Об итогах работы "горячей линии" по вопросам недобросовестной конкуренции

28.08.2015 г. в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области с 13:00 до 14:00 работала "горячая линия". Жители г. Кирова и Кировской области имели возможность задать вопросы по теме недобросовестной конкуренции и получить устную консультацию.

За время работы «горячей линии» поступило 8 обращений  лиц, большая часть из которых касалась распространения недостоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта среди клиентов, использование недобросовестными конкурентами сходных до степени смешения средств индивидуализации, осуществления деятельности недобросовестными перевозчиками. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

Один из вопросов, касающийся защиты прав интеллектуальной собственности, звучал следующим образом: Организация на протяжении длительного периода времени (несколько лет) использует для своих предприятий коммерческое обозначение. При этом недавно аналогичный вид деятельности на рынке города стал осуществлять другой хозяйствующий субъект, который использует для своих предприятий сходное до степени смешения наименование с наименованием конкурента, раньше появившегося на рынке. Насколько правомерны действия нового хозяйствующего субъекта? Что можно предпринять для того, чтобы компании добросовестно конкурировали на рынке? Рассматривают ли такие вопросы антимонопольные органы?

Правовой режим использования коммерческих обозначений регулирует четвертая часть Гражданского кодекса РФ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132 ГК) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. При этом коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий (статья 1538 ГК).

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Частью 2 статьи 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Хозяйствующий субъект, который раньше стал использовать спорное коммерческое обозначение, вправе обратиться к лицу, которое нарушает действующее законодательство с требованием о прекращении использования коммерческого обозначения.

Кроме того, так как данные действия могут содержать признаки нарушения Закона «О защите конкуренции» и являться актом недобросовестной конкуренции, у хозяйствующего субъекта есть право на обращение и в антимонопольный орган.

Также необходимо знать, что в первую очередь учитывается, что хозяйствующие субъекты действительно осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке и в одних географических границах. Кировское УФАС России обращает внимание, что если лица занимаются разными видами деятельности, нет оснований для антимонопольного реагирования, так как в данном случае даже использование тождественных наименований не может вызвать смешения хозяйствующих субъектов в гражданском обороте.

При решении вопроса на наличии в действиях хозяйствующего субъекта акта недобросовестной конкуренции учитываются и другие признаки  недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции».

При этом, тот факт что один из конкурентов является индивидуальным предпринимателем, а другой юридическим лицом, не имеет значения для рассмотрения вопроса о наличии в действиях субъекта признаков недобросовестной конкуренции. 

Рассматривая подобные дела антимонопольный орган, в отдельных случаях, запрашивает мнение специалистов Роспатента о наличии сходства до степени смешения двух словесных обозначений. Однако, вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений может быть разрешен с позиции рядового потребителя.