалов! Возможность размещения рекламы в телепрограммах на платных телеканалах зависит от объема национальной продукции СМИ в эфире телеканала.

Напоминаем, что согласно п. 14.1 ст. 14 Закона о рекламе не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Распространение рекламы допускается по указанным телеканалам в случае распространения не менее чем семидесяти пяти процентов национальной продукции средства массовой информации.

К национальной продукции СМИ относится продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем пятьдесят процентов. В качестве национальной продукции СМИ признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

С 11.08.2015 г. вступил в силу Приказ ФАС России от 01.06.2015 № 405/15 «Об утверждении Порядка подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации требованиям, установленным в Федеральном законе «О рекламе» (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2015, регистрационный №38226) (далее — Порядок), также регулирующий данный вопрос.

В пункте 8 Порядка приводится перечень продукции СМИ, приобретенной телеканалом, на котором данная продукция распространяется, у другого лица, которая в любом случае относится к национальной продукции СМИ, а также указывается, что к национальной продукции СМИ может быть отнесена также и иная продукция СМИ, приобретенная телеканалом, на котором данная продукция распространяется, у другого лица, в случае если такая продукция СМИ будет отвечать признакам национальной продукции СМИ, установленным в Федеральном законе «О рекламе».

При этом согласно пункту 9 Порядка к национальной продукции СМИ относится любая продукция СМИ, произведенная непосредственно телеканалом, на котором данная продукция распространяется, если данный телеканал зарегистрирован в качестве средства массовой информации в Российской Федерации, в том числе:

-    прямой эфир;

-    программы в студии или вне студии телеканала, в том числе новости, интервью, развлекательные передачи, а также трансляции спортивных соревнований при сопровождении оригинальным комментарием данного телеканала.

Кроме того, пунктом 4 Порядка предусмотрено, что оценка продукции СМИ на предмет отнесения ее к национальной продукции СМИ осуществляется антимонопольным органом в рамках проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Соответственно, в случае поступления в антимонопольный орган заявления о нарушении части 14.1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» либо в случае самостоятельного выявления сотрудниками антимонопольного органа фактов распространения рекламы на таких телеканалах, для целей выявления признаков нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган должен провести проверку (выездную или документальную) с тем, чтобы выявить объем национальной продукции СМИ в эфире указанных телеканалов.

При этом в силу пункта 5 Порядка при проведении проверки оценка процентного содержания национальной продукции СМИ в общем эфире телеканала происходит исходя из времени фактического вещания телеканала в течение суток, то есть в расчет принимается время вещания телеканала в течение календарных суток (с 00 часов 00 минут до 24 часов 00 минут). Если телеканал в проверяемый период (одни или несколько суток) вещает 24 часа в сутки, то 75% составляет 18 часов, если телеканал в проверяемый период

вещает 12 часов в сутки, то 75% составляет 9 часов.

Соответственно, если национальная продукция СМИ составляет 75 и более процентов времени фактического вещания телеканала в сутки, то на таком телеканале может распространяться реклама.